Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана



Предмет и значение истории первобытного общества.

Предмет первобытной истории и ее место в системе наук. Сторонники теории прогресса в развитии человечества (гегельянцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.) выделяют ряд восходящих ступеней развития. Таких ступеней, или исторических типов общества, насчитывают неодинаковое количество. Но как бы различные исследователи ни относились к членению исторического процесса, ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобытное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий весь огромный период времени — от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Этот начальный этап существования человечества и есть предмет первобытной истории

Значение первобытной истории. Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем только некоторые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.

В числе проблем, целиком или частично исследуемых на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности? Обоснованна ли коллективистическая концепция первобытного общества — этого первого звена в развитии человечества? Как и когда возникли частная собственность, общественное неравенство и государственное принуждение? Имманентны ли они всякому человеческому обществу или исторически обусловлены, а тем самым и преходящи? Извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, и, в частности, религия в ее монотеистической форме? Идеологическая масштабность этих вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.

Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая, не стоит от этого в стороне.

 

Хронология и периодизация первобытной истории. Общая характеристика основных этапов первобытной истории.

Хронология Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени — более миллиона лет — этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5—1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке — в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены* —еще позднее.

Периодизация

ГеологическаяВремени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют термины «гюнц», «миндель», «рисс» и «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледни-ковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс — к среднему, вюрм — к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части, а может быть, и полностью —мезолиту. Неолит —уже время голоцена.

Геологич. периодизация: эра – Кайнозой (56 млн.л.н. – наше время); период – Четвертичный (с 2,5-2 млн.л.н.); эпохи – Плейстоцен– Ледниковый Период (2,5-2 млн.л.н. – 10 т.л.д.н.э.) и Голоцен (10 т.л.д.н.э. – наше время).

Дунай (ок. 2 млн.л.н.) - эоплейстоцен;
Гюнц (1 млн. – 700 т.л.н.) – эоплейстоцен.
Миндель (Окское) (500 – 350 т.л.н.) – нижний плейстоцен
Рисс (Днепровское) (250-200 – 120 т.л.н.) – средний плейстоцен.
Вюрм (Валдайское) (80 – 11 т.л.н.) – верхний плейстоцен.

Археологическая Палеолит(древний камен. век): 3 млн. л.н. – 10 т.л.д.н.э. Делится на след эпохи: Нижний (олдувай: 3 млн. – 700-800 т.л.н., ашель: 800 т. – 120-100 т.л.н.), Средний (мустье: 120-100 – 40 т.л.н.) и Верхний a.k.a. Поздний (40 т.л.н.– 10 т.л.b.c.);
Мезолит(средний): 10-9 т.л.д.н.э. – 7 т.л.д.н.э.;
Неолит(новый): 6-5 – 3 т.л.д.н.э.
Медный век(энеолит) - 4-3 д.н.э.
Бронзовый век: 3-1 тыс. Ранний, средний (25-19 вв.), поздний (до 10 в.)

Попытки обобщить имеющиеся сведения и факты делались с древности: Лукреций Кар «О природе вещей» предложил в качестве критерия использовать «изменение орудийного материала», т.е. смену каменных орудий медными, а медных железными.

  • А. Фергюссон (18 в.) в качестве критерия периодизации выдвинул «степень освоения культуры»: дикость, варварство, цивилизация. Позднее шведский ученый С. Нильсон несколько исправил и дополнил этупериодизацию, выделив 4 стадии: дикость, номадизм (греч. nomados – кочующий, кочевничество), земледелие и цивилизация.
  • В 1861 г. И. Бахофен развил идею о семейных отношениях в ПО: 1) Эпоха промискуитета; 2) Эпоха матриархат. Появляются первые ремесла, собирательство, рыболовство; 3) Эпоха патриархата. Причину развития первобытного общество он видел в смене религиозных представлений.
  • В 1877 г. Л. Морган в книге «Древнее общество» предложил теорию об универсальности родовой организации и едином пути развития первобытного общества, прогресс которого он объяснял успехами в развитии производства средств существования. Критерием периодизации служит уровень развития производительных сил. Морган повторил периодизацию А. Фергюсона, но выделил в каждой из этих эпох 3 стадии с учетом конкретных признаков развития хозяйства и материальной культуры (низшая, средняя, высшая).

Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана

Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство)

Низшая Начало - появление древнейшего человека, возникновение членораздельной речи.
Средняя Возникновение рыболовства, появление огня.
Высшая Изобретение лука и стрел.

Варварство. Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств).

Низшая С открытия гончарства и распространения керамики.
Средняя Введение скотоводства и поливного земледелия.
Высшая появление железа.
Цивилизация.   Изобретение иероглифического и алфавитного письма.
  • Периодизация Ефименко П.П. в 30-х гг. XX в. Книга «История первобытно-коммунистического общества». Критерием является изменение форм социального устройства в ПО. 1) Эпоха Первобытного Человеческого Стада (ПЧС); 2) Эпоха родовой общины неандертальцев; 3) Эпоха материнского рода (материнской верховой общины); 4) Эпоха отцовского рода.
  • Марксистская теория развития первобытного общества изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс обобщил периодизацию Л. Моргана и ввел деление на время присваивающего и производящего хозяйства. Большинство российских ученых в качестве критерия периодизации выделяют формы объединений и общественные отношения.

Таблица «Формы социальной организации и периодизация истории первобытного общества»

Праобщина (Первобытное человеческое стадо) Праобщина Эпоха антропосоциогенеза
Раннепервобытная (ранняя родовая) община охотников, собирателей и рыболовов Первобытная родовая община Первобытная родовая община
Позднепервобытная (позднеродовая, развитая) община земледельцев и скотоводов    
Первобытная соседская (протокрестьянская), распад родовой общины Первобытная соседская община Эпоха классообразования
  • Периодизация М.О. Косвина: 1) Эпоха Первобытного Человеческого Стада а) Первобытно стада архантропов (2 млн. – 150 тыс. лет назад) б) первобытное стадо палеоантропов (неандертальцев) (40 – 35 тыс. лет назад) 2) Материнская родовая община (7-4 тыс. лет назад) 3) Отцовская родовая община 4) Эпоха «военной» демократии (2 тыс. лет назад).
  • Антропологическая периодизация Критерий: изменение биологических форм человека

Австралопитеки (5 -1 млн лет назад) → Архантропы (150 тыс. лет назад) (синантропы, питекантропы, гейдельбергский человек, атлантроп) → Палеоантропы (неандертальцы) → Неоантроп (кроманьонец).

  • Экономическая периодизация

Критерий: смена форм хозяйственной деятельности человека.

  1. Присваивающее хозяйство (собирательство, рыболовство и т.д.)
  2. Производящее хозяйство

«Неолитическая революция» - переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. 1956 год, Гордон Чайлз. В целом, периодизация истории первобытного общества отражает, с одной стороны, авторские взгляды, с другой стороны, общий уровень научных знаний о первобытности, но главное то, что периодизация помогает историку преодизировать и обобщать информацию об истории первобытного человечества.

Общая характеристика
Первобытная история начинается с эпохи праобщины (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением древнейших людей-архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи — преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной общиныоткрывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации — рода и родовой общины.Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя—более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной общины. Нижняя граница эпохи — средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя —как правило, неолит.

эпоха классообразования—время распада первобытнообщинного строя

Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности.Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых — по большей части на время металлов.Верхняя граница—появление классовых обществ и государств — наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 7112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!