Не все так просто с этим Сампо, да? Почему все так стремятся обладать этим загадочным предметом?

Кто сам есть Знание – Тот создает миры

Часть первая

ПЕСТРАЯ КРЫШКА

 
Во всех мифах, дошедших до нас из глубины веков, заложено  пророчество. Тот,  кто  приобщается к магии слова, становится в ряд духовных предводителей общества. Это путь творцов. Всем  своим  творчеством  я  утверждаю право на интеллектуальное и духовное искусство. Владимир Фомин  

 

 


Осенью 2015 года на улицах Москвы появляются рекламные баннеры журнала «Наука и религия», на обложке которого опубликована новая картина Владимира Фомина «Мандала Илмаринена. Сампо». В этой картине художник продолжил развивать идеи, воплощенные им ранее в сериях графических и живописных работ «Калевала» и «Мандалы».

В.Фомин рассказывает о картине «Мандала Илмаринена. Сампо»:

- На самом деле я никогда и не останавливался. Серия мандал, посвященных героям «Калевалы», задумана давно, и часть картин уже в работе. А с «Илмариненом» получилось так. Картина была почти завершена, но года три до нее не доходили руки: то один заказ, то другой. И вот однажды чувствую: пора заканчивать, потому что за картиной скоро придут. Через несколько дней появляются люди, выбирают именно эту работу, и она уходит в частную коллекцию.

- В мифологических сюжетах и образах «Калевалы» не только закодированы сведения о происхождении и устройстве мироздания, в рунах рассказывается о жизни древних финнов и карелов. Благодаря сказителям-рунопевцам из поколения в поколение передавались зашифрованные знания. Здесь и обрядовая поэзия (например, подробно описывается свадьба, в свадебных песнях излагаются обязанности жены и мужа), и элементы заклинательной магии (песни о рождении железа и огня, заговор охотника, заговор при выгоне стада). Вспомним эпизод, когда Вяйнямёйнен, поранившись топором, идет к старику-знахарю, чтобы остановить кровь:

Прекрати же, кровь, струиться,

Перестань, руда, сочиться;

Как стена, замри на месте,

Стой, как крепкая ограда,

Стой, как меч-трава на море,

Как осока средь болота…

Кровь бесценная, не капай,

Красная руда, не лейся!

Шаман, колдун, мудрый человек играл важную роль в жизни древних карелов и финнов. Каждая страница поэмы пропитана магией и заклинаниями. «Калевала» – языческая книга:

Колдунов в избе бессчетно,

Заклинателей – на скамьях,

У простенков музыкантов,

Ведунов – вдоль задней стенки,

Подпевал – в закуте темном.

- Герои «Калевалы» - волшебники, шаманы, волхвы, дети богов, заклинатели духов и стихий. Они  состязаются в силе магических заклинаний. Их геройская сила скорее духовная, чем физическая. Сила духа от мудрости, а сила без мудрости - это глупость или злость. В финском языке слово «герой» происходит от древнешведского «певец». Финны вообще считали мудрость высшим нравственным качеством человека и ставили его гораздо выше мужества и храбрости. Недаром главный герой «Калевалы» Вяйнямёйнен не воин, а пророк, поэт, певец-заклинатель. Он сильнейший из героев, потому что мудрейший. Вяйнямёйнен творил слово, а слово творило мир. В одной из книг «Правед», в которых хранятся древние священные знания северных волхвов, говорится: «Кто сам есть знание - тот создает миры».

- Вера в магическую силу слова пронизывает все жанры древней карельской и финской устной поэзии. Слову придавался сакральный, вещий и «вещный» смысл. Слово и дело отождествлялись. Все главные персонажи «Калевалы» мастерски владеют словом и используют его силу для достижения своих конкретных, земных целей: влюбить, исцелить, наказать, защитить. Пожалуй, только кузнец Илмаринен, добиваясь своей цели, создает нечто конкретное не словом, а своими руками.

- Хозяйка Похьелы в обмен на Сампо возвращает Вяйнямёйнена на родину и обещает выдать свою дочь-красавицу замуж за того, кто сделает чудесное Сампо. Илмаринен выковал небо и кровлю воздуху «раньше всякого начала, раньше, чем что-либо было». Он искусный мастер, его непревзойденное мастерство признает даже «могучий песнопевец», «вековечный прорицатель» Вяйнямёйнен. Но не так-то просто дается «вековечному кователю» сотворение чудесной мельницы. Прежде чем из огня и железа рождается Сампо, Илмаринену приходится много потрудиться. Сначала у него получаются лук, лодка, корова и плуг - хотя и необыкновенно красивые, нужные, но неудачные создания, имеющие «дурное свойство». Лук «каждый день просил жертвы, а по праздникам и вдвое». Челнок «сам собою шел в сраженье, без нужды на битву рвался». Корова «спит средь леса постоянно, молоко пускает в землю». Плуг «пахал поля чужие, бороздил соседний выгон». Всех их приходится отправить на переплавку. Наконец появляется Сампо и безостановочно мелет муку, соль и деньги в таких количествах, что хватает и «на потребу, и для продажи, и на пирушки».

- Мы изучали «Калевалу» по школьной программе и с детства помним, что Сампо - нечто вроде рога изобилия, скатерти-самобранки или волшебной мельницы, из которой сыплются зерно, соль и золото. Но хозяйка Похьелы, женщина не бедная, просит о чем-то большем, чем материальное благополучие:

Я на золото не падка,

В серебре я не нуждаюсь…

Сможешь ли сковать ты Сампо,

Крышку пеструю устроить?

Не все так просто с этим Сампо, да? Почему все так стремятся обладать этим загадочным предметом?

- Вопрос о том, что представляло собой Сампо, интересовал Лённрота до конца жизни. Он называл его неясным волшебным предметом, который обеспечивал благополучие, средства существования.

Одни исследователи сравнивали руны о Сампо с античным мифом о ларце Пандоры. Другие предполагали, что Сампо - музыкальный инструмент вроде кантеле, но из железа. Третьи утверждали, что это корабль. Четвертые – что это талисман, обладание которым приносило счастье и удачу, так же, как обладание священным Граалем.

Однажды Лённрот сказал, что значение слова Сампо со временем настолько изменилось, что неизвестно, каким оно было первоначально. Он перечислил шесть различных версий: музыкальный инструмент, водяная мельница, идол, торговый корабль, талисман и вся земля Суоми. Ни одна из них не объясняет достаточно убедительно, чем же на самом деле является Сампо.

- Писательница Милла Синиярви (наша бывшая соотечественница, живущая в Финляндии), устав доказывать, что Сампо – не волшебная мельница, даже написала статью на эту тему. Высказывались разные версии трактовки образа Сампо: лягушка, божий храм, бубен шамана, утренняя звезда, столб, поддерживающий небосвод, пограничный столб и даже… фальшивые деньги. Лингвисты говорят о том, что в народной поэзии слово с этим корнем может трактоваться как осетр, дуб, часть корабля, сауна, сани, выдра, крышка, столб.

- Есть версия, что Сампо представляет собой вариант Мирового древа. Тем более, что в поэме упоминается о корнях:

И один шел корень в землю,

А другой - на берег моря,

Третий корень - в глубь утеса.

- Неожиданную гипотезу выдвинул петербургский исследователь Игорь Кондратьев в книге «В поисках невымышленного Сампо». Нелогичным ему показалось то, что кузнец Илмаринен, имея опыт изготовления Сампо, вместо того, чтобы сделать новое, ввязывается в авантюру с его похищением. Еще более странно, что после разрушения Сампо оно превращается в мечту при живом и здоровом кузнеце Илмаринене. Были и непонятные детали, вроде корней, которые волшебная мельница пустила в землю.

Опираясь на топонимику, финно-угорскую филологию, содержание калевальских рун и гидроинженерные расчеты, Кондратьев пришел к выводу, что у Сампо есть конкретный исторический прототип - озеро Самро в Ленинградской области, в древности окруженное сваями.  Вбитые сваи позволяли поднять уровень озера, что значительно повышало его рыбность. О сваях, забитых вокруг озера, пел и Архиппа Перттунен, руну с этой загадочной деталью записал от него сам Лённрот. Там есть странное сравнение: «Озеро – как лодки плетение». Кондратьев предположил, что сшивание бортов озера подобно сшиванию бортов лодки при ее строительстве.  Гибель Сампо - это уничтожение свайного ограждения. По сути, речь идет об экологической катастрофе.

- Гипотеза Кондратьева заслуживает внимания, но, сама понимаешь, меня как художника больше интересует философский смысл «Калевалы». С этой точки зрения мне не так уж важно, где находится конкретное место, в котором разворачиваются события, описанные в поэме, или что конкретно представляло собой Сампо – огороженное сваями озеро с плотиной и мельницей или что-то еще. Тем более что ни сами рунопевцы не имели об этом представления, ни Лённрот. Меня вполне устраивает место «где-то там» - Вселенная, в которой существуют планеты, звезды и галактики. Человек – тоже Вселенная. Меня интересует взаимосвязь Создателя-Творца и Человека-Творца.

Сампо - объект многоуровневый. Можно сказать, что это воплощенная философская категория народного счастья:

Мы туда поставим Сампо,

Эту крышку расписную,

На туманный берег мыса,

На далекий остров мглистый,

Чтобы счастье там хранилось,

Находилось там извечно.

В конечном итоге Сампо скатывается в море и разбивается на мелкие куски. Лоухи, которая инициировала создание этого артефакта, уносит к себе его «пеструю крышку». Вяйнямёйнен собирает остатки Сампо, приносит их народу и говорит, что даже осколков этой некой чудесной вещи будет достаточно для счастливой жизни. В переносном смысле эти обломки означают мудрость и жизнестойкость. Эта мечта о счастье объединяет героев «Калевалы» и заставляет их действовать. В образе чудесного Сампо воплощается мечта человечества о недостижимом, обретенном, утраченном и возрожденном счастье.

- Ты автор более ста удивительных живописных и графических работ, посвященных «Калевале», в том числе Сампо. Такой «Калевалы» в стиле авангардного лубка до Фомина ни у финнов, ни у русских не было. Твоей «Калевалой» проиллюстрировано множество книг и журналов на финском, русском, английском, французском языках. Выпускается тысячными тиражами полиграфическая продукция с изображением героев твоей «Калевалы». Гостиница в центре Петрозаводска, в котором ты живешь, украшена фресками из твоих работ по «Калевале». У многих исследователей этой эпической поэмы зрительные образы «Калевалы» теперь ассоциируются с твоими картинами.

Основная тема чудесного творения в формах круга, шара нашла отражение в твоих работах, вошедших в серию «Калевала». В этих картинах много элементов, указывающих на движение, вращение, превращение, энергию, что подчеркивает связь этого чуда с жизнью. Но то, что ты создал сейчас, придумав изобразить героев «Калевалы» в виде мандал, – это совершенно новое видение, такого еще не было!

- Некоторые исследователи считают, что в основе слова «калевала» лежат древнеарийские, санскритские корни. Это подтверждает существование древнейшей северной Гиперборейской цивилизации и единого праязыка. «Кали» означает «время», «кругооборот»; «вал» – «Высший Бог», «Творец». Таким образом, слово «калевала» расшифровывается как «круговращение Бога, мироздания».

- Споры о том, что такое Сампо, идут с самого появления «Калевалы». Неоднократно в рунах при его описании говорится о том, что у него «пестрая крышка» - очень красивая метафора.

- «Пестрая крышка» – это звездное небо с северным сиянием.

В стародавние времена существовал культ ночного неба. Звезды завораживали древних людей. Представляю, в каком экстазе они были от этого фантастического зрелища. Для них это была непостижимая загадка. Все мифы – это некая проекция человека в небе. Бог создал небесную шарманку в трехмерном измерении, а человек, глядя в звездное небо, не видит расстояния между звездами и воспринимает его как плоскость, для него это и есть «пестрая крышка». Это возбуждает его фантазию и заставляет человека мечтать. Так рождаются мифы, сказки и легенды. Воображение важнее, чем знания, сказал Эйнштейн.

Бог -  великий шарманщик, создавший всю эту великую красоту, чтобы люди были счастливыми. Он крутит ручку небесной шарманки, и все движется: галактики, созвездия. Периодически все повторяется. Этот замкнутый цикл отражается и на Земле. Существует некая цикличность, заданность в развитии человечества, в возникновении и гибели цивилизаций. Мы существуем в матрице Создателя.

Древние люди, глядя на небо, заметили, что все звезды перемещаются, а одна всегда стоит на месте. Поэтому они решили, что там живет верховное божество.

- О какой звезде ты говоришь?

-  Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы. Большая Медведица на русском Севере называлась Лосицей. У многих охотничьих народов существовал культ небесных лосей или оленей. Это подтверждают петроглифы, писаницы, оленные камни в Европе, на Кавказе, в Сибири. Сохранились чудские и приуральские шаманские бляшки с изображением лосей. В сибирском фольклоре существуют мифы о божественной лосихе, хозяйке Вселенной и матери зверей. Образ лося-оленя сохранился в устно-поэтическом и декоративно-прикладном искусстве. Много вышивок с олене-лосями и рогатыми полуженщинами-полуваженками, особенно у финно-угорских народов. Изображения небесных оленей и лосих есть не только у карелов, у русских тоже. Олень символизировал обновление, возрождение, непрерывный круговорот жизни. Он сбрасывает и вновь отращивает рога. Ветвистые рога оленя ассоциировались с Древом жизни, воплощали связь земли и неба.

В некоторых уже исчезнувших с лица земли вепсских деревнях жители вели свой род от оленя, в других - от лося (поэтому охота на него была запрещена). Считалось, что эти животные изгоняют из своих владений волков и медведей - хранят род.

Шаманское захоронение, найденное на Оленьем острове Онежского озера, связано с культом лося. Многие онежские петроглифы изображают созвездия. Петроглиф Оленя соответствует Большой Медведице. Первобытные философы стремились понять и осмыслить окружающий их мир, представляли в образе лося верхний мир, небесную стихию: небо, солнце, звезды.

Если провести аналогию с другими древнейшими эпосами, тогда Сампо - это остаточные воспоминания о Гиперборейском Храме Полюса с водоворотом в центре. Гиперборея была прародиной ариев – Ариавартой, что означает «свет вращающийся» или «светлое кольцо».

Все божественное, как и Сампо, имеет круглую форму -  земля, солнце, луна, планеты, звезды. И все это движется. Если изъять часть этого коловращения, движение прекратится. Круговая линия выражает идею движения времени, круговорота солнца, развития по спирали.

- Весь сыр-бор в поэме начался из-за Сампо…

- Думаю, что сыр-бор у них там все время из-за женщин.

- Идея создания Сампо тоже принадлежит женщине – хозяйке Похьелы, которая олицетворяет темные силы. Сампо развалилось, но Лоухи все же утащила «пеструю крышку».

- Темные силы вообще любят все яркое, пестрое, блестящее, как вороны.

- Хотя в руне сказано, что «не пришлось ей взять от Сампо ничего, что было б ценно… лишь щепотку», сдается мне, что старуха в накладе не осталась.

- Да как сказать. Силу-то свою после этого великая и ужасная ведьма  стала терять. Хоть и попортила она еще крови калевальцам, но превратилась в злобную, вредную и бессильную старуху:

Власть моя отныне гибнет

И могущество слабеет.

Лоухи украла у людей счастье, и с тех пор люди несчастливы.

- Может быть, ей просто тоже хотелось быть счастливой, но зло эгоистично, завистливо, ущербно. Тьма всегда стремится к свету.

- Наоборот, тьма бежит от света. Свет пролагает путь во тьме.

Темные и светлые силы, которые борются за человеческие души, наблюдают, как проявляет себя человек, живя на планете Земля. Они взвешивают, чего в нем больше – светлого или темного, чему принадлежит его душа – свету или тьме… Все воры провалятся в ад, даже если они строят церкви. Храм надо возводить в своей душе. У человека всегда есть шанс исправиться, и тогда весы качнутся в другую сторону.

Источник счастья находится внутри человека. Большинство людей несчастливы, потому что занимаются не своим делом. Они не любят то, что делают, поэтому результат нулевой. Для меня Сампо – символ творчества, и оно приносит мне счастье, то есть счастье – и есть Сампо. Я по-настоящему счастлив, когда пишу картины.

 

Беседовала Наталья Бычкова

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!