Стилистический анализ текста

Степанова Татьяна, 328 гр.

1. Общая структурно-смысловая организация текста:

1.1 Антон Павлович Чехов

1.2. «Размазня»; автор поднимает проблему притеснения слабых, показывает «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство.

1.3.Чехов А.П.Избранные сочинения.-М.,1988

1.4. Художественный вид словесности, художественное направление – реализм.

1.5. Сфера функционирования – литература. Стилевые черты: по жанру это небольшой рассказ, написанный в форме диалога главного героя и гувернантки Юлии Васильевны.

Лексика: автор использует некоторые устаревшие слова, такие, как: «нужно посчитаться», «гувернантка», «церемонная», «сюртучок», «горничная», «мерси».

Синтаксическое построение – в основном используются простые предложения (Я всегда платил гувернанткам по тридцати. У меня так записано. Десятого января вы взяли у меня пять рублей. И т.д.).

Пунктуация очень разнообразная: часто употребляется многоточие, как элемент недосказанности («нет, по тридцати…;два месяца и пять дней…;больше не брала…;три…; и я подал ей одиннадцать рублей…»), восклицательный и вопросительный знаки («Она нервно закашляла, засморкалась, но – ни слова!; Чашка стоит дороже, она фамильная, но … бог с вами!; Но у меня записано!; Бедная девочка!; Верно?; Где наше не пропадало?; За что же мерси?» И т.д.).

Чехов использует такие образные средства, как эпитет («такая церемонная, дрожащими пальчиками»), иронию, гиперболу («горничная тоже по недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть».).

1.6. Прозаический подстиль, жанрово-ситуативный стиль - рассказ

1.7. Форма словесного выражения письменная; диалог.

1.8.Функционально-смысловой тип речи – повествование

1.9.Способ изложения – от 1-го лица

1.10.Способы передачи чужой речи – прямая речь

1.11.Виды связей предложений в тексте:

- цепная: «Ну-с, прожили вы два месяца... — Два месяца и пять дней.. — Ровно два месяца...Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!. Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены!»;

- параллельная: «Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять...»;

- присоединительная: «На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться…Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам..».

1.12. Синтаксические модели соединения при цепной и параллельной связи:

- местоимения: «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.. Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.»;

- лексические повторы: «Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком…Чашка стоит дороже, она фамильная..»

1.13.Композиция: рассказ состоит из 5 частей. Небольшая экспозиция – первые два предложения, начало диалога это завязка, основной конфликт (развитие действия) происходит в тот момент, когда автор отчитывает гувернантку, кульминацией является тот момент, когда автор отдает Юлии Васильевне 11 рублей, которые она молча берет, после чего следует развязка. Два раза рефреном звучит фраза «но - ни слова!». Чехов использует композиционный прием развития и трансформации центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения.

2. Языковые особенности текста.

2.1. Семантическая характеристика:

- Ключевые слова в тексте: посчитаемся, деньги, так записано, ни слова, долой, вычесть, недосмотр, брала, мерси, жестокий урок;

- прямое употребление слов: практически весь текст

- переносное употребление слов: кислятина, размазня, зубастая, сильный

- синонимия: Юлия Васильевна – милейшая – бедная девочка; кислятина – размазня; обобрал – ограбил - украл.

- антонимия: зубастый – размазня.

2.2. Лексико-фразеологическая характеристика: стилистически окрашенная лексика (использование тропов – эпитетов, метафор, иронии, риторических вопросов и т.д.): «Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Водь я украл у вас! За что же merci?.. Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?»

2.3. Словообразовательная характеристика:

- ласкательная лексика: сюртучок, хорошенький – суффиксальный способ образования

- сниженная, фамильярная лексика: размазня – префиксальный; кислятина, зубастый – суффиксальный способ

- разговорная: замерсикала – приставочно-суффиксальный

2.4. Морфологическая характеристика:

- имя существительное: нарицательные (чашка, блюдце), конкретные (дети, урок), собственные (Юлия Васильевна); особенности в употреблении рода, числа и падежа: используется в основном мужской и женский род (я платил, я позвал, я не брала, горничная украла и т.д.), единственное число употребляется чаще множественного, (Коля полез, она взяла и т.д) множественное (вы занимались, оба глаза наполнились и т.д.);

- имя прилагательное: в тексте используются полные прилагательные – церемонная, превосходная степень сравнения – милейшая - употребление данного прилагательного носит иронический характер, усмешку;

- местоимение: личные (я, она, вы), притяжательные (наше, вашему), указательные (такой), местоимения заменяют в тексте существительные.

- глагол: в основном используется прошедшее время (пригласил, договорились, занимались, разбили, пропадало, наполнились и т.д.); используются глаголы в изъявительном (ограбил, украл и т.д.) и повелительном (садитесь, получите) наклонении, есть одиночное причастие (Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман), деепричастий нет;

- наречия: следовательно, кисло, робко, легко; категория состояния – «Легко на этом свете быть сильным». Модальные слова – «Вам, наверное, нужны деньги…». Служебные части речи: сочинительные (соединительные и противительные) союзы (а, но, и); междометия – ну-с – звукоподражательное слово, заполняющее паузу в тексте, подводящее итог.

2.5. Синтаксическая характеристика: в основном встречаются простые предложения («На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей. Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком» и т.д.). Так как это диалог, то с помощью простых предложений проще передать смысл, поэтому сложных предложений мало (Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»). В тексте встречаются все виды синтаксических конструкций: повествовательные - «На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться».; вопросительные: «Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?»; побудительные: «Садитесь, Юлия Васильевна!; восклицательные: «Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.. Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Ишь ведь, а у меня и не записано!»; невосклицательные: «Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...»; утвердительные: «Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати»; отрицательные: «Нет, по тридцати…вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только…»; односоставные: «Нужно было посчитаться…Три праздника»; двусоставные (используются чаще, чем односоставные): «На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей. Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал»; распространенные: «Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок...»; нераспространенные: «Давайте посчитаемся. Я не брала»; Неполные предложения часто употребляются в диалоге: Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

- По сорока...

Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

Эллиптические предложения: «Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей...»; осложненных предложений как таковых нет (вставных конструкций, оборотов и т.д. нет).

2.6. Средства речевой выразительности: эпитеты: вы такая церемонная, на длинном хорошеньком носике, дрожащими пальчиками - их роль – красочно и выразительно показать образ; ирония - Вот вам ваши деньги, милейшая!- противоречивый смысл слова милейшая, автор подчеркивает издевку, усмешку; сравнение - Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней? – автор сравнивает Юлию Васильевну с размазней и кислятиной.

2.7. Индивидуальный стиль автора. Чехов считается автором короткого рассказа, новеллы-миниатюры. « Краткость - сестра таланта» — ведь так оно и есть: рассказ «Размазня» это подтверждает. Чехов говорил: «Искусство писать - это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». Чехов использует короткие, лаконичные, меткие фразы, скрытый подтекст, иронию, но в эти коротенькие фразы вложен глубокий философский смысл.

 

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!