Стадии профессионального становления личности



Аморфная оптация (от 0 до 12 лет) Формирование профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием участия родителей, учителей, школьных предметов и сюжетно-ролевых игр.  
Оптация (от 12 до 16 лет) Формирование профессиональных намерений, выбор пути профессионального образования и подготовки; учебно-профессиональное самоопределение  
Профессиональная подготовка (от 16 до 23 лет) Ведущая деятельность – учебно-профессиональная; освоение новой социальной роли; обретение социальной независимости, политическое и гражданское совершеннолетие; профессиональная подготовленность  
Профессиональная адаптация (от 18 до 25 лет) Освоение новой социальной и профессиональной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности; формирование профессионально важных качеств
Первичная профессионализация Формирование профессиональной позиции, интегрированных профессионально важных качеств, индивидуального стиля профессиональной деятельности. Квалифицированный труд. Становление специалиста  
Вторичная профессионализация Выработка профессионального менталитета, идентификации с профессиональным сообществом. Профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности. Высококвалифицированный труд. Становление профессионала  
Профессиональное мастерство Осуществление творческой профессиональной деятельности; развитая потребность в самореализации; продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная активность, проявляющаяся в поиске новых эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений, стремлении преодолеть сложившиеся методы управления.

  Профессиональные деформации личности

Психологическими детерминантами профессиональных деформаций являются: психологические защиты, стереотипы мышления и поведения, неконгруэнтность.

Профессиональная деформация Проявление деформации в профессиональной деятельности
Авторитарность Жесткая централизация процесса управления; преимущественное использование распоряжений, указаний, порицаний
Демонстративность Управленческая деятельность как средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива, чрезмерная эмоциональная самопрезентация
Профессиональный догматизм Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний, склонность к мыслительным и речевым штампам, преувеличенная ориентация на жизненный и профессиональный опыт
Профессиональная индифирентность Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости, игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил
Консерватизм Предубеждение против инноваций, настороженное отношение к представителям других национальностей
Профессиональная агрессия Пристрастное отношение к инициативным, творческим, независимым работникам, выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок
Ролевой экспансизм Преувеличение значения собственной роли, ролевое поведение за пределами учреждения, преобладание обвинительных, назидательных суждений
Социальное лицемерие   Склонность к морализированию, вера в свою нравственную непогрешимость

Средства профессиональной реабилитации

- повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

- диагностика профессиональных деформаций, разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

- прохождение тренингов личностного роста;

- рефлексия профессиональной биографии, разработка дальнейших сценариев личностного и профессионального роста;

- овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы;

- повышение квалификации, возможно переход на новую должность.

 

Тема 1.2. Предмет и назначение этики как науки. Специфика и задачи этики.

План

  1. Этика как наука.
  2. Специфика этики.
  3. Задачи этики.

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, так как объект ее изучения – человек, его поведение и отношения.

В рамках этического учения общение выступает специфическим аспектом, это и предпосылка и основа человеческой жизни; необходимость и потребность людей, способ существования и жизнедеятельности. В данном аспекте сосредоточена цель этики – это создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих достойное качество общения, а значит и реализацию ведущих потребностей личности и общества.

Главный вопрос этики – понимание, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Роль общества контролировать, корректировать поведение людей с целью реализации баланса общественного и личного. Для этого существуют регуляторы поведения: традиции, право, мораль, этикет. Этическая оценка поступка определяется его ориентацией на достижение добра или зла, которые выступают критериями этического суждения.

   Впервые термин употребил Аристотель. Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину – философию морали («мораль», «нравственность» - синонимы, по латыни mores «нравы»).

  Этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – соотношение добра и зла.

  Специфика этики как теории морали заключается:

  1. в ее предмете, коим является мораль; этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода, ответственность, смысл жизни, счастье;
  2.  в методах исследования, представленных как

а) изучение философских первоисточников с целью синтеза этического аспекта,

б) исследование общественного мнения,

в) историческая реконструкция нравов на основе изучения памятников, произведений культуры и искусства,

г) характерный для этики язык и терминология;

  1. с одной стороны это учение о морали (осмысливает, обобщает, систематизирует, отражает в виде доктрин, моральных кодексов нормы поведения), с другой стороны – это часть морали, т.к. этика постоянно задает ценностную основу человеческой жизни и деятельности, определяет ее ценность направленностью на достижение добродетели. Изучение этики необходимо не столько для того, чтобы знать о добродетелях, сколько для того, чтобы быть добродетельным (моральным). Нормативная программа достойного поведения синтезирует возможность добродетельности и счастья;
  2. этика тесно связана с другими гуманитарными науками: психологией, этнографией, культурологией, философией (выражает ее основы и идеи, является ее частью, только философия изучает общие принципы отношений человека и мира, а этика – нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми).

Основные задачи этики:

- описывать мораль, ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы, т.е. то, что определяет нравственную культуру общества;

- объяснять мораль, т.е. анализировать сущность, механизмы функционирования морали;

- учить морали, т.е. давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя совершенствованию человека, выработке стратегии и тактики «правильной жизни».

  Последняя задача сложная и спорная: «Можно ли научить человека морали, дав ему этические знания? Становится ли человек автоматически моральным, узнав об основных добродетелях?».

Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Действие моральных норм обеспечивается с помощью общественного мнения, которое служит гарантом безопасности, защитой от морального произвола других.

Нравственный идеал – это целостный образ нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

 

      Тема 1.3. История этических учений

План

  1. Условия возникновения этических знаний.
  2. Этические учения Древнего Востока.

Этико-философские системы Древней Индии;

Этико-философские системы Древнего Китая.

  1. Этика античности.
  2. Этика эпохи Средневековья и Возрождения.
  3. Этическая мысль Нового времени.
  4. Этика эпохи Просвещения.
  5. Этика немецкой классической философии.
  6. Этические искания второй половины XIX века.
  7. Этика в XX веке.
  8. Этика на рубеже веков: новые идеи.

 

История этических учений описывает эволюцию морали с древности до наших дней, а также социально-исторические типы морали.

Первые зачатки этических знаний появились в государствах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия), складывались VI – II тыс. лет до н.э.

Условия возникновения:

  • господство культа прошлого, строгий контроль за соблюдением традиций;
  • настороженное отношение к новому;
  • подчиненность индивида социальной группе, ее нормам;
  • преобладание идеала коллективизма, обусловленного страхом не вписаться в социальную группу;
  • нивелировка личности;
  • усложненная система ритуалов.

Человек получает мудрость не от науки, а от жизни, свои силы затрачивая на то, чтобы занять соответствующее место (ячейку) в сетке общественного устройства.

 

Этические учения Древнего Востока

Этико-философские системы Древней Индии
Этико-философские системы Древнего Китая

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1900; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!