Стекло Рене Лалика в ювелирном деле

Тезисы

ИСКУССТВО, ДИЗАЙН, РЕКЛАМА

Стекло Рене Лалика в ювелирном деле

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

А. А. Богомолова (2-ИД-41)

В настоящее время одним из ведущих специалистов в области ювелирного дела является исследователь И.В. Шаталова, которая в своей книге «Стили ювелирных украшений»[1] подробно раскрыла новаторскую деятельность в этой области Рене Лалика (-).

Анализ художественного наследия Рене Лалика показывает, что для этого мастера творчество состояло, в первую очередь, в игре света и тени, что объясняет его страсть к стеклу. Лалик впервые заменяет в ювелирном изделие драгоценный камень на стекло [1], что позволяет ему продавать некоторые украшения по доступной цене.

После Первой мировой войны Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Он занимался производством разнообразных стеклянных изделий на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910 г., а затем, после приобретения в 1918 г. более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)), среди которых: вазы, флаконы для духов, осветительные приборы, ювелирные украшения с использованием цветного стекла.

Первые свои работы Рене Лалик выполнил методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы» [1]. Для эмали Лалик придумал свою «фирменную хитрость»: ювелир добавлял в нее крошечные золотые хлопья, которые придавали эмали волшебное сияние. Различные технологические достижения Лалика в области художественного стекла наглядно представлены в документальном фильме «Лалик - властелин стекла» [2].

В коллекции Государственного Эрмитажа хранится брошь, созданная в 1903–1905-х годах, со вставкой голубого стекла, под которое подложена фольга, усиливающая игру света и тени. Простая металлическая оправа делает брошь образцом недорогого украшения того времени.

Литература

1. Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. – Издательский дом «6 карат», 2004- http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/index.htm (дата обращения: 12.03.2013)

2. Лалик - властелин стекла/ Lalique. L'Homme de verre Документальный фильм (Франция, 2004) http://ana-lee.livejournal.com/228923.html (дата обращения: 12.03.2013)

Научный руководитель: доц. Т.Ю. Чужанова

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!