Древнегреческая философия: от мифа к логосу



Философия Древней Греции представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н. э. но VI в. н. э. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке. Отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой. Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития). Важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направление развития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос – с греч. – слово, учение). Движение означает тенденцию развития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли. Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология есть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества. 

Концепция «осевого времени» К. Ясперса.

Своеобразную концепцию исторического процесса развития общества предложил немецкий философ К.Ясперс (1883 - 1969). Делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Таким образом, Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой Провидения. Ясперсу, вера является основой и смыслом истории. А значит, возникает вопрос: возможна ли общая для всего человечества» вера, такая вера, которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различные культуры и цивилизации. Такую веру, по мнению немецкого философа не может предложить ни одна религия: ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д. Каждая религия объявляет свою веру как откровение какого-либо Бога: Яхве, Христа, Будды, Аллаха и т. д. Содержания вероучений часто служили источниками раздора и взаимонепонимания между народами. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера, по учению Ясперса, отличается от знания. Она есть акт воли. Но ее не следует противопоставлять знанию. Признаком философской веры мыслящего человека служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самое себя. Безграничное познание, наука - основной элемент философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она не может становиться догматом. Она есть осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации. Ясперс указывает, что «осевая эпоха» - время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Человек, как бы впервые, пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению Ясперса, является одной из главных предпосылок философского мышления.

Проблема архэ. Натурфилософия досократиков.

Архэ (греч.— начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

1. Фалес: Архэ — вода.

2. Анаксимандр: Архэ — апейрон — начало порождающее, определяющее все существующее, источник развития, то, во что все возвращается снова.

3. Анаксимен: Архэ — некий воздух (воздух как основа всего) .

4. Пифагор: Архэ — число.

5. Гераклит Эфесский: Архэ — огонь.

6. Парменид:Архэ — само бытие, оно едино и неделимо; бытие есть, а небытия нет.

7. Анаксагор: Архэ — вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии»).

8. Эмпедокл: Архэ — множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь. Хотя элементы Архэ материальны, но движущие силы идеальны — любовь и вражда.

9. Демокрит: Архэ — атомы.

Термин «архэ» в древнегреческом языке употреблялся в основном своём значении «начало»; например, как «момент времени, с которого начинаются какие-либо события» это слово (в дательном падеже) употребляется в зачине Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово» (Эн архэ эн о Логос)

Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Под природой философы подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Первую группу древнегреческих философов, действовавших как до, так и после Сократа в период с 7 до начала 4в. До н.э. называли досократиками. В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Одни философы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, а некоторые - и проблеме познания.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!