Г.: «Рабочий: гештальт и господство» (Der Arbeiter)



 

 В 1923 г. Юнгер покидает армию и начинает учебу в Лейпцигском университете, обучение (зоология и философия) в котором он продолжает до мая 1926 г., а затем, находясь в одном шаге до получения степени доктора, оставляет учебу без академической квалификации. В процессе учебы он совершил поездку в Неаполь. Женитьба Юнгера на Грете фон Эйзен, с которой они познакомились в Ганновере в 1923 г., состоялась 3 августа 1926 г. Их первый сын, Эрнст, родился 1 мая 1926 г., второй – Александр –в 1934 году. Начиная с 1926 г., Юнгер живет на литературные гонорары, которых было достаточно, чтобы он смог совершить путешествия во Францию, на Балеары и в Хорватию.

В эти годы у него появляются противоречивые политические увлечения. Он пишет статью для национал-социалистической газеты Volkischer Beobachter («Народный обозреватель») под названием «Revolution und Idee» («Революция и Идея»), в которой проповедует революционный Национализм и необходимость диктатуры. Можно предположить, что поворот Юнгера в сторону правых революционеров объясняется стремлением совместить опыт войны и потребность стабилизации своего мира.
После кратковременного увлечения национал-социалистами в 1923 г. (посвящение экземпляра «Огня и Крови» (Feuer und Blut) Адольфу Гитлеру [«dem nationalen Fuhrer Adolf Hitler»], который даже назначил встречу с ним, отмененную в последний миг) Юнгер начинает относиться к национал-социализму с растущей дистанцией, отвергая предложения о месте в избирательном списке НСДАП и оскорбительно отзываясь о Геббельсе. Противодействие попыткам национал-социалистов заявить свои права на получившего к тому времени известность автора книг о войне выразилось и в отказе Юнгера в 1933 г. от места в подвергнутой чистке Поэтической академии (Dichterakademie) и обыске Гестапо в его доме. 

 

 

 

           В поворотном произведении Юнгера «Рабочий: гештальт и господство», относящегося к первому периоду его творчества, выражен опыт заслуженного фронтовика, взгляд и диагноз современному миру и предвидение развития как будущего Германии, так и всего мира. В начале книги приведён анализ эпохи третьего сословия – буржуазии, выявлен мнимый характер её господства, указано на кризис созданного ею общества и её основополагающих идей. Затем Юнгер переходит к описанию нового гештальта человека, который отныне властно вторгнется в историю и непосредственно определит структуру преображённого мира. Это образ нового человека, позднее названный Юнгером «типом», который невозможно сломать, который твёрдо стоит на ногах благодаря своей способности к активному контакту со стихийным, т.е. человека, овладевшего высшими формами ясности, сознания, самообладания, дезиндивидуализации и реализма, которому знакома радость от полной самоотдачи, от максимума действия с минимумом «почему?» и «для чего?». В «типе» соединяются две крайности – с одной стороны, стихийное начало, действующее в себе и вне себя, с другой – жесточайшая дисциплина, предельное самосознание и объективность, полный контроль при тотальном задействовании собственного существа. Рабочий – это идейный приемник «настоящего, непобеждённого солдата великой войны».

Гештальт – это целое больше суммы составляющих его частей или архетип, который сам создаёт собственную форму, пребывающую в видимом пространстве, подобно «оттиску, оставленному печатью». Краеугольным камнем для всего круга идей, развиваемых Юнгером, является вера в метафизику, в положительный смысл, скрытый в современном мире, взятом во всей его совокупности, включая даже его упадочные, механизированные и разрушительные аспекты.

Подведя итог, Юнгер пишет: «Весь круг земной усеян обломками разбитых картин. Мы – свидетели конца, сравнимого по своим масштабам с геологическими катастрофами. Поэтому не стоит попусту тратить время, решая, к кому примкнуть – к побеждённым, раздавленным пессимизмом, или к победителям, лучащимся наносным оптимизмом. Куда важнее научиться браться за клинок так, чтобы не пораниться о его лезвие».

Насколько справедливым был этот прогноз, закрепляющий за метафизическим гештальтом рабочего надежное место в новой иерархии ценностей, показало само время. Несомненно, в «Рабочем» были точно угаданы претензии тотального господства, воплотившегося в нацистском и советском режимах. Оценивая взглядом современника состояние общества, можно прийти к выводу, что изменения парадигмы эпохи, обозначенные Юнгером в своих произведениях, переносятся на неопределённый исторический период. Так называемое третье сословие – буржуазия – естественно, изменилось, но оно прекрасно мимикрировало в современных условиях. Была разработана новая доктрина и нанесён отличный удар, который перенёс создание нового типа «рабочего», именно «духовного рабочего», на неопределённое время. Нанесены удары по духовному и умственному развитию масс, началось навязывание и пропаганда морали обывателя через все доступные средства связи, оболванивание молодёжи, уход в виртуальный мир, интернет, который развращает неокрепшие умы, феминизм, наркотики, секс, алкоголь и.т.д. Отдельные индивидуумы, взявшие на себя смелость идти путём духовного развития, выглядят, по меньшей мере чудаками, одинокими огоньками в глубокой тьме современного общества.

 

Конец первой части.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!