Размер и размещение заглавия газеты
Обычно заглавие газеты имеет постоянный размер. Иногда оно располагается по всей ширине первой полосы одной большой строкой. Такой заголовок весьма эффектен, ярок, хорошо смотрится. Однако в большинстве газет заголовок занимает лишь часть всего формата полосы, и этот вариант размещения заголовка обеспечивает дополнительные возможности для оформления первой страницы, позволяя более рационально использовать место рядом с заголовочной частью, а также перемещать ее на полосе. При необходимости можно менять и размер заглавия газеты, но обязательно с сохранением его рисунка.
Традиционное расположение заглавия газеты — вверху слева, над первыми колонками первой страницы, хотя в некоторых газетах, особенно ориентированных на молодежную аудиторию, заглавие все чаще помещается в другие места первой полосы.
Порой заглавие сдвигают вниз, а на освободившемся месте, в начале номера, размещают важное сообщение или актуальную информационную подборку. Сдвигать заглавие слишком низко не рекомендуется, дабы не нарушить равновесие материалов на странице. А уж чего точно делать не следует, так это сдвигать со своего обычного места заглавие, занимающее всю ширину полосы, — в этом случае оно может разделить первую страницу газеты на две части, нарушив ее целостность.
В некоторых газетах заголовочную часть печатают (постоянно или в отдельных номерах) вторым цветом. Чаще всего так выделяют само название газеты. Иногда цветную плашку подкладывают под заглавие. Цвет может использоваться как для выделения заглавия целиком, так и для отдельных его частей.
|
|
Служебные детали
К служебным деталям газеты относятся колонтитул и выходные сведения.
Колонтитул
Колонтитул- это не только служебная деталь, но и акцентированная составляющая газетно-журнальной графики. Каждая страница должна оформляться колонтитулом, составляющие которого: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы (колонцифра) и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул относится к постоянным элементам газеты, но некоторые издания, к сожалению, обходятся без него.
Колонтитул делится (в журналах нередко и композиционно) на две части: с законченным содержанием и незаконченным, о чем речь пойдет далее.
Колонтитул размещают вверху или внизу полосы, размещают вверху или внизу полосы, разверстывают на всю ширину полосы или ему определяют место в углу страницы. Более оправдана скромная подача, когда колонтитул помещается без линейки вверху над двумя внешними колонками 2-й, 3-й и 4-й полос. Колонтитул может объединятся с суперрубрикой. Особое внимание дизайнеры уделяют колонцифре, нередко оформляя её вывороткой, помещая в рамке, на подложке…
|
|
Выходные сведения
Выходные сведения, помещаемые внизу последней страницы номера, обычно содержат следующую информацию: адрес и телефоны редакции, адрес типографии, номер заказа, а иногда и периодичность выхода газеты. В местных изданиях в выходные сведения нередко включают указание на разовый тираж. Если газета издается на национальном языке, то в выходных сведениях дается русский перевод ее названия.
Как и колонтитул, выходные сведения могут быть оформлены в двух вариантах: длинной строкой (на весь формат полосы) либо боковиком. Строку набирают светлым прямым или курсивным шрифтом и отбивают сверху и снизу прямыми тонкими линейками. Боковик набирают на формат стандартной колонки, иногда заключают в рамку и помещают внизу последней колонки.
Поясняющие комплексы (врезки). Кому-то покажется, что начинать разговор об основных комплексах следует с текстовых — как основных носителей содержания издания, или с иллюстрационных — как центров читательского внимания и опять-таки основных носителей содержания в иллюстрированных изданиях. В крайнем случае, с заголовочного комплекса как выразителя основной идеи содержания, центра читательского внимания (в качественных газетах), а для многих читателей единственного носителя, «передатчика» содержания номера. Речь идет о тех, кто читает один-два материала на 20—32 полосах, а что касается остальных публикаций, просматривает заголовки.
|
|
И все же поясняющие комплексы ввиду их второстепенности, с одной стороны, и одного из аспектов, позволяющих четко отличать массовые издания от качественных, — с другой, нуждаются в объяснениях прежде, чем какие-либо другие.
Перечислим их.
К поясняющим комплексам относятся вводный абзац (вводка, врез), комментарий, эпиграф, посвящение, лозунг, цитата, справка, таблица, сноска, авторская подпись, подпись под иллюстрацией, анонс, содержание и их разновидности1.
Как говорилось, у каждого комплекса свое название. Кроме того, почти половина поясняющих комплексов имеет довольно четкие (и строгие) правила оформления.
Порядок перечисления мог показаться произвольным или случайным, но в действительности здесь учитывались значение комплекса в раскрытии содержания, степень использования и место комплекса по отношению к тексту.
|
|
Первым был назван вводный абзац. Наверное, вводка (несмотря на разговорное звучание) — более верное название. Речь идет о вступлении, введении к материалу (подборке, полосе). Так как данная разновидность врезок может содержать от одного абзаца до нескольких (без заголовка), ее нельзя назвать ни введением, ни вступлением. Понятно, что два абзаца и больше некорректно определять как вводный абзац. Врез, врезка — это одна из композиционных характеристик, означающих выделение данного текста. А когда мы говорим о поясняющих комплексах, всегда имеется в виду какое-то акцентирование: слова, словосочетания, части текста.
В последнее время из-за моды на англоязычную терминологию вводки стали называть лидами, что совершенно неверно. Лид применяется в английских и американских газетах в настоящее время, как правило, в таблоидах. Он имеет довольно строгие правила оформления, четкую структуру и также требования к содержанию. По сравнению с нашей вводкой лид - самостоятельный законченный материал (рис. 2.5), правда, небольшого объема и без заголовка. Наши же вводки могут, кроме основного «жанра» — вступления к материалу, представлять собой справку, цитату и многое-многое другое.
Главное отличие вводки от лида — число вариантов оформления, связанное с разновидностями приемов акцентирования и их количеством.
Лозунг одно время рассматривался в системе газетных жанров1. Однако данное обстоятельство не должно нас смущать. Вспомним изобразительные элементы: фотография, будучи элементом оформления, превращается на полосе по меньшей мере в иллюстрационный комплекс, а может быть и самостоятельным изобразительным материалом. Лозунги, начиная с классического «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!», в советское время приобрели статус жанра. Сейчас же лозунг все чаще рассматривается как комплекс, в частности слоган. В общем, как был он одним из главных жанров пропаганды, так и остался — в рекламе.
Цитата (как и вводка, в качестве которой ее иногда используют) — один из любимых комплексов журналистов. И не только российских. Как «раскрасить» серый текстовой массив журнальной или газетной полосы? Надо сделать врезы, которые обычно создаются цитатами из этого же текста. На рубеже тысячелетий цитата, как в недавнем прошлом лозунг, стала жанром, так как вводится рубриками «Цитатник», «Камертон» и др.
Оформление цитат не отличается разнообразием по сравнению с вводками, но имеет ряд характерных черт (рис. 2.8). Во-первых, для их выделения очень часто используются декоративные элементы, во-вторых, врезки в журналах нередко завёрстываются в оборку (с обтеканием). Последний прием — одна из бросающихся в глаза примет фирменного стиля французских периодических изданий.
Справка (цифры, фамилии, факты, досье и т. п.), как и лозунг, — комплекс, который находится в переходном состоянии, на границе между обычным объединением элементов и самостоятельным материалом (рис. 2.9). То или другое состояние справки создается средствами оформления и самостоятельностью содержания ее текста. Если данные, которые здесь сообщаются, не имеют отношения к публикации или касаются ее содержания очень косвенно, то справку следует оформлять как отдельный материал, снабдив (непременное условие) заголовком. Во всех других случаях этот комплекс может находиться на месте вводки или комментария, сноски, но обычно его размещают внутри текста, как другие врезки вроде цитаты.
Для оформления справки используются нюансные приемы выделения: изменяются начертание текстового шрифта, формат набора; комплекс берется в рамку или в линейки. И данные средства акцентирования касаются всех справок, где бы они ни стояли и сколь самостоятельными ни были бы.
Авторская подпись — комплекс, имеющий, с одной стороны, довольно большое количество вариантов как разверстки, так и оформления. Главное правило: авторские подписи, сколь ни сложна была бы их иерархия, должны на своем уровне оформляться единообразно. Скажем, наиболее «торжественно» выглядят подписи колумнистов, т. е. авторов, имеющих собственную колонку. Далее следуют авторы, чья подпись стоит над текстом, иногда объединяясь с заголовочным комплексом. Раньше в большинстве газет такие подписи ставили над публикациями, которые «сочинялись» авторами произведений типа «Малая земля», «Целина». И «литрабу»,т. е. журналисту, писавшему данную статью, выплачивался определенный гонорар. Что касается подписей под материалами, там могут быть варианты: полное имя, инициалы с фамилией, должность: спец. кор. или собственный корреспондент и т. п. Важно, чтобы все они оформлялись единообразно независимо от того, чем и как размечен текст материала (рис. 2.10).
Обычно отличаются от подписей авторов текстов подписи фотокорреспондентов. Одно время существовала мода ставить их «на попа» и помещать или в промежутке между иллюстрацией и текстом, или на снимке, набрав пятым или шестым кеглем. Полагаю, это связано с недооценкой роли иллюстрации (и соответственно ее автора) в современных изданиях.
Прежде подпись фотокорреспондента следовала сразу за подписью к снимку (подрисуночной подписью, как рекомендуют ее называть исследователи книжного дизайна).
Разделительные средства
К разделительным средствам относятся рамки, линейки, концовки, пробелы и различные фигурные элементы (звездочки, ромбики и т.п.). Они используются для разделения текстовых и иллюстрационных материалов и для выделения важнейших из них.
Линейки
В газете используют линейки разных типов. Текстовые колонки на газетной странице раньше всегда разделяли с помощью шестипунктовых (около 2,25 мм) прямых межколонных линеек. Такие линейки позволяют выровнять текстовые колонки.
Но нередко межколонные линейки заменяют межколонными пробелами. Газетная страница с межколонными пробелами выглядит привлекательнее и смотрится чище, чем с линейками. Без межколонных линеек наборная строка, как говорится, «свободнее дышит», поскольку ограничение ее пробелом облегчает чтение. Кроме того, удаление межколонных линеек позволяет яснее выделять важнейшие материалы номера, четче разграничивать основные рубрики и разделы газеты: тогда на полосе видны только разграничительные и выделяющие линейки. Ширина пробела обычно 812 пт. (примерно 34,5 мм), но более широкие пробелы полосу отнюдь не украшают. Пытаясь устранить этот недостаток, неопытные верстальщики устанавливают двойные разделительные линейки, но положения это не спасает. В подобном случае рекомендуется несколько увеличить формат текстовых колонок.
При создании узких текстовых колонок желательно применять межколонные линейки, что предотвращает возможное слияние соседних строк.
Концовки
Для отделения расположенных друг над другом газетных текстов применяют концовки (кончики) — короткие тонкие линейки разной величины. Более заметное отделение текста достигается с помощью так называемых усиков — концовок с утолщением в середине.
Фигурные элементы
Для разделения текстов по вертикали, выделения заголовков и подзаголовков, авторских подписей — при их установке над материалами — применяют и фигурные элементы: ромбики, звездочки, точки и прочие подобные украшения различных конфигураций и размеров. Фигурными элементами иногда заменяют и концовки, при этом звездочками или крупными точками часто отделяют текст статьи от заголовка расположенной ниже заметки.
Изобразительный материал
В периодических изданиях среди изобразительного материала преобладают фотографии (средства информации, документального свидетельства), которые воспринимаются быстрее, чем текст, которым читатель доверяет больше, чем рисункам.
Черно-белые газеты иногда используют дополнительный цвет, и он может стать настоящим фирменным дополнением, если соответствует характеру издания. Выходят и полноцветные газеты, различные приложения и спецвыпуски периодических изданий. Задачи дизайнеров усложняются: учитывая и информативность цвета, символическое значение цвета, они должны соотнести его с содержанием отдельных публикаций, оптимизировать процесс восприятия газеты в целом- повысить выразительность формы путём привлечения внимания к отдельным элементам газеты, доставить эстетическое удовольствие читателю, а возможно, и развить его эстетический вкус. В газете чаще всего эксплуатируется символическое значение цвета, значит, при этом особенно важно опираться на цветовую культуру народа, традиции в использовании цвета. Зная богатые возможности цвета, можно с его помощью более эффективно управлять вниманием читателя, тем более, что «привычная для нас чёрно-белая печать не является оптимальной в смысле удобочитаемости, что легче читается, например, чёрный текст на жёлтой бумаге, зелёный- на белой, синий- на белой, белый- на синей или красной, жёлтый- на пурпурной и т.д.»
Цветовой символический язык всё более становится международным. То есть восприятие цвета имеет не только национальные, но и всеобщие особенности. В связи с этим дадим характеристики основных цветов, используемых в чёрно-белой печати в качестве дополнительных (при этом учтём, что многоцветная периодическая печать развивается бурно, в том числе и в России, а значения особенностей цветовых обозначений необходимо расширять и углублять).
Красный цвет считается наиболее действенным, активным; символизирует опасность и запрет, но и любовь, власть, огонь, войну; психологическое воздействие- тревожный, полный достоинства, страстный.
Белый цвет - символ чистоты и совершенства. Он включает в себя все цвета спектра и ассоциируется с добродетелью и божественностью. Он оказывает очищающее влияние на энергетику человека.
Оранжевый - цвет созидания. Цвет оптимизма, свободы и побуждения к действию.
Желтый цвет стимулирует умственные способности и помогает усвоению информации. Полезен при неуверенности и застенчивости. Приносит смех и радость. Как и оранжевый, помогает возродить любовь к жизни.
Зелёный- Самый гармоничный и уравновешенный. Цвет эмоциональных отношений, располагает к любви. Помогает избавиться от негативных чувств и ослабляет возбуждение. Успокаивающе влияет на нервную систему. Это свежий, природный цвет, символизирующий жизнь и гармонию.
Синий- Способствует вдохновению и осуществлению желаний. Цвет преданности и справедливости.
Фиолетовый- Цвет высшей доброты, любви и мудрости. Это мощный цвет, являющийся спутником лидеров. Обостряет зрения и чувства. Помогает сбалансировать физическую и духовную энергию.
Важно применять цвет в соответствии с внутренними потребностями газетной формы; учитывать информативность цвета как средства дополнительного обозначения объекта, а не применять его лишь в смысле украшения. В местных газетах, использующих дополнительный цвет для выделения главных материалов, основных рубрик, заголовков, линеек, подложек и даже отдельных текстов, нередко не продумывают заранее, как будут применять цвет, а «красят» полосы лишь после того, как они свёрстаны. Это приводит к ошибкам, нефункциональному, случайному использованию цвета.
Тест по теме: «Оформление постоянных элементов»
1. Назовите основные элементы заголовочной части газеты.
2. Продолжите фразу: «Колонтитул- это…»
a) … наборный элемент, имеющий особый рисунок, длину и кегль (тонкие, жирные, двойные, рантовые, пунктирные и др. линейки).
b) … орнаментальное украшение в виде совокупности равных фигур, повторяющихся последовательно вдоль прямой линии.
c) … элемент аппарата издания, обозначающий порядковый номер полосы, включающий также дату выхода, общий номер и название- логотип.
3. Назовите разделительные средства.
4. Какой тип линейки желательно применять при создании узких текстовых колонок? Почему?
5. Какую роль выполняет цвет в оформлении газеты?
6. К служебным деталям относятся:
a) Линейки, Концовки
b) Колонтитул. Выходные сведения
c) Фигурные элементы
Колонтитулы в газетах всё больше походят на аналогичные комплексы
в журналах, включая не только логотип (или название издания), колонцифру,
дату выхода, но и рубрику
Выходные сведения на титульном листе — довольно оригинальный
дизайнерский ход
Лид — это текст, начинающийся под заголовком и заканчивающийся перед внутренним подзаголовком. Его композиция неповторима
(вРоссии)
В данном случае мы имеем дело с цитатой-врезкой, т. е. фразой из того же текста, куда она помещена
Авторские подписи при всем своем разнообразии должны соблюдать единообразие в предстающем перед нами разнообразии
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!