Онтология как раздел философского знания



Существует три значения понятия:

1) Выяснение основных, фундаментальных принципы бытия, первоначала всего сущностного. Само понятие "онтология" в переводе с греческого языка означает учение о сущем, сущностное, важное. Это учение о первооснове бытия, о субстанции, материю, пространство, время, движение, причинность и т.д.

2) В марксистской философии понятие "онтология" употребляется для выяснения сущности явлений, которые существуют независимо от человека, его сознания.

3) В западной философии в понятие "онтология" также включают общие принципы бытия, но они рассматриваются на уровне сверхчувственного, надрациональной интуиции. Общие принципы бытия в таком понимании выясняются лишь интуитивно, а не в процессе практической, познавательной деятельности человека, взаимодействия субъекта и объекта.

Структура бытия: Материальное бытие - существование материальных тел, явлений природы, вещей созданных трудом человека; идеальное бытие - бытие человека как природного и социального существа; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного; социальное бытие - бытие отдельного человека и бытие общества.

Бытие - философская категория, обозначающая:

1) все то, что мы видим, что реально существует,
2) все то, что мы не видим, но оно есть в действительности (например, радиоволны, ионизирующего излучения, электрическое поле , внутреннее изменение и т.д.),
3) все то, что является мнимым, нереальным (например, представление об идеальном, мифологические образы)
4) реальность, которая существует объективно, независимо от сознания человека (природа, объективные законы);
5) общий способ существования человека, общества.

Исходя из вышеизложенного, основными формами бытия являются: бытия вещественного, материального; бытия субъективного идеального; бытия биологического (живого) бытия социального (общественного).

Материализм Л. Фейербаха. Критика религии.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого” Я” . Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически.

Л. Фейербах известен у нас главным образом как автор антирелигиозных сочинений, как критик теологии и идеализма. Да и сам философ заявлял, что вопрос, который неизменно был в центре его внимания, — это вопрос о сущности религиозного мира и борьбе против него.

В 1841 г. выходит “Сущность христианства” Фейербаха, работа, в которой он уже как сторонник философского материализма срывает таинственный, мистический покров с религии, сводит ее к сущности человека. Таким образом, критика религии и теологии, действительно, постоянно оставалась главной темой Фейербаха до конца его жизни. Однако перу Фейербаха принадлежат и довольно многочисленные труды по истории философии. Его интерес к этой области не был кратковременным и случайным.

Характерная особенность всех историко-философских сочинений Фейербаха состоит в том, что они пронизаны борьбой против религиозного мировоззрения; мыслитель рассматривает в них историю философии как процесс освобождения человеческого разума из-под власти религии и теологии. Как известно, Гегель противопоставлял религию и философию, но лишь по форме, объявляя философию более адекватным, логическим выражением истины, а религию — ее отражением в символических представлениях. Фейербах противопоставляет их по существу и приходит к материализму через полное преодоление религии. Фейербах говорит о положении, в котором очутились наука, философия и искусство в средних веках. Безраздельное господство религии в тот период, отмечает он, привело к страшному оскудению и упадку, особенно в области знания. Как мог христианин, живущий только в боге, отрешенный от мира сего, понять природу и сохранить склонность к ее изучению? Природа имела для него лишь значение конечного, случайного, несущественного. Не менее отрицательна была роль религии в развитии искусства. Она лишала его свободы и самостоятельности, делала из него средство своего украшения и возвеличивания. Незавидное место было отведено и философии: она должна была при помощи разума доказать истинность догм религии.

Билет № 11


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!