воспитательный и военно-спортивный аспект

Лекция 8. Рыцарство сегодня

Рыцарское наследие и современность:

воспитательный и военно-спортивный аспект

 

Во всех странах, во все времена и практически всегда война являлась мужской прерогативой, определяя многие характеристики мужественности. Постоянно меняющиеся условия войны, однако, с неизбежностью предполагают возникновение воинов "нового типа" и, как следствие, – возникновение новых идеалов и нормативов мужественности. Подобную ситуацию особенно отчетливо можно наблюдать в течение последних двух веков, в ходе которых технологические достижения до неузнаваемости изменили природу войны. Бой лицом к лицу практически исчез; воюющие стороны, отделенные значительным пространством, зачастую даже не видят друг друга.

Ответить на эти технологические трансформации в конце XIX и в начале XX вв. пыталось русское офицерство, сформировав новый идеал воина, способного одержать победу на современном поле боя. В своих поисках современного им варианта мужественности, русские офицеры сделали ставку не на технический прогресс, а на средневековые понятия рыцарства, чести, храбрости и воинственности. Средневековые идеи рыцарской чести, заимствованные из военных традиций Западной Европы, получили свое наибольшее развитие в некоторых частях Белой армий в годы гражданской войны [18]. Центральной чертой системы военного воспитания русского офицера в конце XIX – начале XX вв. была "честь". Офицерская честь обеспечивала авторитет среди рядовых, корпоративная честь побуждала к геройским поступкам, сплачивала ряды и позволяла поднимать полки в атаку, вдохновляя их на подвиги. Романтическая фигура средневекового рыцаря и связанные с ним понятия доблести и чести стали в итоге стержневой чертой офицерства. Легализация дуэлей, поставившая в 1894 г. точку в безуспешной борьбе российских императоров с проникновением этой модели решения споров в среду российского офицерства стала логическим завершением процесса формирования российской версии рыцарства. Рыцарство стало играть роль нормативного идеала, удачно сочетая дисциплину, аскетизм и сдержанность с санкционированным – если не поощряемым – использованием силы. Как писал белый генерал, П.Н. Врангель, "русский офицер всегда был рыцарем". Соответственно воспринималась и политическая борьба – и для Врангеля, и, например, для Деникина цели Белого движения тесно увязывались с идеей защиты чести и достоинства России, как отмечал историк Вильям Фуллер: "В теории для русских офицеров честь была синонимична с рыцарством, т.е. с образом жизни, руководимым возвышенными идеалами рыцарского поведения и самопожертвования… На самом же деле офицеры больше всего считали честь чем-то, что не может быть потеряно…. честным офицером был тот, кто мог отстоять свою честь" [18].

Но рыцарской концепции благородного поведения трудно было реализоваться в условии войн XX века, с их огромными армиями вооруженными самым современным оружием, с их масштабностью и кровавостью. Но все-таки такие прецеденты были. В ходе Первой и Второй мировых войн и в других вооруженных конфликтах 20-го века элементы рыцарской модели поведения в бою наблюдались, например, в поединках летчиков и снайперов.

В телевизионной передаче "Война в воздухе", посвященной эволюции военно-воздушного флота США прозвучали такие слова: – "В воздушных боях Первой мировой войны было что-то от рыцарства, и немного от спорта" [8]. Действительно существует множество сообщений, подтверждающих факты воздушных поединков летчиков, проходившим по определенным негласным правилам. Как правило, такие поединки могли случаться между летчиками-асами, знавшими своих противников (идентификация проводилась по эмблемам на корпусе самолета, напоминавшим рыцарские гербы). Часто эти поединки проходили в специально назначенном месте и времени, для чего враждующие стороны обменивались посланиями-вызовами. Сражения проводились по определенным правилам, напоминавшим рыцарские. Правила эти были довольно просты: необходимо было по возможности достигнуть паритета – равенства противников в технике, вооружении; сопернику позволяли без помех взлететь с аэродрома и достигнуть нужной высоты; поединки проходили один на один или группа на группу, посторонние и наземные ПВО не должны были вмешиваться; если один из соперников был сбит и катапультировался, то его не преследовали, а позволяли спокойно приземлится.

Подобные отношения наблюдались и в дуэлях снайперов, самая известная из которых произошла осенью 1942 года в Сталинграде между Главным старшиной Василием Зайцевым и майором Конингсом [11; 12]. Оба противник были профессионалами высшего уровня, оба хорошо знали друг о друге практически все (по сообщениям газет и разведки). Дуэль эта была очень длительной, противники выслеживали друг-друга, просчитывали вероятные ходы, даже назначали места встреч, но долго не могли переиграть друг-друга. В конце концов, нашему снайперу удалось застрелить немецкого офицера. После этого победитель в качестве трофея забрал оружие побежденного и индивидуальный значок с номером.

В современном военном деле происходят определенные изменения, которые заставляют задумываться и делать некоторые прогнозы. Многочисленные армии призывников, так же как и средневековые народные ополчения, заменяются мобильными воинскими формированиями на контрактной основе. Война становится делом солдат-профессионалов, посвятившим этому всю жизнь. Происходит усложнение и удорожание средств технического обеспечения и вооружения солдата. По подсчетам военных специалистов, в ближайшем будущем стоимость военного оборудования и вооружения одного солдата-пехотинца будет стоить от 50 до 350 тыс. долларов [7]. Как тут не вспомнить знаменитые 30-45 коров – эквивалент стоимости рыцарского вооружения. К тому же техническая сложность современного военного оборудования требует от солдата и наличие высоких умственных способностей, знание современной электронной техники. Все это, в конечном счете, приведет к значительному сокращению участников возможных будущих войн. Нам кажется разумным предположить, что новые "воюющие" будут нуждаться и в новой идеологии.

Наши предположения можно продолжить и дальше, опираясь на современную фантастическую литературу и кинофильмы. Тема "рыцарство и современная научная фантастика" требует отдельного исследования, настолько она богата и многообразна. Мы отметим лишь ряд фактов.

В фантастическом романе "Войны роботов" [9; 10], по мотивам которого снят фильм и проводится телевизионное шоу, будущие конфликты между государствами будут решаться с помощью поединков-турниров специальных боевых роботов, управляемых людьми. Нам эта идея кажется весьма интересной и перспективной.

Существует целое направление в фантастике – фэнтези, историко-героическая сказка с различными чудесами, волшебниками и, конечно же, рыцарями и рыцарским кодексом чести. Лучшей в этом жанре, несомненно, является трилогия "Властелин колец" Ж.Р.Р. Толкиена [5]. Это роман написан в духе средневековых героических саг и рыцарских романов и имеет с ними множество аналогий в сюжетном построении и буквально пронизан концепцией рыцарственности. Фактически во "Властелине колец" содержится все, что должно быть в "сказке на ночь" – это пример куртуазности и чести, которая вновь демонстрирует потребность в высоких рыцарских качествах в сердце любого, кто читает это, будь то молодой или старый. "Книги Толкиена могут служить введением в мир героизма и рыцарей в светлой броне" [21].

И, конечно же, в качестве яркого примера можно привести знаменитую сагу Джорджа Лукаса "Звездные войны" [14]. Рыцари-джедаи – это новое воплощение идеального рыцарства. В лучших традициях героического эпоса и рыцарского романа авторы выражают интерес не к "звездным войнам" как таковым, но к действиям особых героев, таких как Энэкин и Люк Скайуокеры, Оби-ван-Кеноби и др. В образе рыцаря-джедая авторы, вольно или невольно, соединили воедино все лучшие черты и качества мирового рыцарства, наделили их теми функциями, которые возлагались на "воюющих" во все времена и эпохи. Джедаи – это рыцарский орден со своей структурой, уставом и прочим – мечта средневековых западноевропейских идеологов рыцарства. Всеми их поступками движет некая "Сила" и это заставляет вспомнить самурайский "Путь". Их вооружение (лазерный меч) и воинское мастерство делает их непобедимыми в столкновении с любым противником. Рыцарь-джедай – это защитник слабых и униженных, страж порядка и стабильности в государстве.

В 1908 году генерал Р. Баден-Поуэлл, составляя моральный кодекс для скаутов, обратился к рыцарскому наследию. Молодежь тех стран, где получило развитие скаутское движение, стало воспитываться в духе этого кодекса [17, с.502]. Бойскауты появились и в царской России, и представляли собой своеобразное сочетание гимнастики с национализмом. Главное внимание в этой организации в то время уделялось воспитанию идеального бойца, и преследовало одну цель – формирование безусловного чувства самопожертвования, способности воевать до последнего и, при необходимости, готовности умереть за Родину [18].

В своем выступлении перед скаутами г. Сан-Диего состоявшемся в феврале 2002 года Скот Фарел отметил тот факт, что рыцарский кодекс поведения очень напоминает двенадцать пунктов Закона Бойскаута. Бойскаут должен быть заслуживающим доверия, лояльным, полезным, дружественным, учтивым, добрым, послушным, веселым, бережливым, храбрым, чистым и почтительным. Закон Бойскаута имеет корни в Кодексе Галантности, используемой средневековыми рыцарями [20].

По мнению М. Оссовской, кодекс рыцарской борьбы сохраняет свое значение и в современном спорте. Присяга, которую приносили участники XVI Олимпийских игр в Мельбурне, гласила: "Клянемся, что во время Олимпийских игр мы будем соревноваться честно, соблюдая действующие правила. Мы хотим участвовать в Играх в духе рыцарской борьбы, во имя наших стран и во славу спорта" [17, с.502]. Тем более это утверждение верно в отношении многочисленных рыцарских орденов и клубов, военно-спортивных организаций, театров реконструкции средневековья, пытающихся возродить рыцарские традиции и организующие современные рыцарские турниры.

В современном мире в настоящее время существует множество различных рыцарских орденов и клубов, как ведущих свою историю с эпохи средневековья (например, Мальтийский орден), так и возникших сравнительно недавно.

Вот уже более века основной деятельностью Мальтийского ордена является благотворительная медицинская служба. В ведении Великого магистра, как и в прежние времена, находятся орденские больницы, поликлиники, амбулатории, дома для престарелых и инвалидов. Ордену принадлежат лепрозории в странах Африки и Южной Америка, центры лечения и реабилитации диабета, детские дома, школы медсестер и другие благотворительные учреждения [13; 24, с.19-21].

В средние века в рыцарские ордена была вовлечена вся Европа. И сегодня европейские страны остаются верны традициям. В Чехии, например, около половины населения состоит в различных рыцарских клубах и орденах. Первые рыцарские и некоторые другие исторические клубы, появились в период 1975-1993 годов, и основывались на идеях материальной и событийной реконструкции. В их деятельность из среды ролевых игр стали проникать различные элементы имитационных игровых моделей и особенно образцы форм коллективного досуга. Таким образом, историческое фехтование, зародившееся в среде военно-исторических клубов, не избежало влияния некоторых идей, близких к игровому моделированию. Также можно вести речь и об обратном явлении – игровое фехтование, появившееся в ролевой среде стало видоизменяться с появлением в играх исторического моделирования.

С появлением большого количества информации об исторической реконструкции (из зарубежной литературы, каталогов, материалов, публикуемых иностранными клубами в Интернет), в историческом фехтовании начинает усиливаться тенденция к реконструктивной точности, которая на сегодняшний день считается самым важным отличительным признаком ИФ. Большинство современных военно-исторических клубов качество фехтования склонны оценивать только в связи с "историчностью" костюмов, доспехов и оружия, что, безусловно, стимулирует процесс изучения материальной культуры средних веков [3].

В качестве примера можно привести новый интернациональный Орден Северного Храма, объединяющий более 200 человек. В него в качестве подразделений вошли ордена из различных городов России, Белоруссии, Литвы. Интересно, что Орден Северного Храма имеет реальные исторические корни и опирается именно на национальные традиции Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой [4].

Руководит орденом магистр Дмитрий Нестюк, орден имеет свой устав, для написания которого руководители пользовались различной рыцарской литературой. Структура Ордена Северного Храма, титулы и законы также приведены в соответствие с реальными историческими свидетельствами. Звание настоящего рыцаря можно заслужить, лишь пройдя все ступени иерархии. Обычно на это уходит не один год. Новичок, у которого нет костюма и оружия, бедный и физически, и морально, называется крестьянином. Смастерив себе костюм, доспехи и снаряжение, он переходит в разряд неофитов и включается в отряд воинов, получая право пользоваться тренировочным оружием. Вторая ступень – щитоносец, затем – ветеран. Того, кто прошел эти три ступени, рыцарь может взять к себе в оруженосцы. В этом звании член ордена пребывает обычно несколько лет. И только потом он может быть посвящен в рыцари, получив средневековое имя и личный герб. Кроме рыцарей-воинов, в Ордене Северного Храма есть несколько гильдий, возглавляемых мастерами. Самая многочисленная из них – гильдия менестрелей, или музыкантов. Претендовать на титул мастера может только профессионал [4].

Члены ордена не просто создают себе средневековые костюмы и учатся сражаться, а проникаются идеями рыцарского благородства, достоинства, чести. Они верны своему долгу, слову, Отечеству. Одна из целей Ордена Северного Храма – воссоздать критерии, которым должен соответствовать человек, претендующий называться рыцарем.

С 1992 года ведет свою историю Сахалинский Военно-Исторический Клуб "Путь Меча". Первоначально он носил другое название и являлся участником движения ролевых игр, элементы военно-исторической реконструкции обнаруживались в нем с момента организации, что проявлялось в стремлении членов Клуба к более историчной экипировке и оружию (по сравнению с другими участниками движения ролевых игр), к систематизированной фехтовальной подготовке. Название "Военно-Исторический Клуб "Путь Меча" появилось в 1998 году. Основными направлениями деятельности Клуба стали: изучение средневековой истории различных стран и народов, реконструирование средневековых оружия и защитного вооружения, историческое фехтование [6].

С 1992 года представители Клуба 4 раза принимали участие в ролевых играх серии "МиФ" (Красноярск - 1993; Иркутск - 1995, 1997, 1999) [19], 2 раза – в ролевых играх серии "Крин" (Москва - 1996, 1997), а также участвовали в ролевой игре "Аркенстон-92" (Хабаровск - 1992), фестивале "Веер Миров" (Хабаровск - 1997), игре-реконструкции "Старая Англия" (Владивосток - 1994), были гостями Первого Троицкого Рыцарского Турнира (Троицк Московской области - 1997). Летом 1999 года представили свою историческую разработку (самураи токугавского сегуната) на фестивале исторической реконструкции "Лик Волка" (Улан-Удэ) [23]. В 2001 году представители клуба выезжали на 6-й фестиваль исторической реконструкции в г. Выборг. В мае 2000 года Клуб был официально зарегистрирован в качестве общественной организации. В том же году был выигран конкурс фонда "ИСАР-Дальний Восток" и получен грант на осуществление проекта развития военно-исторического движения на Сахалине "Живая история". В рамках данного проекта на Сахалине был проведен первый военно-исторический фестиваль, а зимой 2001 года – первый турнир исторического фехтования [6].

В 1997 году в городе Армавире появился Клуб ролевых игр, который сначала носил название "Альмарен", затем был переименован в Театр реконструкции средневековья, а теперь носит название "Клуба сюжетно-ролевых и театрализованных игр". Идейный вдохновитель и основатель Клуба, мастер-менестрель, мастер-координатор Рен Вэлдор (Загреба А.А – аспирант кафедры Всеобщей истории АГПИ). В мае 2001 Клуб был официально зарегистрирован в Минюсте как Армавирская городская молодежная общественная организация, и имеет право на свою печать и участие в различных конкурсах на финансирование [15]. Деятельность клуба связана с двумя направлениям – полигонными и кабинетными играми. К первому типу относятся: "Королевство всех дорог", "Гэнхил". Ко второму типу: "Древний замок", "Кшатрий", "Кодекс рыцарской доблести" [15].

В августе 2002 года в г. Екатеринбурге прошел "Международный рыцарский Турнир на Кубок Евразии" [16]. Цели Турнира: популяризация и творческое освоение исторического наследия; содействие нравственному и физическому развитию, военно-патриотическому воспитанию молодежи; развитие международных связей Свердловской области, пропаганда культуры и творческой деятельности жителей Урала. Турниру предшествовал научно-практический семинар по проблемам реконструкции индивидуальных воинских искусств Европы.

Мероприятия в составе Турнира.

Турниры: Турнир "Кубок Евразии" по правилам Соколиного Кубка; Турнир "Кубок Урала" по правилам ФИФ; Турнир конный по правилам Замка Голюбского; Турнир "на навершие"; Турнир лучников и арбалетчиков.

Конкурсы: Конкурс трюковых программ; Конкурс реконструкторов комплексов вооружения; Конкурс реконструкторов костюма; Конкурс кузнецов; Конкурс ремесленников-реконтрукторов.

"Старинные народные забавы и игры молодецкие": Борьба на плаще; Толкание бревна; Толкание камня; Бой мешками на бревне; Скоростное питье пива; "Рыцарские жмурки".

В г.Армавире, в 1999, 2000, 2002 годах в стенах АГПИ, на историческом факультете, в рамках проведения Дня первокурсника проводились "рыцарски" турниры. Организатором и автором некоторых идей этих историко-спортивных мероприятий стал автор данного исследования.

Каждый курс должен был выставить команду из пяти человек во главе с капитаном. Команды имели следующие названия: богатыри, рыцари, самураи, шотландцы, ирокезы, янычары, мушкетеры. Подготовка к турниру начиналась задолго до его начала. Во-первых, команды должны были подготовить костюмы в соответствии с названием своей команды. Во-вторых, подготовить декорации для места своего "полевого лагеря". В-третьих, подготовить небольшое выступление, в котором прозвучал бы их девиз и т.п. И, наконец, в-четвертых, команды должны были выбрать себе даму сердца и подготовить для нее серенаду. Начинался турнир с представления команд, демонстрации костюма и своего "полевого лагеря", опытное жюри оценивало каждый конкурс по отдельности. Далее следовал собственно сам турнир, включающий в себя различные спортивные мероприятия: обязательная эстафета, силовые конкурсы, метание дротиков в мишень, перетягивание канатов, скоростное поедание блинов с пивом. Завершался турнир пением серенады в честь своей дамы. По итогам турнира команды-победители получали подарки [1].

Очень много и регулярно проходят турниры и различные ролевые игры на Западе. В 1960-х и 70-х годах в США стали появляться различные клубы исторической реконструкции. Некоторые преподаватели и студенты стали испытывать чувство неудовлетворения от традиционных форм изучения истории. Они хотели взять всю историческую информацию, которая была изолирована в библиотеках, школах и музеях и вынести это наружу, на солнечный свет. Так, некоторые из этих "сумасшедших ученых" стали делать для себя доспех и деревянные мечи, и начали проводить турниры подобно тем, о которых они читали в книгах [22].

Это было рождением того, что теперь известно как"живая история" или "историческая реконструкция" – концепция, основанная на идеи, что испытывая на себе атмосферу той или иной исторической эпохи, можно фактически увеличить наше понимание ее политики, экономики и литературы. Сегодня есть сотни обществ "живой истории" во всем мире, и нескольких из них посвящены времени рыцарства. Большинство из этих обществ объединились в одну из самых больших организаций живой средневековой истории "The Society for Creative Anachronism" [23].

Подводя итоги хотелось бы отметить тот факт что идейно-нравственное воспитание молодежи очень тяжелый труд для педагога, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знания и мастерства. Можно сколько угодно говорить о морали, о её значении и красоте, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям.

Огромное значение в формировании идейно-нравственного облика школьника имеют уроки истории в школе, где на примере конкретных исторических персонажей (пусть и идеализированных) можно привить детям определённые нравственные нормы. Таким идеалом, к достижению которого может стремиться школьник, несомненно, является образ идеального рыцаря. Рыцарские ценности, благодаря которым "воюющий" слой средневекового общества нравственно возродился и усовершенствовался, сослужили великую службу делу морально-нравственного развития, облагородили человеческое общество. В этом отношении влияние рыцарства на современного человека, несомненно. Именно в детстве человек наиболее восприимчив к таким идеям. Поэтому не вызывает сомнения роль изучения лучших традиций рыцарства в воспитании детей.

Кто из мальчишек не читал в детстве роман Вальтера Скотта "Айвенго", и не представлял себя в образе главного героя? В качестве примера можно взять также короля Артура и рыцарей Круглого стола. Помимо вымышленных литературных героев существовали и реальные исторические личности: Баярд, маршал Бусико, Ричард Львиное сердце и Людовик Святой. Такие лучшие душевные качества этих рыцарей как: мужество, благородство, бесстрашие, щедрость, честность, уважение и жалость к противнику, почтительное отношение к женщинам и т.д. высокоактуальны сегодня для воспитательного процесса в средней школе [2, с.66-67].

Практическое применение вышеизложенных положений может быть осуществлено в ходе мероприятия на тему "Рыцарский турнир". Конкурсы турнира должны быть построены так, чтобы дети на практике смогли понять смысл "рыцарского" поведения (умение красиво пригласить девочку на танец, правила поведения за столом, знание этикета и т.д.). В то же время, в соответствии с требованиями возраста конкурсы должны содержать игровые, соревновательные моменты, способствующие разрядке и выходу накопившейся энергии. По мнению Скотта Фарела тот, кто изучает рыцарство только по лекциям и литературе, может посчитать, что эта концепция мертва, а для того, кто был участником смоделированного рыцарского турнира она покажется очень живой. Но даже необязательно носить броню и сражаться мечом на турнире, чтобы понять и следовать за кодексом куртуазности. Общества "живой истории" демонстрируют, что история – вещь настоящего, так же как и прошлого, и что достоинство и личная честь никогда не должны пылится в музеях или библиотеках [22].

 

 

"Возрождение" кодекса рыцарского поведения в США начала XXI века (по материалам сайта ChivalryToday)

 

На странице "Возрождение кодекса рыцарского поведения" создатель сайта Скотт Фаррелл обосновывает причины его возникновения. Он считает, что до недавнего времени рыцарская концепция игнорировалась, и была известна только ученым-историкам, и не имела никакого отношения к современным бизнесу, политике, межличностным отношениям[i]. В понимании большинства американцев понятия "рыцарство" и "равенство" несовместимы. Они считают, что любое проявление рыцарского поведения носит оттенок снисходительности, а это неприемлемо в обществе "всеобщего равенства"[ii].

Недавно, однако, эти идеи начали изменятся. Вслед за террористическими нападениями, корпоративными скандалами и предательствами общественного доверия, люди стали признавать, что обязательность, героизм, честность и чувство собственного достоинства более ценны сегодня чем когда-либо прежде. Люди стали понимать, что 21-ое столетие нуждается в Кодексе рыцарского поведения[iii].

Скотт Фаррелл дает определение термина "Chivalry" (галантность, куртуазность, рыцарский кодекс чести – Авт.) – храбрость, любезность и честь; демонстрация любого из этих качеств. По его мнению, во все времена и эпохи люди создавали моральные кодексы поведения от "Десяти заповедей" до "Кодекса бусидо", но подобные кодексы не могут быть законом, они должны быть в сердце каждого человека, и распространятся не силой, а примером. "Chivalry", это, прежде всего – выбор, выбор, чтобы совершать правильные поступки, по правильным причинам, в нужное время[iv].

На страницах сайта дается авторское объяснение происхождения рыцарства. После падения Римской империи и начала Великого переселения народов мир, и процветание были заменены хаосом и войной. Многочисленные варварские короли брали себе на службу бронированных воинов, но они не были рыцарями в светлой броне – они были головорезами в кольчуге, и были комбинацией наемного солдата и наемного убийцы мафии. В течение следующих нескольких столетий в обществе царили хаос и беззакония, до тех пор, пока не появился неизвестный истории первооткрыватель, который предложил Кодекс рыцарского поведения – своего рода руководство для цивилизованного поведения, которое предписывало этим бронированных воинам использовать свои мускулы и вооружение только в благородных целях, а не для личной выгоды. Но короли и их головорезы продолжали терроризировать общество, отвергая эту новую концепцию. Но постепенно рыцарский кодекс чести с помощью менестрелей (средневековый эквивалент Интернета) распространился по всему Западу. Рыцарство дало людям Средневековья надежду и свет и вдохновение, в которых они нуждались среди этой темноты и отчаяния[v]. Главных обязанностей средневековых рыцарей было три: защищать королевство во время войн, а в мирное время постоянно тренироваться, готовя себя к будущим сражения; быть набожным, уважать традиции католической церкви и защищать ее; участвовать в королевском суде. Выполнение этих обязанностей вызывало у рыцарей, соответственно, проявление таких черт характера как: как храбрость, мужество, лояльность; милосердие, великодушие; ответственность, уважительное отношение к другим[vi].

Подобное объяснение наивно и неисторично, но дано в истинно американском духе: исторические факты упрощаются до уровня понимания простого обывателя, все было плохо, и миром правили злодеи и бандиты, пока не появились "хорошие парни" и все исправили, вернув обществу "демократические ценности". В интерпретации автора рыцарство предстает как некий символ, идея, без связи с исторической действительностью, без понимания сложного эволюционного пути средневекового западноевропейского рыцарства.

Много внимания авторы сайта уделяют распространению и пропаганде своих идей среди американских граждан. Этому вопросу посвящено большинство материалов и рубрик сайта. В 1960-х и 70-х годах в США стали появляться различные клубы исторической реконструкции. Некоторые преподаватели и студенты стали испытывать чувство неудовлетворения от традиционных форм изучения истории. Они хотели взять всю историческую информацию, которая была изолирована в библиотеках, школах и музеях и вынести это наружу, на солнечный свет. Так, некоторые из этих "сумасшедших ученых" стали делать для себя доспехи и деревянные мечи, и начали проводить турниры подобно тем, о которых они читали в книгах. Это было рождением того, что теперь известно как"живая история" или "историческая реконструкция" – концепция, основанная на идеи, что испытывая на себе атмосферу той или иной исторической эпохи, можно фактически увеличить наше понимание ее политики, экономики и литературы. Сегодня есть сотни обществ "живой истории" во всем мире, и несколько из них посвящены времени рыцарства. Большинство из этих обществ объединились в одну из самых больших организаций живой средневековой истории "The Society for Creative Anachronism". По мнению Скотта Фаррелла тот, кто изучает рыцарство только по лекциям и литературе, может посчитать, что эта концепция мертва, а для того, кто был участником смоделированного рыцарского турнира, она покажется очень живой. Но даже необязательно носить броню и сражаться мечом на турнире, чтобы понять и следовать за кодексом куртуазности. Общества "живой истории" демонстрируют, что история – вещь настоящего, так же как и прошлого, и что достоинство и личная честь никогда не должны пылится в музеях или библиотеках[vii].

Много внимания Скотт Фаррелл и его единомышленники уделяют работе с подрастающим поколением. В своем выступлении перед скаутами г. Сан-Диего состоявшемся в феврале 2002 года Скот Фарел отметил тот факт, что рыцарский кодекс поведения очень напоминает двенадцать пунктов Закона Бойскаута. Бойскаут должен быть заслуживающим доверия, лояльным, полезным, дружественным, учтивым, добрым, послушным, веселым, бережливым, храбрым, чистым и почтительным. Закон Бойскаута имеет корни в Кодексе Галантности, используемой средневековыми рыцарями[viii]. Автор сайта считает, что рыцарский кодекс поведения имеет много общих черт и с кодексом ковбоя, отмечая что ковбоев, иногда называют рыцарями Старого Запада[ix].

Отмечают создатели сайта и огромное значение книг, кино и телевиденья в распространении рыцарских идей. Анализирую творчество Дж.Р.Р. Толкиена автор считает, что его произведения, а также снятые по ним фильмы проникнуты духом средневековых героических саг и рыцарских романов и имеют с ними множество аналогий в сюжетном построении и буквально пронизаны концепцией рыцарственности. Фактически во "Властелине колец" содержится все, что должно быть в "рыцарском романе" – это пример куртуазности и чести, которая вновь демонстрирует потребность в высоких рыцарских качествах в сердце любого, кто читает или смотрит это, будь то молодой или старый. Творчество Толкиена может служить введением в мир героизма и рыцарей в светлой броне[x].

На страницах сайта содержится так же материал, предназначенный для преподавателей истории. Здесь объясняется как можно и нужно использовать материал о рыцарстве в преподавании уроков истории в школах и колледжах. Здесь же содержаться полезные ссылки на литературу и источники по рыцарству призванные помочь преподавателю в подготовке к уроку. Отдельная страница посвящена контактам создателей сайта с гражданами. Здесь любой желающий может представить свой рыцарский девиз, сообщить какую либо историю в рыцарском духе из собственного жизненного опыта, связаться с единомышленниками.

Затронут на сайте и вопрос о взаимоотношении полов. В традиционном американском обществе "рыцарское" поведение к женщине зачастую вызывает у последней негативную реакцию. Американские женщины считают себя равными мужчинам, и подобное поведение расценивают как проявление мужского шовинизма. Американский мужчина, открывший дверь перед женщиной в ответ может получить оскорбления, а то и вовсе рискует быть обвиненным в сексуальных домогательствах. Авторы сайта считают подобное положение вещей неправильным. "Рыцарское" отношение к женщине это не признак мужского высокомерия, а знак уважения, внимания и заботы. То есть создатели сайта призывают к возрождению куртуазного отношения к женщинам[xi].

По мнению Скотта Фаррелла в современном мире кодекс рыцарского поведения должен быть востребован и в бизнесе. Мир бизнеса, по своей природе, быстро изменяющийся, хаотичный, конкурентоспособный, мало чем отличается от времен рыцарей Средневековья. Рыцари участвовали в жестоких сражениях, но в мирное время должны были вести себя куртуазно. Современные деловые люди могут использовать кодекс рыцарского поведения как руководство для профессиональной этики на своем рабочем месте. Подтверждая свою мысль, автор дает ряд практических рекомендаций.

Рыцари должны были быть храбрыми, чтобы участвовать в сражениях и поединках. Бизнес сегодня требует, храбрости, чтобы помочь предприятию преуспевать и расширятся. Бизнесмен должен быть храбрым, чтобы брать ответственность за ошибки и оплошности, храбрым, чтобы принимать критику (от клиентов, сотрудников и служащих), и храбрым, чтобы не гнаться за прибылью, нанося вред другим. Рыцари должны были быть честными. Бизнесмен тоже должен быть честен со своими подчиненными, партнерами, клиентами, конкурентами. Подобно тому, как рыцари относились с милосердием к поверженному противнику, так и деловые люди должны уважать своих достойных конкурентов, и после одержанной победы подавать руку помощи. Средневековые рыцари должны были быть великодушными, и делится своим благосостоянием с окружающими. Так и в бизнесе необходимо оказывать помощь нуждающимся, заниматься благотворительностью. "Слово рыцаря чести" как ожидалось, будет исполнено обязательно, так же и слово бизнесмена не должно вызывать никаких сомнений у клиентов и партнеров, и не требовать дополнительных гарантий. Подобно рыцарю бизнесмен должен вести себя благородно не только в присутствии людей, но и тогда когда его никто не видит, а о его поступке никто не узнает. Рыцарство было маяком надежды среди неуверенности и отчаяния средневековья, так и современный ("рыцарственный" – Авт.) бизнесмен должен быть маяком для всех его окружающих[xii].

После террористических актов 11 сентября 2001 года Скотт Фаррелл пережил большое потрясение и несколько разуверился в своей деятельности, он стал задаваться вопросами: можно ли серьезно говорить о рыцарях в светлой броне в мире, где люди могли совершить подобный акт, не потеряла ли куртуазность связи с повседневной действительностью, и не является ли она несбыточным идеалом, фикцией? Размышляя над этим, автор приходит к выводу, что отказ от кодекса галантности будет оскорблением всех тех рыцарей в светлой броне (пожарных, полицейских, деспечеров аэропортов – Авт.), которые мерцали так ярко после 11 сентября, занимаясь своими повседневными делами, несмотря на пережитый шок. Скотт Фаррелл считает, что подобно тому как в средние века рыцарство было факелом, изгоняющим темноту готовую охватить весь мир, так и сейчас под угрозой мирового терроризма мы не должны терять веру в рыцарей в светлой броне стоящих на страже наших жизней[xiii].

Подводя итог нашего анализа материалов сайта хотелось бы отметить, что в целом он несет в себе положительный заряд. Несомненно, огромное значение имеет использование рыцарских идей в воспитании молодежи, мысль о необходимости "рыцарственного" отношения к слабому полу также может заслуживать только одобрение, возможность и необходимость использования рыцарского кодекса чести в бизнесе подтверждают японские предприниматели, деятельность которых проникнута духом средневекового самурайства. Вызывает сожаление лишь чрезмерная упрощенность излагаемой авторами истории средневекового западноевропейского рыцарства, и чрезмерное утрирование понятия "рыцарь", вольное или невольное стремление авторов называть все, что есть хорошего в человеческой природе словом "Chivalry".

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] Афина. Ежемесячная газета исторического факультета АГПИ. – №2, ноябрь, 1999; №8, ноябрь, 2000.

[2] Басов И.И. Лучшие нравственные традиции западноевропейского рыцарства как средство идейно-нравственного воспитания школьников. // Теория и практика воспитания студентов в педагогическом вузе / Сборник тезисов. – Армавир: Издательский центр АГПИ, 2000.

[3] Булавкин А.В. Историческое фехтование: теории и направления (обзорный очерк). www.sword.ru

[4] Бут-Гусаим И. http://bdg.press.net.by/1999/1999_07_02.606/mir.shtml

[5] Властелин колец // Реж. Питер Джексон. – Нов. Зеландия-США, 2001-2003. Часть 1-3.

[6] Военно-исторический клуб "Путь Меча" www.fido.sakhalin.ru/wayofsword

[7] Военное дело. – Канал НТВ. 7.09.2003. 10 часов 45 минут.

[8] Война в воздухе. – Канал Rambler. 7.07.2003. 20 часов 10 минут.

[9] Войны роботов // Реж. Чарлз Бэнд. – США, 1993.

[10] Войны роботов // Телешоу. http://www.ren-tv.com/Article.asp?id=18417

[11] Враг у ворот. // Жан-Жак Анно. – Paramaunt pictures, 2001.

[12] Докучаев А. Второго выстрела не дано… Солдат удачи, №7(94), 2002.

[13] Захаров В.А. Суверенный мальтийский орден в конце XIX-XX вв. и его положение в системе европейских государств. Автореф. Дисс. … канд. ист. наук. (Всеобщая история). – Москва, 2003.

[14] Звездные войны // Реж. Джордж Лукас. – США, 1977-2002. Эпизод I-II, IV-VI.

[15] Клуб сюжетно-ролевых и театрализованных игр www.srrc.ru/ngo/rolegame/frame3.html#klub

[16] Международный рыцарский Турнир на Кубок Евразии. www.helgg.narod.ru

[17] Оссовская М. О некоторых изменениях в этике борьбы // В кн. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. – М., 1987.

[18] Робинсон П. Невольники чести: мужественность на поле боя в начале двадцатого века. www.nlo.magazine.ru/dog/main.html

[19] Ролевые игры серии "МиФ" http://mif.irk.ru

[20] Farrell S. Chivalry end the Arrow of Light. www.ChivalryToday.com

[21] Farrell S. Chivalry in 'The Lord of the Rings'. www.ChivalryToday.com

[22] Farrell Scott. Living Chivalry – from inside a suit of armor. www.ChivalryToday.com

[23] Фестиваль исторической реконструкции "Лик Волка" www.bsu.ru/lv

[24] Шалдунова Т.Н. В чем долголетие мальтийских рыцарей. // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани: Сборник тезисов. Вып.9. – Армавир, 2003.

 

 


[i] Farrell Scott. A Reawakening of The Code of Chivalry. www.ChivalryToday.com

[ii] Farrell Scott. "Chivalry is Dead" www.ChivalryToday.com

[iii] Farrell Scott. A Reawakening of The Code of Chivalry. www.ChivalryToday.com

[iv] Farrell Scott. A Definition. www.ChivalryToday.com

[v] Farrell Scott. Yesterday & Today. www.ChivalryToday.com

[vi] Farrell Scott. The Three Aspects of Chivalry Today. www.ChivalryToday.com

[vii] Farrell Scott. Living Chivalry – from inside a suit of armor. www.ChivalryToday.com

[viii] Farrell S. Chivalry end the Arrow of Light. www.ChivalryToday.com

[ix] Farrell Scott. Chivalry end the Cowboy Code. www.ChivalryToday.com

[x] Farrell S. Chivalry in 'The Lord of the Rings'. www.ChivalryToday.com

[xi] Apperson K.A., Farrell Scott. Women and Chivalry – Damsels in distress no longer! www.ChivalryToday.com; Stoddard E.A. A Woman's Touch. www.ChivalryToday.com

[xii] Farrell Scott. Putting Chivalry to work. www.ChivalryToday.com

[xiii] Farrell Scott. Chivalry, Terrorism, Knights at Ground Zero. www.ChivalryToday.com


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!