Изображение военных будней в стихотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений)



Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии

гражданского, патриотического характера. Появляются проникновенные стихи о Родине, о тяжести военных будней солдат, потери близких и друзей. Поэзия была самым популярным жанром военных лет.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу

Исаковскому. В своем стихотворении «Враги сожгли родную хату…» он воплотил всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат. Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы.

Поэт Алексей Иванович Фатьянов с первых дней Великой Отечественной

войны находился в рядах армии. Он написал удивительные слова к песне

«Соловьи»: Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнуть, чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно. Автор обращается к соловьям, просит их не петь : "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят…" "Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, где соловьи всю ночь поют, а в доме том солдата ждут." Солдаты понимают, что чем быстрее к победе, тем ближе к родным и близким, к дому, вокруг которого "соловьи всю ночь поют".

Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье,

воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя в песне «Эх, дороги».

Поэт Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин» Твардовский показал главного героя в разных ситуациях, мы видим Теркина и на поле боя, и в госпитале, и на отдыхе. И везде он находчив, смел и полон оптимизма. Твардовский создал собирательный образ русского солдата, который боролся против фашизма, защищая свою Родину. Писатель дал нам возможность проследить за ходом войны глазами простых солдат, он показал нам военные будни.

Поэма «Василий Тёркин» - это рассказ о том, как жил солдат на войне, как он

воевал, сражался. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, рисует военные будни, показывает солдат на привале, в момент боя и короткого отдыха.

Теркин может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. А как

Тёркин играл на гармошке! Василий Тёркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, то очень серьёзные рассказы. А сколько лишений приходится терпеть Василию Тёркину! Он мёрзнет, голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием.

А.Т. Твардовский, рассказывая простым, образным, народным языком о русском солдате и событиях мирового значения, нигде не изменил правде жизни. Народ победил именно потому, что сражался за правое дело. Доброта, народная

справедливость - вот решающая сила, которая приводит к победе.

Историзм художественной литературы. Историческая правда и

Художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Историзм — литературное понятие, обозначающее способность в живых

картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передать облик той или иной исторической эпохи.

Из всех героев «Капитанской дочки» реально существовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. В "Капитанской дочке" мы видим реальное событие – Пугачевский бунт – глазами выдуманного героя – Петра Гринева. В романе одинаково важны и тесно переплетены история государства и история жизни человека. Рассказ Петра Гринева о своей жизни как бы подтверждает подлинность и объективность его свидетельств об историческом событии. И его точка зрения господствует в романе, все события даны его глазами.

Автор, раскрывая образ Емельяна Пугачева, показывает его в событиях и среди людей: крестьян, разбойников, беглых каторжников, солдат, офицеров-дворян. В повести нет привычного нам Пугачева-самозванца, раскольника и мошенника, малодушного и жестокого, властолюбивого человека.

Но Пушкин не дает однозначной, только положительной оценки Пугачеву, ведь, несмотря ни на какие его положительные качества, он убийца, он самозванец. Те, кто следовал за Пугачевым, видели в нем "народного царя", воплощающего их мечту о

сильной, мудрой и справедливой власти; другие же видели разбойника и душегуба, оставаясь верными Екатерине.

То есть Пушкин видел в истории две стороны – темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую. Именно исторические испытания выявляют скрытые качества: героизм и стойкость (Гринев) или подлость (Швабрин). Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара.

По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей,

неподвластная им и даже иногда враждебная им. Для обитателей Белогорской крепости и Гринева она оказалась именно враждебной, она разрушила их мирный быт, подвергла суровым испытаниям, которые для кого-то обернулись гибелью (капитан Миронов, Василиса Егоровна). История, эта стихия, проверяла на прочность волю, мужество, верность долгу и чести. Однако для двух влюбленных, которые уже не верили в возможность совместного счастья, – Маши Мироновой и Петра Гринева – она стала той силой, которая свела их снова вместе. Таким образом, Пушкин показал тесное сплетение индивидуального, частной жизни с общим историческим процессом, что, как мы понимаем, является неотъемлемой частью нашего реального бытия.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!