Эволюция как физиологический процесс



Чайковский Ю.В. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. – М.: Т-во науч. изд. КМК, 2008. – 726с.

 

Различные понимания процесса эволюция.

Для самых ранних эволюционистов (трансформисты) понять эволюцию – значило всего лишь одно: убедиться, что организмы в ходе истории Земли изменялись.

Вероятно, Эразм Дарвин был первым, кто поставил вопрос о причинах эволюции: у него главные из них-огромное время и собственная активность живого. Этим он дал начало как учению о факторах(элементарных движущих силах) эволюции,так и конкретному пониманию этих факторов,которое известно нам под названием ламаркизма. Теперь понять эволюцию значило-узнать ее механизмы. Тех,кто ищет их в работе самого организма,будем называть физиологами. К сожалению, эволюционисты-физиологи ,много думая о механизмах эволюции,мало озабочены изучением ее процесса ,т.е фактического хода в историческом времени.

Дарвинизм видит эволюцию как цель приспособлений организмов к среде. Парадокс в том, что задачу трансформистов решило появление дарвинизма: факт изменения организмов в ходе истории Земли был признан наукой и обществом. Поэтому и процесс,и механизм эволюции стали понимать по Дарвину.

Геккель объединил Ламарка с Дарвином(активное приспособление и отбор) и дал новый способ понимания эволюции: понять ее-значит указать генеалогию( какой таксон от какого произошел). Так появились филогенетики,понимающие эволюционную науку как построение родословных древ.

Другой подход к эволюции предлагают физики: "...Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, атомы-из элементарных частиц, элементарные частицы представляют собой сгустки полей взаимодействий, так что вещество-это те же поля взаимодействий, только "сгустившиеся" и приобретшые благодаря этому новые свойства." (Хайтун С.Д. Законы социальной эволюции, 2006)

Другой подход к эволюции, холизм. Для холистов понять эволюцию-значит осознать целостность эволюционного процесса, его системность.

Прошло полвека, и теперь физики сами видят мир "сверху". Как биосфера, так и каждая её экосистема непрерывно приспосабливается сама к себе.

Ещё один подход к эволюции- финалисты.(Августин,Тейяр). Тейяр видел эволюцию как процесс,направленный к заранее намеченной Богом конечной цели.

По сути, описание эволюции зиждется на 2 блоках данных: палеонтологических и диатропических. Палеонтология указывает, в какой последовательности и в каких условиях жили организмы прошлого, её данные наиболее объективны и надежны, но касаются лишь некоторых свойств некоторых вымерших организмов. Диатропика, наоборот, сравнивает любые организмы по любым свойствам, поэтому сравнительный метод служи основным источником сведений о финкциях древних организмов, но он бывает обманчив. Нужно сочетать оба блока, но ,увы, часто друг другу противоречат.

Эволюция экосистем.

Биосфера состоит из экосистем и эволюирует путем их смены. Как правило, экосистема в ходе своего формирования переживает сукцессию. Сукцессия - это обычная плавная перестройка экосистемы; такова смена озера болотом, а затем смена болота лесом. Сама по себе такая смена- не эволюция, а онтогенез экосистемы. Сукцессия не считается актом эволюции, но её сходство с онтогенезом организма признается далеко не всеми. Жерихин, наоборот, полагал сходство онтогенеза и сукцессии весьма глубоким и важным дл понимания эволюции экосистем. Это различие позиций маркирует собой весьма существенное различие пониманий эволюции: для ученых круга Жерихина экосистема- реальный субъект эволюции, определяющий эволюцию входящих в нее видов.Но ведь экосистема эволюирует не путем размножения, а преобразованием одной экосистемы в другую,т.е. путем замены одного сукцессионного ряда на другой (болото может высохнуть и превратиться не в лес, а в луг или участок степи).

Эволюция экосистемы скорее похожа на онтогенез особи. Сущностное сходство системогенеза на данных уровнях позволяет строить единую системную теорию эволюции и заметить креационистам:если возможен онтогенез, то возможна и эволюция.

 

 

Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатропики,1990.

Эволюция как физиологический процесс

Пожалуй, главным достижением эволюционной мысли последних 30 лет явилось того, что эволюция-процесс преобразования систем, а наблюдаемый поток меняющихся признаков лишь эпифеномен (сопутствующее явление) этого процесса.

Когда в качестве системы выступает организм, то можно говорить о морфологическом и физиологическом преобразовании. Если первое удобно описывать как преобразование планов строения, то для второго этот язык неудобен. Хотя Мейен и полагал, что физиологическое разнообразие можно описаь на том же архетипическом языке, что и морфологические, но приходится согласиться с Аршавским, что при отсутствии собственного понятийного аппарата на долю эволюционной физиологии выпадает задача лишь регистрировать эволюционные преобразования, но не раскрывать природу их возникновения.

Понимание эволюции как физиологического процесса было несомненным у Дарвина, Ламарка и Сент-Илера, но затем уступило место статистическому пониманию её как процесса смены признаков. Целостность стали описывать просто как "корреляцию признаков", о чём Дарвин следовал за Кювье. Только в наши дни, когда статистическое мировоззрение стало уступать системному, на первый план понемногу выходят собственно физиологические законы эволюции. Физиология делает акцент на роль собственной активности организма в эволюционном процессе, подчеркивая, что "жить- значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой".

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!