hčh Ghgh Khkh Phph Qhqh Thth 3 страница
Анахронизм. Вид речевой ошибки, основанной на употреблении слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе: Хлестаков получал маленькую зарплату (вм. жалованье). В речи учащихся художественно не мотивированный анахронизм разрушает одно из коммуникативных качеств речи – ее контекстуальную уместность. В художественной речи, наоборот, анахронизм может использоваться как стилистический прием.
АНГЛИЦИЗМЫ. Слова или выражения, заимствованные из английского языка. А. появились в русском языке в основном в XIX-XX вв.; в начале XXI в. К А. относятся термины: 1) кораблестроения; 2) спорта; 3) экономики; 4) названия транспортных средств; 5) наименования предметов быта. В XX-XXI в. были заимствованы наименования, обозначающие: 1) политические процессы, социальное устройство, идеологические реалии; 2) экономические, финансовые, банковские, юридические понятия; 3) наименования, связанные с техникой, автоматизацией, компьютерными технологиями; 4) спортивные термины; 5) наименования, связанные с массовой культурой, искусством, музыкой, шоу-бизнесом; 6) бытовыми и др. сферами.
АНДРОНИМЫ. Личные имена или фамилии женщин, образованные от имен или фамилий их мужей: Иванов – Иванова, Батхиев – Батхиева. А., образованные с помощью суф. -их(а), употребляются в разговорной речи и характеризуются оттенком разговорности: Иваниха, Денисиха, Васильиха и др.
АНЕЗИС [др.-греч. ανεσις – снижение]. Прием ослабления эффекта высказывания за счет употребления в заключительной части менее значимой информации: Он любил родину, свой город и просто покушать.
|
|
АНЕМОГРАФИЯ [др.-греч. ανεμος - ветер]. Вид текста, описывающий в образной форме ветер: Только ветер путался в траве, Позабыв о сладком вешнем сне.
АНЕМО́НИМЫ [др.-греч. ανεμος - ветер]. Названия ураганов, циклонов, тайфунов, стихийных бедствий: ураган Глория.
АНЖАМБЕМАН. То же, что синафия.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ [др.-греч. ανημαλ – животное]. Метафоры, основанные на ассоциациях и сравнениях с животным миром: У него осанка оленя.
АНИМИСТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ [лат.: anima – дух, душа], или АНТИПРОЗОПОПЕЯ. Метафоры, характеризующие человека с точки зрения его внешнего облика, психического состояния, умственных способностей, поведения, материального и семейного положения, профессии, национальности, возраста и др. Исходной базой для образования А.м. служат наименования: 1) предметов быта; 2) посуды; 3) транспортных средств; 4) строений; 5) одежды; 6) деревьев; 7) растений; 8) цветов; 9) грибов и др. Напр.: мешок, дуб, тряпка, трепло, язва, лапоть, звезда, туз, шестерка и т.п.
АНКЕТА (ВОПРОСНИК). Список вопросов, используемый в процессе социолингвистических исследований для изучения социально обусловленных особенностей использования языка. А. используется в макросоциолингвистических обследованиях больших совокупностей говорящих. Вопросник включает следующие компоненты: 1) паспортный блок, характеризующий социально значимые признаки информанта; 2) лингвистическая часть, включающая вопросы об исследуемых лингвистических явлениях; 3) тесты, иллюстрирующие уровень владения языком. В анкете используются разные приемы: 1) ответ на прямой вопрос; 2) выбор одного варианта ответа из нескольких возможных; 3) заполнение пропусков в словах, парадигмах. Выделяется два основных типа А.: 1) анкеты, нацеленные на исследование функционирования языка в различных группах, общностях; 2) анкеты, исследующие отношение носителей языка к различным вариативным элементам речи.
|
|
|
визма и т.п.
|
|
АНКЛАВ. Территория, на которой проживает компактная часть этнической группы в инонациональном окружении.
АНКЛАВНЫЙ СПОСОБ РАССЕЛЕНИЯ. Расселение носителей языка достаточно многочисленными группами, живущими на значительном расстоянии друг от друга и окруженными иноэтническим и иноязычным населением, что способствует развитию дивергентных процессов в языке.
АННОМИНАЦИЯ [лат.: annominatio – подобословие, игра слов]. Фигура речи, содержащая контактный повтор однокоренных слов с целью интонационного выделения: Дед бил-бил, не разбил. А. может возникать из-за неправильного употребления сочетания слов, низкой речевой культуры человека.
АННОТАЦИЯ КАК ЖАНР НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО ПОДСТИЛЯ. Для аннотации как жанра научно-информативного подстиля характерны следующие особенности: I. Ситуация общения: 1) общение с читателями как получателями информации о новинках в области художественной, научной, публицистической и пр. литературы; 2) основная функция общения - информативная; 3) основная задача – описать существенные признаки предмета речи. II. Стилевые черты: 1) точность; 2) обобщенность. III. Языковые средства: 1) выражающие точность речи: однозначные слова; термины; двусоставные предложения с независимым инфинитивом в роли сказуемого; 2) выражающие обобщенность речи: краткие прилагательные для выражения постоянного свойства предметов; глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия.
|
|
АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ. Жанр: 1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения; 2) эксплицирующий центральную проблему исследования; 3) репрезентирующий цели и задачи автора; 4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии.
АННОТАЦИЯ СТАТЬИ. Один из видов школьного сочинения. Создается по следующей схеме: 1. Выходные данные статьи; 2. Краткое содержание статьи; 3. Ее целевое назначение; 4. Для какой категории читателей она предназначена.
АНОМАЛИЯ ЯЗЫКОВАЯ. Отклонение от нормы, общего стандарта, закрепленное в нормативных справочниках. Наблюдается в области: 1) формообразования; 2) словообразования; 3) правописания.
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033-1109). Один из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 г. стал архиепископом Кентерберийским. Утверждал первенство веры перед разумом. Его знаменитое онтологическое доказательство существования Бога и его реализм связаны с учением Платона о понятии. Тщательно изучал язык античных авторов. Принял участие в лингвистических спорах реалистов и номиналистов о природе названия. Будучи реалистом, в отличие от П. Абеляра, он считал, что понятия реальны, объективны и предшествуют материальным вещам, т.е. понятия – это идеи, предшествующие вещам, и они есть внутренние слова Бога.
АНТАНАГОГА [др.-греч. ανταναγο взаимно выводить], или ПАРОМОЛОГИЯ [др.-греч. παρομολογια частичное согласие], РЕКОМПЕНСАЦИЯ [лат.: recompensatio возмещение]. Тип высказывания, в котором негативные факты и явления оцениваются положительно: Если к другому уходит невеста, то жениху повезло.
АНТАНАКЛАЗА, или АНТАНАКЛАСИС [др.-греч. αντανακλασις отражение, преломление]. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторе слова в одной и той же грамматической форме, но при этом используются разные смысловые оттенки и лексико-семантические варианты слова: Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать (Э. Рязанов).
|
АНТАПОРИ́Я [др.-греч. αντοπορες отвечать вопросом]. Коммуникативный прием, сос-
тоящий в ответе на вопрос другим вопросом: Разве это правда? – А что вы понимаете под
правдой?
АНТЕЦЕДЕНТ [лат. antecedentis предшествующий, предыдущий]. Предшествующая единица высказывания, с которой соотносится последующая единица, поясняющая относительные местоимения, местоименные наречия, имена существительные, расположенные в первой части: Какой же надо быть роскошной женщиной, Чтобы остаться навсегда в твоей судьбе?
АНТИКЛИМАКС [др.-греч. αντι – против, κλιμακς – лестница, восхождение]. Стилистическая фигура, одна из разновидностей градации, заключающаяся в расположении слов и выражений в порядке ослабления их смыслового и эмоционального содержания: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах (А. Белый).
АНТИМЕ́РИЯ [др-греч. αντιμεριο – воздавать в ответ], или металлага. Стилистический прием, основанный на употреблении слов одной части речи вместо другой с целью усиления экспрессии: Как насчет перекусить?
АНТИМЕТАБОЛА [др.-греч.: αντι – против, μεταβολε – изменение, преобразование]. Риторическая фигура, заключенная в зеркально-симметричном повторении левой части предло-
жения в его правой части: Не для того живем, чтобы есть, а для того едим, чтобы жить
(Марк Катон).
АНТИПАССИВ. Вид синтаксического залога, при котором исходное дополнение / пациенс понижается в ранге; исходное подлежащее / агенс повышается в ранге – при исходной эргативной модели.
АНТИПО́ФОРА [др.-греч.: αντιπόφορα возражение]. Размышление, риторическое рассуждение, в котором автор с целью развития темы ставит вопросы и отвечает на них.
АНТИРЕЗИС. Речь, содержащая аргументированную критику, осуждение, отрицание какого-либо суждения, мнения, умозаключения.
АНТИТЕЗА1. Стилистическая парная фигура в тексте, используемая в различных целях: экспрессивно-изобразительных, юмористических, иронических, оценочных и т.п.: Добро и зло приемли равнодушно.
Антитеза2. Стилистический прием противопоставления понятий, положений, образов, состояний, гипотез, предметов и т.п. А. применяется в художественной, публицистической, научной, разговорной речи. В разных стилях она выполняет разные стилистические функции. В художественном высказывании она направлена на создание образности, эмоциональности: И мира нет - и нет нигде врагов; Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь – и в небесах витаю; Всем в мире чужд – и мир обнять готов. (Ф. Петрарка). В публицистической речи антитеза направлена на более тщательный анализ фактов из жизни общества, страны: Этот рассказ суров, но славен. Огромные сокровища хранил в себе некогда нищий, болотный край. (Из календаря). В научном стиле различного рода противопоставления направлены на доказательство научного положения: Организмы не существуют в природе изолированно. Они вступают в сложные и разнообразные взаимоотношения. (В. Корсунская). Противопоставления зачастую могут оформляться как простые или сложносочиненные предложения с противительной связью: Мы его ждали, а он не пришел; Лучше скажи мало, но хорошо. (Посл.). С точки зрения культуры речи, А. формирует следующие коммуникативные качества речи: выразительность, богатство, логичность.
АНТИФРАЗИС. Употребление слова или выражения в противоположном значении и с противоположной оценкой; к А. относятся ирония и мейозис.
АНТИЦИПАЦИЯ1 [ лат. anticipatio]. 1. Воздействие последующего звука на предшест-
вующий, предвосхищение последующего звука при произнесении предшествующего. 2. Пере-
несение слова в предшествующее предложение с «предвосхищением» соответствующего
содержания.
АНТИЦИПАЦИЯ2 [лат.: anticipatio – предвосхищение, предвидение]. 1. Предугадывание смысла всего предложения при восприятии части предложения. 2. Умение на основании опыта предвидеть результаты своей речи и строить ее сообразно с этим предвидением. 3. Нарушение временной или причинно-следственной последовательности изображения событий. 4. Воздействие последующего звука на предшествующий, регрессивная ассимиляция. 5. Предшествование придаточного предложения главному.
|
АНТОНИМ СТРУКТУРНЫЙ. Тип антонимов, который определяется их принадлежностью или непринадлежностью к одному и тому же словообразовательному гнезду: добро – зло (разнокорневые антонимы), сердечный – бессердечный (однокорневые антонимы).
АНТОНИМИЯ. Тип семантических отношений между лексическими и другими единицами языка, имеющими противоположные значения. А. проявляется у слов с: 1) качественно-оценочным значением; 2) количественным; 3) временным; 4) пространственным значением. Не вступают в отношения А.: 1) сущ. с конкретным значением (дом, ветка); 2) числительные и многие местоимения; 3) качественные прилагательные со значением цвета (красный, желтый); 4) относительные прилагательные (шелковый, норковый); 5) имена, фамилии людей, географические названия (Асланбек, Батхиев, Назрань).
Антонимы [греч. anti «против» и оnуmа «имя»]. Слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения; любить - ненавидеть. Не все слова вступают в антонимические отношения. По структуре корня выделяются антонимы:
1) разнокоренные (богатство - нищета); 2) однокоренные (действие - противодействие). По наличию промежуточного между антонимами понятия различают: 1) градуальные антонимы: белый – (серый) – черный; 2) неградуальные: истинный – ложный.
АНТОНИМЫ КОНВЕРСИВНЫЕ. Векторные антонимы, включенные в антонимичес-
кую парадигму на основании противоположной направленности их семантики: войти – выйти,
купить – продать. Конверсивные антонимы обозначают противоположно направленные
действия.
АНТОНИМЫ КОНТРАДИКТОРНЫЕ. Противоречащие антонимы, обозначающие противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений. Наличие одного из них исключает наличие другого: жизнь – смерть, война – мир, добро – зло.
АНТОНИМЫ КОНТРАРНЫЕ (ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ). Антонимы, обозначающие противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений, допускающие включение в свой состав «среднего» члена парадигмы, т.е. слова с нейтральной окраской, от которого берут отсчет позитивный и негативный члены парадигмы: быстрый – умеренный – медленный.
АНТОНОМАЗИЯ [др.-греч. άντονομαζία переименование]. 1) Одна из разновидностей метонимии, основанная на замене имени собственного нарицательным и наоборот; например «ловеласов обветшала слава»; 2) обозначение лица или объекта словом, имеющим отвлеченное значение качества; напр. «Всевышний» вм. «Бог».
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ). Направление исследований междисциплинарного характера, объединяющее лингвистический, этнографический, культурологический подходы. Направление возникло в американской лингвистике в связи с исследованием языков коренного населения Северной Америки.
АНТРОПОМОРФИЗМ. Уподобление человеку, наделение животных, предметов, явлений природы, мифических существ человеческими свойствами и качествами. Явление А. используется в фольклоре, баснях, поэтических текстах.
АНТРОПОМОРФИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ. Метафоры, развившиеся по модели человек – животные, птицы, деревья, растения, различные приспособления, орудия труда и др.: вдова – кукушка, стукач – дятел.
АНТРОПОНИМИКА [антропо… др.-греч. ονύμα имя]. 1) Область ономастики, исследующая происхождение, изменение, географическое распространение, общественное использование и т.п. собственных имен людей; 2) совокупность собственных имен того или иного языка. Направление лингвистических исследований, связанное с изучением личных имен, раздел ономастики. Антропонимы делятся на следующие группы: 1) личные имена; 2) патронимы; 3) матронимы; 4) отчества; 5) фамилии; 6) родовые имена; 7) прозвища; 8) псевдонимы; 9) криптонимы и др. Раздел лексикологии, изучающий собственные имена людей.
АНТРОПОНИМИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ. Словари, регистрирующие и объясняющие фамилии, имена, отчества людей, их прозвища, псевдонимы.
АНТРОПОНИ́МИЯ. Совокупность антропо́нимов.
Антропонимы. Разновидность имен собственных: имена людей.
АНТРОПОФО́НИКА. Раздел языкознания, изучающий физиологию звуков человеческой речи вне связи с функциями этих звуков.
Антропоцентризм в лингвистике. Подход к исследованию языка, приспособленный к нуждам человека, его потребностям.
|
АОРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА. Функция глаголов совершенного вида, нацеленная на передачу динамики, дает возможность выразить смену ситуаций во времени, определить их последовательность.
АПАГОРЕ́ЗИС [др.-греч.: απογορεσις отговаривание]. Текст, содержащий какие-либо предостережения, уговоры, запреты: Нельзя так себя вести. Это вовсе не хорошо.
АПЕЛЛЯТИВАЦИЯ [лат.: appellare называть, именовать]. Переход собственных имен в нарицательные, основанный на метонимии: ом – единица электрического сопротивления; Ом – французский физик.
Апикальная артикуляция. Артикулирование переднеязычных согласных поднятым кончиком языка, который сближается с альвеолами (в английском языке).
АПИКАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Переднеязычные согласные, образуемые при сбли-жении или смыкании кончика языка (апекса) с верхними зубами или альвеолами: [д], [т] и др.
АПО́ДОЗИС [др.-греч.: αποδοσις]. Вторая часть сложного предложения или периода со значением вывода, отделяемая от первой части (протазиса) особой интонацией: Они мои друзья, так что можно будет их обо всем попросить.
АПОКОЙНУ́ [др.-греч.: αποκοινος разобщать]. Конструкция, в составе которой к одному управляющему слову относятся два неоднородных дополнения: Он любил цветы и хорошо
покушать.
АПОКО́ПА [др.-греч.: αποκοπε]. Отпадение одного или нескольких звуков в конце слова: Вась вм.: Вася.
АПОЛОГИЯ [др.-греч.: απολογια]. 1. Устная или письменная речь, нацеленная на оправдание кого-либо, защиту догм, учений. 2. Чрезмерное восхваление, предвзятая защита кого-, чего-нибудь.
АПОПЛАНЕ́ЗИС [греч.: αποπλανεσις отступление]. Устная речь, в которой говорящий
вместо ответа на поставленный вопрос переходит к другой теме или уклоняется от темы или
ответа.
АПОСИОПЕЗА, или АПОСИОПЕЗИС, АПОЗИОПЕЗИС [лат.: aposiopesis скрытие, утаивание]. Внезапный обрыв высказывания, остановка речи, нарушение ее построения вследствие переживаний, наплыва чувств, воспоминаний. А. используется в заголовках, рекламных текстах, привлекая внимание к содержанию высказывания, выполняя функцию заманивания клиентов, вызывая их любопытство.
АПОСТЕРИОРНЫЙ ЯЗЫК. Международный искусственный язык, сконструированный по образцу этнических языков.
АПОСТРО́Ф [греч.: αποστροφος обращенный в сторону или назад]. Надстрочный знак в
виде запятой. Употребляется: 1) для замещения непроизносимых гласных в заимствованных собственных именах: Жанна д’Арк; 2) для обозначения мягкости согласных в фонетической транскрипции: [м’ир]. До 1928 г. апостроф в русской орфографии употреблялся вместо ъ (твердого знака).
АПОСТРО́ФА. См.: Риторическое обращение.
АПОФА́ЗИС, или АПОФАЗИ́Я [греч.: απο вопреки; φασις появление]. Стилистическая фигура, нацеленная на преднамеренное изменение или отрицание автором или героем высказанной мысли: То не ветер ветку клонит, Не муравушка шумит – То мое, мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
АПОФЕГМА [греч.: αποφεγμα краткое изречение, сжатое высказывание]. Краткое изречение нравоучительного характера: Уча, учимся (Сенека).
Апперцепция [нем. apperzeption]: 1) психол. зависимость восприятия от предшест-
вующего индивидуального опыта; 2) осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций.
Аппликация.1 Бинарная операция комбинаторной математической логики, оперирующая абстрактными наблюдениями. В общеизвестном определении Х. Карри и Р. Фейса «если х и у есть объекты, то х у также объект» аппликация записывается как два символа, поставленные рядом. А значит, АПМ (аппликативная порождающая модель) имеет дело не с цепочками, а с комплексными единицами, с набором упорядоченных элементов, порядок записи которых несуществен. Структура цепочек образует фенотип (внешний вид), структура комплексов - генотип (конструкцию единиц). Выделяются два рода правил порождения комплексов: 1) правила образования комплексов; 2) правила трансформации комплексов. АПМ включает четыре соединенных друг с другом модели (генератора): 1) абстрактный генератор; 2) генератор слов; 3) генератор фраз; 4) генератор трансформационных полей.
|
АППОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Отношения между приложением и определяемым словом. А.о. указывают на характер согласования в падеже или роде и числе: профессор Ужахова, письмо-загадка.
АППРОКСИМАЦИЯ [лат.: approximatio приближение]. 1. Обучение языку, допускающее замену сложного и объемного материала более простым и менее объемным. 2. В прикладной лингвистике: отношение между лингвистической компьютерной моделью и описываемой ею областью данных.
АПРИОРНЫЙ ЯЗЫК. Международный плановый язык, лексика и грамматика которого не заимствуются из этнических языков. А.я. создавались в XVII-XIX вв. Они основаны на логической классификации понятий (философские языки). Создавались звукосимволические языки, А.я. с произвольным соотношением знаков и значений (проекты нумерации понятий).
АПТРОНИМЫ [лат.: aptus подходящий]. Говорящие фамилии, указывающие на образ жизни, профессии их носителей: гончар Гончаров.
АРАБИСТИКА. Историко-филологическая дисциплина, исследующая функционирование и развитие литературного арабского языка и его диалектов, историю, материальную и духовную культуру арабских народов.
АРГО [фр. argot]. 1) Воровской язык; 2) диалект определенной общественной группы, создаваемый с целью языкового обособления; отличается от нормы узкопрофессиональной или своеобразно освоенной общеупотребительной лексикой.
АРГО В СОСТАВЕ РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКИ. Демократизация языка в конце XX в. привела к тому, что в состав просторечной, разговорной, стилистически сниженной лексики широко хлынули арготические слова: 1) путем прямого заимствования: бухать – пить водку; стучать – доносить; 2) путем семантических трансформаций: беспредел, тусоваться, разборка. Семантическая экспансия социально ограниченной лексики в общеупотребительную речь обусловлена разгерметизацией корпоративного общения: по мере распространения арготические слова приобретают широкое значение.
АРГО КАК ОБЩЕУГОЛОВНАЯ ЛЕКСИКА. Разновидность лексики преступного мира: ёрш – бывший вор в законе, громила – грабитель.
АРГО КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧИ. Особая социальная разновидность речи (тюремно-воровская речь), существующая на базе общенародного языка. Специфические черты арготической речи: 1) условность и ограниченность распространения; 2) наличие вариантных форм, обусловленных устной формой речи: кандыбать, шкандыбать; 3) многозначность (эпидигматика) слова: махаться – меняться, драться; 4) моделирование фразеологизмов: крутить дело – вести следствие; 5) коннотации негативной оценки (грубо, унижит., презрит., оскорбит.): бестолковка – голова.
АРГО КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА. Разновидность лексики преступного мира, распределенная по видам преступлений: медведка – взломшик сейфов, очкарик – вор, проникающий через окно.
АРГОТИЗМЫ [фр. ед.ч.argotisme]. Слова и обороты речи, заимствованные литературным языком из того или иного арго и используемые как стилистическое средство, обычно для характеристики речи персонажа.
АРГОТИЧЕСКИЙ [< арго]. Жаргонный, принадлежащий к арго.
АРГУМЕНТ ВОСХОЖДЕНИЯ. В риторике: центральное звено эпидейктической аргументации, основанное на понятии совершенствования.
АРГУМЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ. В риторике: один из судительных аргументов, имеющих статус оценки, используемый как главный технический прием введения в заблуждение; А.з. основан на подстановке любого элемента риторического факта: субъекта, действия, обстоятельства, целей, объекта, имени, подстановка ответственности.
АРГУМЕНТ К АВТОРИТЕТУ. В риторике: один из эпидейктических аргументов, основанных на праве ритора быть учителем, пророком, проповедником; авторитет может быть представлен: а) внешней инстанцией; б) эмпирической очевидностью; в) нравственным чувством аудитории; г) рациональной интуицией; д) внутренним опытом аудитории.
АРГУМЕНТ К ВЫБОРУ. В риторике: один из судительных аргументов, имеющих статус оценки, основанный на топе противоположного как основании сравнительной оценки.
|
АРГУМЕНТ К ИСТОЛКОВАНИЮ. В риторике: один из судительных аргументов, отражающий статус определения, включающий: а) установление частичной несовместимости случая и нормы; б) разделение в норме формулировки и общего смысла; в) сведение общего смысла с содержанием факта; г) нахождение хода истолкования; д) формулировка истолкования; е) редукция факта к формулировке истолкования и истолкования к норме.
АРГУМЕНТ К ЛИЦУ. В риторике: один из судительных аргументов, отражающий статус установления, определяющий совместимость субъекта и деяния.
АРГУМЕНТ К МОДЕЛИ. В риторике: один из эпидейктических аргументов, основанный на подражании идеальной личности; антимодель противоположна модели как образец отрицательных ценностей; воспроизводимые модели указывают на прецедент; невоспроизводимые – на принцип или метод мышления, деятельности.
АРГУМЕНТ К НЕВЫНОСИМОСТИ. В риторике: один из совещательных аргументов, не содержащий конкретного решения; состоит в том, что «надо что-то предпринять», так как состояние предмета невыносимо для аудитории; предмет и объект здесь не различаются именно в силу бессодержательности самого предложения, связь положения с доводами строится через изображение реальной ситуации как антимодели; ритор обращается к индивидуальным интересам аудитории, которые ущемлены, и обещает им освобождение от всяческих стеснений.
АРГУМЕНТ К НОРМЕ. В риторике: один из судительных аргументов, отражающий статус определения, нацеленный на обращение к правовым или моральным нормам.
АРГУМЕНТ К ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ. В риторике: один из судительных аргументов, отражающий статус установления, включающий данные, относящиеся привходящим свойствам субъекта или к обстоятельствам ситуации, которые ограничивают ответственность или указывают на невозможность совершения деяния субъектом.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!