ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 10 страница



Процесс создания понятий часто называют процессом абстрагирования (от лат. abstractio—отвлечение), а по­нятие поэтому называют также абстракцией. Процесс абстрагирования проходит несколько этапов. На первом эта­пе происходит как бы группировка различных предметов, вызывающих у нас сходные ощущения и чувственные об­разы. Например, спелое яблоко, цветок гвоздики, морков­ка и кровь млекопитающего, несмотря на все различия, имеют общее свойство, благодаря которому вызывают у нас сходное цветовое ощущение — красный цвет. От того, что отличает один предмет от другого, мы отвлекаемся, то есть абстрагируемся, как бы отбрасывая все различия. На втором этапе мы как бы приравниваем, отождествляем различные оттенки или варианты одного и того же при­знака. Например, мы можем отождествить все оттенки одного и того же цвета. Сравнивая отношение между ра­бочим Джоном и владельцем завода Смитом, между арен­датором Францем и владельцем земли господином Мюл­лером, между бедным рыбаком Жаком и владельцем рыбо­завода месье Донжем, мы можем отвлечься от различий и возрасте, характере, национальности, языке и т. д. и вы­делить общее — то, что один человек извлекает прибыль из труда другого. При этом размеры и форма прибыли, а также другие детали нас не интересуют. Мы сравнива­ем и отождествляем лишь тип общественных отношений. На следующем этапе мы как бы закрепляем выделенные свой­ства и отношения в «чистом», так сказать, идеальном виде, в каком они в самой природе или в обществе, быть может, и не встречаются. Поэтому этот этап иногда называют процессом идеализации. Наконец, на четвертом этапе выделенные свойства закрепляются в языке. Это — этап наименования. Данному свойству с помощью отдельного слова или группы слов присваивается название. Так воз­никает понятие, выраженное в языке. Совокупность пред­метов, к которому оно относится, образует его значение, а свойство или отношение, закрепленное и отраженное в понятии, образует его смысл. Смысл понятия «красный цвет» — это способность световых лучей определенной энергии вызывать у нас вполне определенное цветовое ощущение. Значение этого понятия — предметы, отбрасы­вающие лучи данной энергии. Смысл понятия «эксплуата­ция» — извлечение выгоды из чужого труда, значение же — определенный тип производственных отношений.

Абстракции, так же как и ощущения, представляют собой отражение объективной действительности. В реальной жизни они вырабатываются и уточняются на протяжении длительного времени. Их исходным пунктом являются ощущения и чувственные образы. Но абстракции, в отличие от них, отражают не только и не столько внеш­нюю, чувственно воспринимаемую сторону материальных вещей и процессов, сколько их внутренние связи и отно­шения, недоступные непосредственному чувственному вос­приятию. Поэтому-то В. И. Ленин и говорил, что абстрак­ции отражают действительность глубже, вернее, полнее. В этом он видел их главное назначение.

Каким же образом абстракции, или абстрактные понятия, помогают понять внутренние, глубинные связи окру­жающих нас явлений и процессов?

Вещи в реальном материальном мире обладают бесконечным множеством свойств, сторон и связей. Каждая отдельно взятая абстракция отражает какую-то одну связь или одно свойство, например цвет, форму, причинную зависимость одного явления от другого и т.д. Зато эти отдельно взятые свойства или связи отражаются с максимальной полнотой и точностью. Для того чтобы глубже познать, то есть отразить в нашем сознании, ре­альные, конкретные вещи, имеющие неограниченное мно­жество связей и свойств, необходимо соединить, связать определенным образом отдельные абстракции в новое, конкретное понятие, дающее наиболее полное для дан­ного времени и данной эпохи знание о конкретной вещи. Конкретное понятие, следовательно, есть своего рода сумма, совокупность различных абстракций, или абст­рактных понятий, отражающих определенные свойства, стороны и связи данного предмета. По мере развития на­шего познания отражающие объективный мир понятия становятся все более конкретными. Так, понятие о Луне в эпоху античной астрономии было очень абстрактным. Оно включало в себя несколько признаков. Луна враща­ется вокруг Земли, диск Луны немногим более ладони. Луна светит в ночное время. В XIX веке благодаря раз­витию астрономии и созданию оптических телескопов было уже известно о существовании гор на Луне, суще­ствовании лунных кратеров, были вычислены подлинные размеры Луны, установлено ее расстояние от Земли, вы­яснено, как она влияет на морские приливы и т.д. В наши дни благодаря посадке на поверхность Луны автомати­ческих луноходов сведения о лунном грунте, о его хими­ческом строении, о лунных минералах и многих других особенностях естественного спутника Земли колоссально увеличились. Понятие о Луне стало очень богатым, содержательным, более конкретным, чем это было 100 и даже 20 лет назад. Развитие науки всегда сопровождает­ся возрастанием конкретности научных понятий.

Необходимо различать и не смешивать конкретные вещи и конкретные понятия. Первые существуют в самой объективной действительности, вне и независимо от сознания, вторые же — результат познавательной деятельности людей. Конкретные понятия возникают в результате по­следовательного дополнения и уточнения, расширения и синтеза отдельных абстракций, отражающих различные стороны и связи конкретных вещей. Переход от отдель­ных абстракций к конкретным понятиям называется ме­тодом восхождения от абстрактного к конкретному. Это восхождение совершается не как попало, а по определен­ным правилам, законам. Важнейшим из них является тре­бование, чтобы связь между отдельными абстракциями, входящими в более полное, точное и конкретное понятие, отражала объективную реальную связь между свойства­ми, сторонами и характеристиками явлений и процессов, отражаемых в конкретном понятии. Если связь абстрак­ций внутри конкретного понятия соответствует реальной связи свойств и характеристик изучаемого явления или процесса, то мы получаем наиболее верное и глубокое знание, соответствующее самой объективной реаль­ности.

Понятия, следовательно, не прирождены человеку от природы, не созданы богом. Они возникают исторически и формируются в процессе абстрагирования. Их исходным пунктом являются ощущения, а средством материального выражения — язык. Процесс абстрагирования включает в себя и определенные элементы фантазии, творчества. Отвлекаясь от одних признаков, выделяя и группируя дру­гие, человек проявляет определенное активное отношение к действительности. Он руководствуется при этом целями и задачами, которые ставит перед ним жизнь, объектив­ными потребностями, возникающими в его производствен­ной, бытовой и общественной деятельности. Поэтому по­нятие не только отражает объективную действительность, но и запечатлевает в себе следы человеческой активности, творческой деятельности. Если творческая активность, способная сконструировать понятие, вступает в противо­речие с объективными свойствами и связями вещей, то в процессе абстрагирования могут возникнуть и неверные понятия, искаженно, превратно отражающие объектив­ную действительность. Возможность возникновения подобных понятий существует всегда, и при определенных условиях это может привести к идеализму.

506

Гносеологиче­ские корни идеализма

Разумеется, не каждое неверное поня­тие, не каждая ошибка в процессе аб­страгирования ведут к идеализму. На­пример, понятие «синяя кошка», или «добрый треугольник» просто бессмысленны. В действи­тельности не существует соответствующих им предметов. В них неверным образом, ошибочно соединены, «склеены» свойства и признаки, которые в объективной действитель­ности никак не связаны. К идеализму ведут те понятия, которые возникают в результате метафизического отры­ва отдельных свойств, существующих в объективной ре­альности, от самой этой реальности. Человек обладает большей или меньшей продолжительностью жизни, луч­ше или хуже осведомлен о различных вещах, обладает оп­ределенной физической силой и т. д. Однако достаточно оторвать свойство осведомленности, силы и продолжи­тельности жизни от реальных людей, крайне преувели­чить, раздуть их, чтобы возникло фантастическое понятие о всеведущем, всемогущем и бессмертном существе — боге. Точно так же достаточно при изучении движущейся материи оторвать движение от материальных тел, энергию противопоставить веществу, время оторвать от простран­ства, чтобы возникло понятие о движении и энергии, суще­ствующих независимо от материи и противостоящих ей, а это, как подчеркивал В. И. Ленин, прямой шаг к «физиче­скому» идеализму — к учению о том, что материальный мир может исчезнуть или просто не существовать при ус­ловии вечности энергии, из чего следует, что энергия нематериальна, то есть идеальна.

Таким образом, в самом процессе абстрагирования есть возможность отрыва понятий от их реальных материальных объектов. Ее-то В. И. Ленин и называл гносео­логическими корнями идеализма. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъекти­визм и субъективная слепота voila (вот.- Ред.) гносео­логические корни идеализма». Стало быть, гносеологи­ческие, то есть познавательные, корни идеализма заклю­чаются в том, что в сложном диалектическом процессе познания могут возникнуть такие упрощенные неверные приемы, которые приводят к образованию понятий, иска­женно отражающих действительность и позволяющих думать, что мысли и сами понятия существуют независимо от материи или предшествуют ей.

Однако гносеологические корни сами по себе совсем не обязательно ведут к идеализму. Это лишь возможность идеализма. Для того чтобы идеализм действительно возник и укрепился, необходимы определенные обществен­ные условия, определенные классы и группы, которые заинтересованы в идеалистическом мировоззрении как ос­нове своего классового господства. Эти условия называют социальными корнями идеализма. Образно говоря, идеа­лизм — это пустоцвет на живом дереве познания, кото­рому нужны и социальные и гносеологические корни. Поскольку в результате преобразования общественной жизни социальные корни идеализма при социализме исче­зают, то на первый план выдвигается борьба с его гно­сеологическими корнями. Для этого необходимо активно и сознательно овладеть материалистической диалектикой, марксистско-ленинской теорией познания.

507

Что такое

истина?

В процессе познания мы пользуемся не изолированными, а взаимосвязанными понятиями. Эта взаимосвязь осуществ­ляется с помощью суждений и умозак­лючений. Посредством суждений и умозаключений мы что-либо утверждаем или отрицаем относительно свойств, взаимосвязей или взаимодействий в окружающем нас мире. Отдельные понятия «дом», «расположение», «гора» мало что говорят нам о том, где находится нужный нам дом. Напротив, суждение или высказывание «дом располо­жен на горе» дает нам нужную информацию. Умозаклю­чение — это цепочка суждений, построенных так, что одно из них, по законам логики, следует из других. Так, например, узнав нужный адрес, мы можем построить умо­заключение: «Если нужный нам дом расположен на горе, то нам следует подняться в гору». Однако суждения и умозаключения, при помощи которых человек формули­рует самые важные и ценные сведения об окружающем мире, также могут отражать этот мир правильно или не­правильно. Для того чтобы отличать суждения, правильно отражающие мир, от тех, которые отражают его неверно, мы пользуемся особыми понятиями: «истина» и «ложь». Что же такое истина?

Вопрос этот очень сложен и является одной из центральных проблем теории познания. Он по-разному решает­ся в идеалистической и материалистической философии. Еще Аристотель считал, что истина — это знания, в которых верно судят об окружающем мире. Впоследствии многие философы соглашались с тем, что истина — это соответствие мысли с действительностью, знаний с тем, о чем мы знаем. Но эту формулировку принимали и идеалисты, и материалисты, потому что, по-разному отвечая на основной вопрос философии, по-разному понимали и соот­ветствие мысли и действительности. Объективный идеа­лист Платон, например, считал, что истина заключается в соответствии наших знаний вечным и неизменным идеям. Знание о материальном мире, о его точки зрения, не мо­жет быть истинным, так как материальный мир изменчив. Истина же должна относиться к чему-то вечному и неиз­менному. Объективный идеалист Гегель считал, что исти­на — это соответствие наших знаний абсолютному духу, абсолютной идее. Цель человеческого познания — полное совпадение с абсолютной идеей. Именно в таком совпа­дении, по его мнению, и заключается истина. Большин­ство домарксистских материалистов считали, что истина заключается в соответствии наших знаний объектив­ному материальному миру. Но тут-то и возникала главная трудность. Как проверить, как установить это соответствие? Если средством, мерилом или критерием (от греч. kriterion — мерило) является ощущение, то возникает много трудностей. Ведь ощущения сами бывают обманчивы. Если же критерий истины заложен в самом человеческом разуме, то это приводит рано или поздно к идеа­лизму (503).

Только диалектический материализм, совершив революционный переворот в теории познания, выдвинул прин­ципиально новое учение об истине, ее основах и критериях. Что же это за учение?

Понятия, суждения и умозаключения, с помощью которых мы выражаем наши знания об окружающем мире и о самих себе, являются не только отражением этого мира, но и продуктом нашей деятельности, следовательно, в знаниях есть нечто, зависящее от человека, который их вырабатывает, то есть субъекта познания. Поскольку же они отражают объективный мир, есть в них и такое со­держание, которое ни от человека, ни от человечества в целом не зависит и, следовательно, зависит лишь от объ­ективного мира. Вот это, не зависящее ни от отдельного человека, ни от человечества в целом содержание наших представлений и знаний В. И. Ленин называл объектив­ной истиной.

Так, утверждение, что вода при нормальном давлении и температуре +100° по Цельсию кипит и превращается в пар, является объективной истиной. Хотя то, что мы измеряем температуру кипения по шкале Цельсия, а не по шкале Фаренгейта или Реомюра, зависит от человека, самый факт кипения и превращения воды в пар ни от человека, ни от человечества не зависит.

Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди счи­тали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблю­дал движение светил из единственного «наблюдательного пункта» — Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна за­висимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, а именно знание о том, что светила Солнечной системы двигаются. В этом заключа­лась крупица объективной истины. В учении Коперника утверждалось, что центром нашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в преж­них представлениях, но далеко не все полностью соответ­ствовало объективной реальности, так как для этого не хватало астрономических наблюдений. Кеплер, опираясь на наблюдения своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам. Это было еще более истинным, еще более верным знанием. Современная астрономия вычислила тра­ектории и законы вращения планет еще точнее. Из дан­ных примеров явствует, что объективная истина истори­чески развивается. С каждым новым открытием ее полно­та возрастает.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигну­та на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого поз­нания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выра­жающими объективную истину. Процесс познания есть все более полное и точное познание объективной истины.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики (010) на этот вопрос отвечают отрицательно. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Следова­тельно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. Это рассуждение ошибочно, метафизично. Метафизики счи­тают, что абсолютную истину можно познать и выразить в какой-то момент нашей деятельности раз и навсегда. Ча­сто кажется, что в очень простых случаях достичь абсо­лютного знания можно. Разве не абсолютная истина ут­верждение: «Москва — столица СССР»? Но дает ли это утверждение исчерпывающее знание о численности насе­ления Москвы, о ее площади, количестве зданий, о том, когда Москва стала столицей СССР, и т.д.? Даже если такие сведения указать на 1 января какого-либо года, спустя год или два они окажутся неточными. Вот и полу­чается, что абсолютная на первый взгляд истина на самом деле является истиной относительной, так как не содер­жит в себе полного, исчерпывающего, раз и навсегда вер­ного знания о нашей столице. Чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует, ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое позна­ние. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Следовательно, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе историче­ского развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более пол­ные и точные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к дру­гим — важнейшее проявление диалектики в процессе по­знания. Таким образом, каждая относительная истина со­держит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина — это предел бесконечной последовательности ис­тин относительных.

Теперь мы вправе спросить, как устанавливается, как проверяется и откуда берется объективная истина, что позволяет отличить истинное знание от ложного?

508

Роль практики

в процессе

познания

Важнейшим видом человеческой дея­тельности является практика. Она представляет собой чувственную мате­риальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и об­щества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе и процесса позна­ния. Практика, следовательно, включает в себя не только процесс труда, но и всю общественную, революционно-преобразовательную деятельность людей. Если до сих пор мы рассматривали практику главным образом с точки зрения того, как она влияет на развитие и совершенствование способности человеческого мышления и обществен­ной деятельности, то теперь мы подходим к ней с новой стороны. Важнейшим революционным вкладом диалекти­ческого материализма в теорию познания является пости­жение основополагающей роли практики в познаватель­ной деятельности, открытие того, что именно практика делает возможной эту деятельность и позволяет отделить истинное знание от ложного.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!