Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 6 страница



Своеобразие поэзии Боратынского состояло в искусном сочетании в ней художественной образности и отточенной мысли. Независимо от жанра, к которому он обращался, его поэтическое слово было точным, высказывавшим, прежде всего, суждение, выверенное и рассудительное, желание ясное и осознанное:

Родные небеса! Незвучный голос мой

В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,

Вы мне повеете спокойствием и счастьем,

Как в пристани пловец, испытанный ненастьем…

Такая поэтическая четкость стала исключительной приметой стиля Боратынского. Интересно, что Пушкин за все время знакомства со стихами поэтами не выразил ни одного критического замечания.

Перу Боратынского принадлежат ценнейшие для русской поэзии стихотворения, одним из них является шедевр, ставший известным романсом на музыку М.И.Глинки, - «Разуверение» (1821).

–—

Разуверенье

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье,

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

<1821 год>

Б

1. Объясните смысл названия стихотворения.

2. С какой целью в тексте стихотворения трижды используются восклицательные предложения?

3. Чем похож лирический герой этого стихотворения на романтического героя? Чем отличается от него?

4. Раскройте значение метафор в этом стихотворении.

5. Можно ли стихотворение назвать философским? Поясните свою точку зрения.

—–

Стихотворение поражает ясностью, с которой поэт выражает своё разочарование и утрату веры в любовь, заполнявшую прежде его душу. Стихотворение построено на обращении к бывшей возлюбленной, в нём нет упрека, а лишь просьба – понять его потерю и невозможность пробудить его к любви. Поэтическое чувство развивается в трёх планах-проекциях: в прошлом, настоящем и будущем. Каждый из них отмечен восклицательной фразой. Прошлое высказано в восклицании: «Все обольщенья прежних дней!»; настоящее связано с состоянием переживаемой горечи: «Раз изменившим сновиденьям!»; будущее же заключено в просьбе: «В его дремоте не тревожь!»

С присущей Боратынскому убедительностью различаются понятия «волненье» и «любовь»:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Выразительна по мысли философская элегия, посвящённая осмыслению судьбе человека и поэта в жизни и потомстве, - «Мой дар убог, и голос мой не громок…» (1828).

——

* * *

Мой дар убог и голос мой не громок,

Но я живу, и на земли моё

Кому-нибудь любезно бытиё:

Его найдёт далёкий мой потомок

В моих стихах: как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашёл я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

<1828 год>

Б

1. Раскройте философский смысл стихотворения.

2. Как тематически перекликается это стихотворение с «Памятником» Горация, Державина, Пушкина?

3. В чём особенность ритма и характера рифмовки стихотворения? Как ритмический рисунок соотносится с содержанием и настроением стихотворения?

–—

Эта элегия представляет собой размышление о жизни человека и его роли в мире. Силу жить человеку даёт чувство, что он кому-нибудь нужен. Мысль, может быть, простая и очевидная, но она очень глубока, если осознать её отчетливо: живущий человек оценивается самой жизнью – в этом главный смысл его существования. А продолжение рассуждения о том, что его стихи дойдут до потомков, говорит не о тщеславии поэта – душа бессмертна и поэт сможет общаться с последующими людьми своими стихами.

Культура любого большого народа насыщенна и неизмерима, история поэзии подтверждает это, и поэты, будь то великие или малые творят её богатство. Говоря «поэты пушкинской поры», мы понимаем, что Пушкин сам является одним из них, а время названо его именем, поскольку оно стало поэтическим символом русской культуры. Однако Пушкин в своем поэтическом творчестве едва ли бы достиг таких высот без элегий, баллад и переводов В.А.Жуковского, гибкости стиха К.Н.Батюшкова, ясности слога Е.А.Боратынского. Так, в элегии поэта Ленского в пушкинском романе «Евгений Онегин» отразился блестящий перевод элегии французского поэта Мильвуа «Падение листьев», выполненный русским лириком М.В.Милоновым. Огромную роль в творчестве Пушкина сыграло постоянное общение с выдающимся поэтом и критиком князем П.А.Вяземским, в частности его стихотворение «Первый снег (в 1817 году)».

Важным явлением в русской поэзии стало творчество Н.М.Языкова, например, его стихотворение «Пловец» («Нелюдимо наше море…», 1829), дышащее мощью морской стихии и непобедимой волей русского человека.

Перу поэтов пушкинской поры принадлежат шедевры, навсегда вошедшие в нашу культуру; к ним относится стихотворение И.И.Козлова «Вечерний звон» (1827), давно звучащее в нашем культурном сознании словами широко известного романса:

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…

В унисон гражданскому пафосу пушкинской поэзии звучат стихи поэтов-декабристов, К.Ф.Рылеева, А.И.Одоевского, лицейского друга Пушкина - В.К.Кюхельбекера. В посвящении к поэме «Войнаровский» (1825), адресованном знаменитому писателю и декабристу А.А.Бестужеву (Марлинскому), Рылеев чеканной поэтической формулой выразил свою гражданскую позицию в поэзии, говоря о своих стихах:

Ты не увидишь в них искусства,

Зато найдешь живые чувства –

Я не Поэт, а Гражданин».

А молодой Александр Одоевский, находясь на каторге вместе с другими декабристами, ответил пламенными стихами на послание Пушкина ссыльным декабристам «Послание в Сибирь» (1827):

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И – лишь оковы обрели.

Мученический венец певца-пророка воспевает Кюхельбекер в стихотворении «Участь поэтов» (1823), предвосхищая пафос темы «поэт-пророк» у Пушкина и Лермонтова.

Среди многих других имен русских поэтов золотой поэзии пушкинской поры нельзя не назвать вдохновенного юношу, ушедшего из жизни всего в 22 года, критика, мыслителя и друга Пушкина, поэта с искренним и чистым лирическим голосом и нежнейшими стихами – Д.В.Веневитинова, в чьей судьбе отразились и высокие чувства, и преданность поэзии, и любовь к жизни. Вот как поэт писал о своем отношении к поэзии:

Я посвящаю их отныне

Навек поэзии святой.

или о своем ощущении жизни:

Я вижу, жизнь передо мною

Кипит, как океан безбрежный.

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

В 1837 г. Лермонтов вступает в зрелую пору своего творчества, оказавшуюся последней в его короткой жизни. С 1837 по 1841 гг. за 4 с половиной года Лермонтов создает десятки поэтических творений, пишет роман «Герой нашего времени» и делает ряд набросков будущих произведений.

Ведущими темами в лирике Лермонтова были тема поэта и поэзии, судьбы, души человека. Эти темы получили начало в трёх самых значительных ранних стихотворениях поэта. Лирическая история души открывается в юношеском стихотворении «Ангел» (1831). В нём Лермонтов создает легендарную лирическую ситуацию, в которой рассказано, как душа человека попала на Землю: Ангел несёт в объятиях молодую душу на Землю, «для мира печали и слез». И тех пор душа томится «желанием чудным» услышать слова песни, которую пел ангел. В сентябре 1832 г. Лермонтов, переехавший из Москвы в Петербург, впервые увидел море – на берегу Финского залива молодому поэту приходят строки стихотворения «Парус», шедевра пейзажной и философской лирики. В «Парусе» Лермонтов нашёл поэтический принцип изображения человека в жизни, который позже применит в ряде других произведений. Лирический герой Лермонтова выступает в трёх ракурсах: он наблюдает жизнь в первой строфе, действует в ней во второй и, размышляя, делает жизненный выбор - в заключительной. Тема поэта и поэзии, осложнённая национальными и романтическими мотивами, была поднята в стихотворении 1832 г. «Нет, я не Байрон, я другой». В нём ясно прозвучало утверждение о «русской душе» поэта и его особом положении в мире: 

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто?

Толпе мои расскажет думы –

Я, или Бог, или никто!

Лирика Лермонтова начиная с первых произведений всегда носила интимно личный, субъективный характер. Многие его ранние стихотворения своей исповедальностью и биографичностью напоминают поэтические страницы дневника. Некоторые из них получали названия по времени написания или переживания лирического чувства. Например, удивительное для 16-летнего поэта по глубине и масштабности содержания стихотворение «1831-го июня 11 дня». Позднее субъективность лирики Лермонтова проявлялась в том, личность лирического героя всегда выходила вперед на фоне любой темы, будь то тема поэзии, любви, родины, природы, поколения.

Тема поэта и поэзии в зрелом творчестве Лермонтова ярче всего раскрывается в стихотворениях «Смерть поэта» (1837), «Поэт» (1838) и «Пророк» (1841).

Б Какие факты, закономерности, понятия были вам известны до чтения данного текста? Из каких источников? Что нового вы узнали? Что в тексте показалось трудным? Интересным? В каких учебных и жизненных ситуациях можно применить полученные знания?

 

1. Назовите основные темы лирики Лермонтова.

2. В чём проявляется субъективность лирики Лермонтова?

––

Смерть поэта

А

Читая стихотворение, выделите в нём части, которые соответствуют изменению настроения и ритма поэтического текста.

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор,

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... – он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

 

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

 

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

 

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

 

И прежний сняв венок – они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он – с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

*

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

1837 год

Б

1. В первой строфе стихотворения выделите все поэтические образы, которые Лермонтов употребляет в качестве синонимов к слову «Поэт». Какое поэтическое настроение помогают передать эти образы?

2. Объясните, почему в четвертой строфе так много вопросительных предложений. Есть ли на них ответы в тексте? Почему? Раскройте свою точку зрения.

3. В последней строфе стихотворения выделите все эпитеты, которые характеризуют «надменных потомков». Какие главные человеческие пороки они отражают?

4. Объясните, почему слова Свобода, Гений и Слава в последней строфе написаны с большой буквы.

5. Расскажите, как меняется ритм стихотворения от части к части. Какими поэтическими средствами Лермонтов передает эти изменения. Как ритмический рисунок связан с содержанием и настроением каждой части?

——

Стихотворение «Смерть поэта» стоит особняком в русской литературе. Оно ценно своими художественными достоинствами, но, прежде всего, его значение определяется исторической основой создания этого великого и трагического произведения: 27-го января 1837 г. на Чёрной речке под Санкт-Петербургом на дуэли с поручиком Жоржем Дантесом был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. Через два дня великий поэт умер. «Смерть поэта» написана как взволнованный, патетический отклик на гибель Пушкина. Пафос стихотворения составляет острая боль от утраты национального гения поэзии, глубокое личное переживание. Оно был написано в первые два дня после смерти Пушкина.

Далеко не все в светском Петербурге поняли, что случилось непоправимое для русской культуры. Были люди, оправдывавшие Дантеса, были и прямые недоброжелатели Пушкина. И в эти горестные дни среди скорби, сомнения и растерянности, охвативших русское общество, прозвучал голос неизвестного поэта, корнета гусарского полка Лермонтова – горестный, дерзкий, гневный. В своих стихах Лермонтов выступил самым верным почитателем Пушкина, самым горячим его защитником.

Лермонтов начинает стихотворение словами: «Погиб поэт!» Они отражают масштаб трагедии, главная мысль стихотворения в том, что погиб не просто великий человек, - погиб поэт русской земли. Под словом «поэт» Лермонтов имеет в виду саму поэзию, через четыре года он окажется на месте своего предшественника. Поэт, поэзия и народ в понимании Лермонтова неразрывно связаны. Эта мысль была высказана Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836):

И славен буду я, доколь а подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

И подтверждается она тем, что Лермонтов пишет стихотворение, прибегая к стилю пушкинской поэзии, подражая стихотворениям Пушкина «Андрей Шенье», «Моя родословная» и другим. Получалось, что в стихотворении звучат пушкинские поэтические интонации, голос погибшего поэта словно оживает в них.

Стихотворение «Смерть поэта» вбирает в себя признаки разных поэтических жанров, в нём сочетаются гражданские, элегические мотивы, черты высокой, торжественной эпитафии. Последние 16 стихов дописаны позже, в ответ на недостойную моральную позицию светской черни: карьеристов, новой знати, низких сплетников, - и являются гневной политической инвективой (обвинением).

Стихотворение Лермонтова написано четырёх- и шестистопным ямбом. Такое чередование ямба придает стиху гибкость при смене интонации и передаче чувства. Вот, например, суровый рассказ об убийстве:

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет -,

передаётся чеканным четырехстопным ямбом, в котором строку с женской рифмой сменяет неотвратимо, как выстрел, строка с мужской рифмой. А лирическое переживание с его мягкими, укоряющими интонациями передается строками шестистопного ямба с женскими рифмами:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный...

Смена интонации и настроения может происходить в пределах одной строфы, выражая тем самым развитие лирической темы. Например, переход от переживания к осуждению сопровождаются переходом к четырехстопному ямбу и сужением длины строки:

И прежний сняв венок – они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили тайное чело.

Поражает сочетание суровой сдержанности, чувство глубокого горя и осознание необратимости трагедии:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Так русская поэзия продолжилась в творчестве Лермонтова. Молодой поэт своим мощным и страстным стихотворением как бы взял на себя ответственность за её дальнейшее существование. За эти стихи, особенно за последние 16 строк, поэт был арестован, и на него было заведено «дело о непозволительных стихах». Личным распоряжением императора Николая I Лермонтов был переведён в другой полк и выслан на Кавказ. В апреле 1837 г. началась первая ссылка Лермонтова, так начался путь другого русского поэта к гибели. Лермонтов был убит на дуэли 15 июля 1841 года.

Б

Какое впечатление на Лермонтова произвела гибель Пушкина? К какому художественному обобщению он прибегает, создавая стихотворение об этом трагическом событии?

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Пророк»

В мае-июне 1841 г. Лермонтов пишет свои последние лирические стихотворения, каждое из которых стало драгоценным украшением в сокровищнице русской поэзии. Среди них стихотворение «Пророк» - итог раздумий Лермонтова о роли поэта в жизни и обществе. Вспомним стихотворение «Пророк» Пушкина (1826), его финальную часть:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

Восстань, Пророк!.. –

лермонтовский «Пророк» словно бы продолжает текст Пушкина:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

––

Пророк

А

Перед чтением текста вспомните, в каком ещё произведении, кроме уже упомянутого пушкинского одноименного стихотворения, встречается образ пророка. Какова судьба этого героя? Какое значение имеет этот образ в произведении?

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

 

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

 

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

 

Когда же через шумный град


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 643; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!