Нормативистская (позитивская) онтология
Проблемы правовой онтологии рассматриваются по – разному независимо от той или иной позиции автора в правопонимании. Проблема онтологии рассматривается в тесной связи в проблемами гносеологии и аксеологии.
Позитивисты отрицают объективную сущность права, т.к оно всегда зависит от воли законодателя. Для позитивистов существование права выражается в существовании определенного явления (официально – властного документа). Вся онтология права сводится к существованию текста законного или подзаконного акта. Этим обуславливается повышенный интерес теоретиков права к юридико – догматическому анализу текстов НПА, к их трактовке с позиции лингвистики, толкования права (герменевтики). Все, что выходит за рамки анализа, является второстепенным, нереальным, и не нужным. Некритическое отношение позитивистов к законодательству оборачивается апологетикой, а на долю ученых остается усвоение и комментирование. Такой подход формирует властьугодных людей.
Такая онтология носит конкретный характер, а право как феномен лишено правовой сущности. Право не зависит от объективных оснований, а зависит от авторитета власти.
18. Либертарно-юридическая онтология.
Либертатно – юридическая онтология
Бытие по этому подходу проявляется в реальном существование позитивно – правового явления – закона, выражающего объективную сущность права, т.е свойства и требования формального равенства. С позиции такого подхода бытие права (его существование и действие) предполагает необходимую связь между правовой сущностью и правовым явлением. Это единство правовой сущности и явления и есть право, как особая форма и специфический регулятор общественных отношений. Данный подход направлен против того, будто право это некая идеальная сущность, действующая сама по себе без внешнего выражения в виде общеобязательного явления (НПА), так считают сторонники естественного подхода. В правовом законе, как форме бытия права, правовая сущность, т.е формальное равенство, выражено и существуют в виде адекватного явления – позитивного права. Общеобязательное явление (закон) представляет форму выражения объективной сущности и только поэтому действует как правовое явления (правовой закон). Правовой закон – надлежащее, адекватное и в этом смысле подлинная форма бытия права, поскольку лишь в данной форме сущность явления представляет собой взаимосвязанное и необходимое единство правовой сущности и правового явления. Такая надлежащая форма бытия права отсутствует в естественно – правовом подходе и у сторонников позитивного права. У представителей данных подходов нет соответствующих концепций права и его бытия, в которых можно было бы говорить о правовой сущности и правовом бытие, о необходимом характере их взаимосвязи и единства. Поэтому сущность у сторонников естественно – правового подхода и явление у нормативистов не представляет собой ни правовую сущность, ни правовое явление, поскольку естественно – правовая сущность – это не сущность общеобязательного явления, а нормативисткое явление – это не явление объективно – правовой сущности. С позиции рассматриваемого подхода формальное равенство, т.е правовая сущность – это сущность общеобязательного правового явления (закона), а общеобязательное правовое явление – это государственная форма проявления этой сущности.
|
|
|
|
Право исторично, убеждает Нерсесянц. Право бытия опосредовано социально – историческим опытом и в этом смысле право получено из опыта (апостериорно), а не априорно (получено путем размышления), поэтому природу права нельзя смешивать с правом природы, т.е природной данностью. Право природы нельзя смешивать и с природой разума. Хотя и разум и природа играют существенную роль в процессе исторического развития и действия права. Нерсесянц приходит к выводу, что человек – существо правовое. Но это суждение не предполагает, что человек по своей природе и политический и правовой, таковым он становится в процессе исторического развития. Если бы человек рождался уже свободным, т.е от природы обладал природой и равенством, то нигде бы он не был в оковах. Но вектор развития человечества прямо противоположен: первобытный человек был абсолютно несвободным и человек, и человечество развивается к свободе из ситуации полного его отсутствия. С позиции данной концепции принципиальное значение имеет определение исторически достигнутой ступени и меры равенства, свободы и справедливости. Нерсесянц считает, что этой мерой может выступать правовой закон, без которого не может быть и права и правовых явлений. С его позиции в рамках правового закона все правовые явления (нормы, правоотношения, правосознание и т.д.) являются формой выражения принципа формального равенства. Например, в правовом отношении это проявляется во взаимоотношении независимых друг от друга субъектов. Право присутствует и существует во всех правовых явления, а не только в одной форме правового закона и каждая из этих правовых форм выполняет особую функцию в контексте бытия права. Особое место среди этих явлений занимает правовая норма. Это обусловлено трактовкой нормы как системного элемента. Данный подход к праву, оперируя правовой нормой, не отрицает, а наоборот развивает собственное юридическое понимание нормативности права. С данной точки зрения задача состоит не в денормативизации права (де – как отрицание), а в юридизации нормы закона как правового явления, т.е усиление юридической силы закона.
|
|
|
|
19. Аксиология как философско-правовая дисциплина.
Правовая аксиология
Краткая общая характеристика
Аксиология – философская наука, которая занимается исследованием ценностей, как образующих оснований человеческого бытия. Ценности задают направленность и мотивированность человеческой деятельности. Проблемы ценностей возникает в критические моменты жизни общества, когда меняются ценности, либо обесцениваются старые ценности, когда рушатся устои человеческого общества. Ценность – положительная или отрицательная значимость для человека, социальной группы и общества в целом. Ценность тех или иных объектов определяется не их свойствами, а степенью вовлеченность объектов в человеческую жизнь. Ценности по своей значимости для человека делятся:
1) Абсолютные – жизнь, здоровье человека, добро, любовь и т.д. (сейчас собственность выделяют). Данная ценность имеет субъективный характер, т.к не все ранжируют данные ценности.
2) Относительные – часто выступают как средство достижения абсолютных ценностей. В праве мы говорим о ценности права: инструментальная ценность права и общекультурная ценность права (С.С Алексеев).
Аксиология – методология познания права, сложившаяся в XIX веке и составившая теоретическую платформу неокантианскому, нормативистскому направлениям юриспруденции, представителями которых были Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке, Г. Кельзен, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и др. Аксиологический подход к праву сформировался в результате экстраполяции (распространения) идей неокантианства в сферу юридической науки. Одновременно, правовая аксиология является одним из направлений аксиологии как таковой, т.е. теории ценностей, которые определяются как идеалы, общезначимые принципы, определяющие мотивацию деятельности человека.
Правовая аксиология базируется на идее выделения в пространстве права двух уровней – должного и сущего. По мнению сторонников аксиологического понимания права, должное есть ничто иное, как идеальное право – правовые идеалы, ценности, принципы, которые подобно путеводной звезде освещают правотворческую и правоприменительную деятельность человека. Правовые идеалы и ценности являются духом права, именно поэтому их нельзя свести к какому-нибудь законченному списку. Тем не менее, в самом общем смысле дух права складывается из таких правовых идеалов и принципов как свобода, справедливость, согласие. Сфера должного в праве, по убеждению представителей аксиологического подхода, трансцендентальна (изначально присуща разуму), априорна (независима от опыта), первична по отношению к сфере сущего.
Сфера сущего в праве – существующие в реальности правовые нормы, т.е. позитивное право, которое, в отличие от ценностей, не идеально, но реально, соответственно, имманентно (присуще действительности) и апостериорно (возникает из опыта). Позитивное право, в видении сторонников аксиологии, формируется в результате реализации – наполнения конкретным социокультурным содержанием - правовых идеалов и ценностей. Разумеется, такого рода реализация осуществляется субъектом нормотворчества и зависит от исторических условий, в рамках которых она осуществляется
Юридическая аксиология позиционирует принцип разделения наук на два вида:
1) науки о сущем – науки, изучающие природные и социальные явления, при помощи методологии объяснения, т.е. исходя из законов причинности;
2) науки о должном - науки, изучающие нормативный порядок человеческих отношений, при помощи методологии «отнесения к ценности».
20. Естественно-правовая аксиология.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!