Особенности проведения процедуры обследования

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ» «Рисунок семьи» – одна из самых популярных методик, используемых в прак-тической работе психолога. Ее популярность, вероятно, объясняется удобством и быстротой в применении, доступностью для детей начиная с младшего дошкольно-го возраста, высокой информативностью и разнообразными возможностями прове-дения повторных испытаний, снятия напряжения у испытуемого в ситуации обсле-дования, а также получения богатого материала для беседы с родителями. По образному выражению Г.Т. Хоментаускаса [29], эта методика позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает представление о субъективной оцен-ке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими члена-ми семьи. Методика основана на естественной деятельности детей от пяти до де-сяти лет – рисовании, что способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Язык рисунка более открыто передает смысл изображенного. Среди исследователей нет единого мнения о том, кто и когда первым предло-жил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей – В. Вульф, В. Хьюлс, Л.Корман, Р. Бернс и С. Кауфман. Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструк-ции к заданию (П. Грегер, Л. Корман) и расширение диапазона интерпретируе-мых параметров рисунка (В. Хьюлс, Л. Корман). «Рисунком семьи» пользовались многие отечественные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, В.К. Лосева, А.С. Спиваковская и другие. Наиболее полно проце-дура проведения теста и интерпретация рисунка описаны в работах Г.Т. Хоментаускаса. Существует множество модификаций применения теста и обработки резуль-татов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисовать всех членов своей семьи, за-нятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» – Р. Бернс, С. Кауфман) и т.д. Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в четырех комнатах – в моди-фикации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возмож-ность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения. Следует отметить, что первоначально методика «Рисунок семьи», как и многие проективные методы, разрабатывалась в клинической психологии и психотерапии. Исследователи пытались установить особенности рисунков, создаваемых больны-ми, выстраивали не только качественные, но и количественные схемы интерпре-тации. Например, Р.Ф. Беляускайте [3] при анализе «Кинетического рисунка се-мьи» выделяет пять симптомокомплексов: благоприятную семейную ситуацию, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации, по которым подсчитывается количество баллов. В настоящее время наибольшую известность получила модификация Р. Бернса и С. Кауфмана – «Кинетический рисунок семьи» (КРС) [4]. Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспе-чить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». Несмотря на различия схем и процедур у составителей рисуночных модифи-каций, можно выделить три основных аспекта интерпретации результатов дан-ной методики: а) интерпретация структуры рисунка семьи; б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; в) интерпретация процесса рисования.

Особенности проведения процедуры обследования

 Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отноше-ний.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Необходимые материалы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных ка-рандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть ис-следования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен про-сто повторить инструкцию. Применение теста допускает использование дополнительных заданий, выра-женных в следующих инструкциях: Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь». Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, сим-вола, который выражает особенности вашей семьи». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить макси-мум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы. 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвеча-ет на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисун-ка (птицы, зверушки и т.д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защит-ные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (напри-мер: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.). После опроса ребенку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. 1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и дол-жен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка; б) со-став его семьи, возраст братьев и сестер. Желательно иметь сведения о поведе-нии ребенка в семье, детском саду или школе.

Психологическая интерпретацияПредлагаемые ниже интерпретации результатов, полученных при использо-вании методики «Рисунок семьи» основываются на работах Л. Кормана, P. Бернса, С. Кауфмана [4], К. Маховер [16], А.И. Захарова [14], а также на опыте практической работы с методикой Г.Т. Хоментаускаса [29], А.А. Бодалева, В.В. Столина [5], Е.С. Романовой [22, 23]. Интерпретация делится на три части.

1. Анализ структуры рисунка.

2. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи.

3. Анализ процесса рисования.

 

Анализ структуры рисунка.Ожидается, что ребенок, переживающий эмо-циональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По имеющим-ся данным, около 85 % детей 6–8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение ре-ального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной си-туацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими ре-акциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относитель-но часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком. В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с менее выра-женными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, из-бегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нари-совал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел – он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т.п.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует малень-ких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их

иден-59

тифицирует (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят. Например, мальчик 7 лет, ощущающий отвержение, фруст-рацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в рисунке ребенок, раскрывая чув-ство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремле-ние к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близ-кий контакт семейства зайцев). Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. От-сутствие на рисунке его автора более характерно для детей, чувствующих отвер-жение. Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик ри-сунка. Если указанной презентации свойственна еще и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декориро-вание одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунок самого себя характеризует маленькая величи-на, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций. Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных в семье детей – они относительно чаще вклю-чают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправ-ных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т.п.). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффи-лиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководя-щую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и нарисованные дополнительно к членам семьи собачки, кошки и т.п.). Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них), не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск че-ловека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях – на символическое разрушение целостности се-мьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологи-ческие особенности взаимоотношений в семье. Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегра-тивности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характе-ристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.п.). Тут близкое распо-ложение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить се-мью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чув-ствует тщетность такой попытки). Психологически интересны те рисунки, на которых часть семьи расположена в одной группе, а один или несколько членов семьи – отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отно-шение ребенка к нему, иногда – наличие угрозы, исходящей от него. Часты слу-чаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка. Расположение членов семьи на рисунке иногда помогает выделить психоло-гические микроструктуры семьи, коалиции. Ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физи-ческих расстояний. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие пре-зентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей.

 Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.Данный вид анализа может дать информацию большого диапазона: об эмоцио-нальном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, как ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его половой идентификации и т.д. При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует об-ращать внимание на следующие элементы графических презентаций:

 1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрач-ки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, ук-рашения, узоры на одежде и т.п.;

3) количество использованных цветов. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровожда-ются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схема-тичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в ри-сунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, на агрессивные побуждения относительно этого человека. О восприятии других членов семьи и «Я-образе» автора рисунка можно су-дить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисован

фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи – се-милетний ребенок может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объ-ясняется тем, что для ребенка размер фигуры является средством, при помощи ко-торого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. Это может быть связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родитель-скую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя родите-лю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют, дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требующие опеки, за-боты со стороны родителей. Вообще, при интерпретации размеров фигур психолог должен обращать внима-ние только на значительные искажения, а при оценке величин из реального соот-ношения (например, семилетний ребенок в среднем на 1/3 ниже своего родителя). Информативным может быть и абсолютный размер фигур. Большие, зани-мающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувст-вом небезопасности. Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела членов семьи. Дело в том, что отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Осо-бенности их презентации могут указывать на определенное, связанное с ними чувственное содержание. Коротко проанализируем самые информативные в этом плане части тела. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического кон-троля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх ру-ками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желания-ми. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Мож-но предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окру-жающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя так-же может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более дос-товерна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие символы мужественности и силы. Иногда ребенок ри-сует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контро-лируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длин-ными руками и очень большими пальцами. Чаще всего это указывает на воспри-ятие ребенком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи вообще без рук – таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

Голова – центр локализации интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Если дети старше пяти лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это мо-жет указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, ау-тизм. Если при рисовании других членов семьи автор рисунка пропускает голо-ву, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными от-ношениями с данным членом семьи, враждебным отношением к нему. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбаю-щихся людей, это своеобразный штамп в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи вы-ражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случae можно полагать, что ребенок сознательно или бессознательно ис-пользует выражение лица как средство характеризующее человека. Девочки уделяют внимание рисованию лица больше, чем мальчики, изобра-жают больше деталей. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хоро-шую половую идентификацию девочки. В рисунках мальчиков этот момент мо-жет быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов жен-ского поведения. Презентация зубов и выделение рта наиболее часто встречаются у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой ребенком враждебно-сти этого человека. Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обога-щается все новыми деталями. Дети 3 лет в большинстве рисуют «головонога», а в 7 лет – презентируют уже богатую схему тела. Для каждого возраста характер-но рисование определенных деталей, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует какую-либо из этих деталей: голову, глаза, нос, рот, руки, туловище, ноги - на это надо обратить самое серьезное внимание. У детей старше 6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины они рисуют овальной формы, женщины – треугольной. Если ребенок рисует себя так же, как и других членов семьи того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть по-хожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты. Анализ процесса рисования.При анализе процесса рисования следует об-ращать внимание на: а) последовательность рисования членов семьи; б) последовательность рисования деталей; 63

в) стирание; г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; д) паузы; е) спонтанные комментарии. Известно, что за динамическими характеристиками рисования кроются изме-нения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты. Анализ процесса рисования требует творческого использования всего практического опыта пси-холога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз эта часть интерпретации полученных результатов часто дает наиболее содержа-тельную, глубокую, значимую информацию. По имеющимся данным, около 38 % детей первой рисуют мать, 35 % – себя, 17 % – отца, 8 % – братьев и сестер. Как при рассказе ребенок начинает с главно-го, так и в рисунке первым изображает наиболее значимого, главного или наибо-лее эмоционально близкого человека. Такое частотное распределение, наверное, обусловлено тем, что в нашей стране мать часто является ядром семьи, выполня-ет наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с детьми, больше, чем другие, уделяет им внимания. То, что дети первыми часто рисуют себя, на-верное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Последова-тельность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок в первую очередь рисует не себя и не мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наибо-лее значимое лицо для ребенка или человек, к которому он привязан. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Чаще всего это связано с негативным отношением к ней. Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисова-на схематично, не декорирована, то такая презентация указывает на восприни-маемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении к этой фигуре. Однако если появившаяся первой фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый ребенком член семьи, которого ре-бенок выделяет и на которого хочет быть похож. Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Однако некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изо-бражению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выпол-нения объектов рисунка является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также мо-жет быть следствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соответствуют движению мысли, отношению ребенка и

может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с опреде-ленными деталями рисунка. Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внут-реннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями. Стирание нарисованного и перерисование может быть связано как с негатив-ными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и пе-рерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации – можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку. Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисованного ребенком. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся неуместными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения и их появление выдает наиболее эмоционально «заря-женные» места рисунка. Если исследователь использовал вариант «Кинетический рисунок семьи», то кроме качественной можно вопользоваться количественной системой оценки, разработанной Р.Ф. Беляускайте [3] (табл. 6). Таблица 6

Симтомокомплексы «Кинетического рисунка семьи» Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи

0, 2

2. Преобладание людей на рисунке

0, 1

3. Изображение всех членов семьи

0, 2

4. Отсутствие изолированных членов семьи

0, 2

5. Отсутствие штриховки

0, 1

6. Хорошее качество линии

0, 1

7. Отсутствие показателей враждебности

0, 2

8. Адекватное распределение людей на листе

0, 1

9. Другие возможные признаки

2. Тревожность

1. Штриховка

0, 1, 2, 3

2. Линия основания – пол

0, 1

3. Линия над рисунком

0, 1

4. Линия с сильным нажимом

0, 1

5. Стирание

0, 1, 2

6. Преувеличенное внимание к деталям

0, 1

7. Преобладание вещей

0, 1

8. Двойные и прерывистые линии

0, 1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0, 1

10. Другие возможные признаки

 

Симптомокомплекс

Симптом

Балл


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!