НАРОДНО-ХОРОВОГО ПРОФИЛЯ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ

НАРОДНО-ХОРОВОГО ПРОФИЛЯ

(опубликована: Оптимизация образовательного процесса в современном университете: Сб. статей международной учебно-методической конференции / под общей научн. ред. проф. А.Г. Казаковой. – М.: МГУКИ, 2014. – С. 195 – 200)

Необходимость модернизации образования в нашей стране остро назрела ещё в конце восьмидесятых – начале девяностых годов ХХ века, поскольку существовавшая тогда образовательная система не только перестала отвечать запросам времени, но и, по существу, значительно утратила способность развиваться.

Целенаправленное проведение ряда реформ позволило России присоединиться к Болонскому процессу и вступить в единое европейское пространство высшего образовании. Эти серьёзные шаги обусловили необходимость незамедлительной корректировки содержания отечественного высшего профессионального образования, совершенствования методики преподавания и внедрения новых технологий в образовательный процесс.

Отличительной чертой новых стандартов образования (в том числе и высшего) стала ориентация на результат образовательной деятельности, который должен выражаться в наборе определенных умений, определяемых через термин «компетенция». Поэтому разработка современных учебных программ осуществляется с учётом перспектив реализации результатов образовательного процесса по каждой конкретной специальности.

Обратимся к дисциплине «Теория и история фольклористики», которая входит в базовую часть профессионального цикла и занимает одно из значимых мест в процессе обучения магистранта народно-хорового профиля. Данный курс является компонентом научно-теоретического знания, раскрывающим системный подход к освоению народной песни в современных условиях.

Изучение дисциплины базируется на системе знаний, навыков и универсальных компетенций, полученных магистрантами на предыдущей ступени обучения в высшей школе при изучении предметов «Народное музыкальное творчество», «Методика собирания, записи и расшифровки народных песен», «Музыкальное исполнительство и педагогика». Из важнейших компетенций, формируемых данным предметом в магистратуре, выделим следующие:

- ориентироваться в специальной литературе по этномузыкологии, музыкальному искусству, образованию и науке в смежных областях;

- быть способным и готовым применять на практике знания и навыки в организации исследовательских работ и в исполнительско-творческом управлении коллективом;

- быть способным и готовым не только самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения (в том числе, непосредственно не связанные с собственной сферой деятельности), но и применять их на практике;

- быть способным и готовым применять разнообразные педагогические технологии и методы в области музыкального образования;

- пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, исполнительских стилей и национальных школ;

- быть способным и готовым к разработке учебно-методических комплексов, методических пособий и материалов в соответствии с профилем преподаваемых предметов для всех форм обучения.

Возникает вопрос: как выстроить содержание дисциплины, чтобы оно нацеливало будущих магистров на реализацию самых сложных задач как в исполнительско-творческой, так и научно-педагогической деятельности?

Прежде всего, необходимы современные, достаточно обширные теоретические знания о фольклоре. В наше время понятие «фольклор» становится стержневым для специалистов, исполнительско-творческая и научно-исследовательская деятельность которых осуществляется, главным образом, в фольклорных ансамблях самых разных возрастных категорий.

Теоретические знания таких специалистов должны базироваться на самых современных исследованиях и научных разработках. Ведь не секрет, что только в девяностые годы минувшего столетия появилась реальная возможность формирования образовательных программ, в достаточной степени отражающих специфику фольклора как самобытной культуры. Они обращены к наиболее характерным его признакам, таким как: цикличность, вариативность, знаковая системность, передающая реальное содержание фольклорного произведения через множество самых разнообразных знаков и символов.

Отметим, что по поводу циклов народного календаря и жизненных циклов человека существует довольно обширная литература, различные записи, архивы и исследования. А вот проблемы освоения вариативности в фольклоре еще часто остаются вне пределов внимания исполнительско-творческих коллективов, даже заявляющих о себе, как о работающих на фольклорной основе.

Вместе с тем, именно вариативность необходимо рассматривать как способ проявления, передачи и хранения традиционного культурного наследия, обусловленный закономерностями самой жизни. Это обусловлено тем, что только фольклорный вариант обязательно, без искажений, сохраняет основу, а каждый его воспроизводящий, соблюдая общие правила, находит в них то, что даёт ему возможность выбрать для себя оптимальные условия самопроявления. Немаловажны для творческой и исследовательской деятельности наших специалистов и такие понятия, сопряженные с вариативностью фольклора, как соотношение коллективного начала и индивидуального, стабильного и мобильного.

Наряду с этим у магистрантов закладывается представление о фольклоре как стройной системе символов и знаков, ориентированной на законы продолжения жизни в согласии с окружающим миром (природой и людьми). При этом важно обращать особое внимание на взаимосвязь самых разнообразных знаков и кодов, как в обрядах природного, так и жизненного цикла человека. Это даёт возможность воспринимать фольклорный подтекст, понимать истинный смысл исполняемого фольклорного произведения.

Всё перечисленное требует к себе особого внимания и бережного подхода специалистов-исполнителей и исследователей. «Приблизительное», далеко не соответствующее истинному смыслу, «прочтение» традиционной народной песни, лишает её исконной жизненной силы, которая в ней заключена. Неверно определённый песенный жанр, нарушение важнейших закономерностей исполнительского стиля региона, являющегося родиной той или иной традиционной народной песни, – по сути, разрушает и постепенно уничтожает те «народные знания» о жизни в окружающем мире, которые испокон веков несла в себе уникальная культура, на определенном историческом этапе получившая для своего обозначения термин фольклор (от англ. Folklore народные знания, народная мудрость).

Активизировать процесс освоения дисциплины «Теория и история фольклористики» в значительной мере призваны интерактивные технологии профессионального обучения, основанные на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Так, лекции и семинары, которые были и остаются основной формой учебного процесса, могут носить не только информационный, но и проблемный характер.

При постановке проблемы естественным образом возникает дискуссия. Здесь необходимо выслушать мнение каждого участника, помочь всем присутствующим найти точные формулировки для выражения собственного взгляда на рассматриваемую проблему. Но важнее всего, - аргументированно сформировать объективный подход к решению проблемы, показать действенность сообща найденного решения. Для этого могут быть применены технологии развития критического мышления, моделирование.

Среди методов формирования заявленных компетенций может быть и деловая учебная игра – как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение профессионального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Процесс самостоятельной работы магистрантов нацелен на максимально полное освоение тематического материала по изучаемой дисциплине. Работа по каждой теме с рекомендованной литературой, нотным материалом, аудио- и видеозаписями находит своё отражение в соответствующем конспекте, содержащем самое существенное – краткие обобщенные формулировки по теме, её проблемам, путям их решения и взаимосвязи с другими темами.

Большим подспорьем для магистрантов может стать совместное составление тематического словаря-минимума. Если следовать принципу семантической ценности, то отбираемые термины должны выражать наиболее важные понятия по той тематике (устной и письменной речи), с которой встречается магистрант в процессе изучения материала. С учетом требований этого принципа не все термины и более частные понятия подлежат включению в словарь-минимум, а только самые необходимые, которые нельзя передать описательно, другими словами.

Таковы первые шаги на пути становления дисциплины, формирующей профессионально-теоретическую базу специалиста, которому предстоит органично сочетать на фольклорной основе исполнительско-творческую и научно-исследовательскую деятельность.

 

ЛИТЕРАТУРА

- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003.

- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. УМК для 1-4 классов: учебники и программно-методические материалы. – М.: Мнемозина, 2002-2008.

- Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005.

- Новые технологии в вузе (НОТВ – 2009). Шестая международная научно-методическая конференция. Сб. материалов. – Екатеринбург, 2009.

- Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации. Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – М.: АР-Консалт, 2013.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!