Сопоставление повести Василя Быкова «Сотников» и фильма Ларисы Шепитько «Восхождение», с точки зрения выражения режиссерской идеи.

Та мысль, которую Лариса Шепитько взяла за основу, за главную движущую силу своей картины, в повести дана лишь намеком…

Столкновение в повести происходит между двумя характерами и разными жизненными приоритетами главных героев. Василю Быкову интересны оба персонажа. Сотников побеждает страх смерти, для него главное сохранить свое достоинство, остаться честным с самим собой. Это делает Сотникова морально независимым от угнетателей. Рыбак же, будучи хоть и не робкого десятка, неистово хочет жить, он всеми правдами и неправдами хочет сохранить свою шкуру и потому, в конечном итоге, идет на поводу у своего страха, становясь безвольной марионеткой в руках палачей. Можно даже сказать, что главная тема повести Быкова, все-таки заключена в той неоправданной ошибке, которую допускает Рыбак. Акцент делается на «коварной судьбе заплутавшего на войне человека»… В фильме же Ларисы Шепитько происходит столкновение архетипов человеческого духа, восходящее к библейским притчам и сюжетам.

Сравнение Сотникова с Иисусом Христом, тяжко несущим свой крест, отождествление его с мучеником очевидно. А его смерть, как и смерть Христа, является победой бессмертного Духа над бренным телом. Завершает библейский образ кадр, в котором от одухотворенного лица Сотникова будто исходит свет, освещающий лица окружающих его людей. Остальные персонажи, кроме, возможно, Рыбака, также ощущают исходящую от Сотникова духовную силу и ищут у него поддержки. Этой же силы, исходящей из глаз Сотникова, боится следователь Портнов, он старается отвести глаза от этого «зеркала души», оно будто слепит его…

Рыбак же к концу фильма уподобляется Иуде. И в нетвердости характера, и в прямом предательстве, которое, в конечном итоге, заставляет Рыбака поучаствовать в убийстве Сотникова. После казни, одна из местных жительниц открытым текстом называет Рыбака Иудой. Безусловно, эта реплика введена режиссером в фильм неслучайно, она лишний раз подчеркивает основную идею картины. Аллегоричны также и несколько попыток повеситься, которые совершает Рыбак. В повести Быкова у Рыбака возникает лишь мысль о повешении, но не находится ремня в брюках. В фильме же показаны две неудачные попытки повеситься и несовершенная третья, которая у Иуды стала последней. В данном случае, Рыбака останавливает не только страх смерти, происходит момент осознания своего поступка. Третья попытка уже не нужна Рыбаку. Он уже и сам понимает, что дверь «на свободу» закрыта. Из той ситуации, в которой он оказался ему уже никогда не выбраться.

Повесть Быкова не категорична. Мы всерьез сочувствуем и Сотникову и Рыбаку. Характер Рыбака показан довольно ярко в первом диалоге со старостой в избе. Уже здесь мы видим его умение подстроиться под ситуацию, под конкретного человека, с которым он говорит. Рыбак исходит из обстоятельств и пытается действовать с наибольшей выгодой для себя и для других. Это выручает его в мелких бытовых делах, но подводит, в конечном итоге, как раз тогда, когда надо действовать бескомпромиссно и бесповоротно. Сотников, наоборот, из-за своих принципов попадает в такие житейские ситуации, что его поневоле хочется пожалеть. Однако именно его бескомпромиссность со своей совестью помогает ему сохранить себя до конца перед лицом настоящего испытания.

Пропасть, разделяющая два мировосприятия героев – огромна. Она обусловлена воспитанием, детством, личной биографией, образованием. А, может быть, эта пропасть обусловлена просто другим возрастом души, духовным опытом, возможностью преодолеть Земные трудности, воспарить над суровыми реалиями войны?

В фильме Шепитько приоритеты расставлены четко. Рыбак, в начале вызывающий симпатию, к концу киноповествования теряет всякое уважение в глазах зрителя. Остается только жалость. Рыбак расплачивается за свое малодушие, за предательство. Момент осознания Рыбаком своего поступка по-настоящему жуток и фатален. И закрытые врата рая переданы в образе закрывающейся калитки немецкого лагеря… Потеря Родины, личности, человечности, спасения души, в конце концов – вот страшные перспективы дальнейшего существования Рыбака. То, что в тексте Быкова дано намеком, кричит с экрана на грани патетики, многократно превосходя общий пафос литературного источника.

 

Воплощения идеи торжества духовного подвига Лариса Шепитько добивается разными средствами, но, в первую очередь, на это играет типажность актеров, их киногения. Яркая, специфическая внешность, их живая игра, удивительное богатство мимики и, конечно же, выражение глаз. Надо сказать, что крупные планы, диалог взглядов, калейдоскоп неуловимых оценок и ярких эмоций, играющих на лицах героев, составляет ту эмоционально-драматургическую основу, на которой, по сути, держится весь фильм. Главные персонажи противопоставлены друг другу во всем: утонченный, худощавый, несколько аскетичный Сотников, и коренастый, ссутулившийся, крепкий Рыбак идут след в след по пустынной заснеженной местности, изредка перебрасываясь скупыми фразами… Любопытно, что у актеров достаточно сильно разведены и тембры голосов. Спокойный и вкрадчивый, мягкий – у Сотникова и дикий, с хрипотцой – у Рыбака.

Интересно проследить и те изменения, которые претерпевают главные герои на протяжении всей истории.Зажатый, съежившийся, болезненно-слабый и тихий Сотников, не смотря на прогрессирующую болезнь, ранение и пытки, в течение фильма крепнет, вытягивается по росту; его лицо светлеет и приобретает более выразительные черты, сила его духа растет неимоверно. Даже голос крепчает. Рыбак же, бодрый и полный сил, обладающий недюжинной силой и животной ловкостью, к концу фильма превращается в потерянного, неуклюжего, слабого и безвольного человека, поглощенного страхом. Эта пластическая перспектива также помогает нам глубже почувствовать и ощутить главное противопоставление на визуальном уровне.

 

Все остальные персонажи фильма также работают на наиболее глубокое раскрытие главной темы картины. Исходя из этого, обретают выпуклость определенные черты характера того или иного персонажа, описанные в повести, а другие уходят на второй план или же исчезают вовсе.

Любопытно, что следователь Портнов у Шепитько читает лекции по научному атеизму, т.е. получается, что он – убежденный безбожник. Это важно для Шепитько. Портнов - человек, который не верит ни во что высшее, он не способен (или не хочет) видеть жизнь дальше ее Земных рамок.

Для усиления конфликта в фильме Шепитько Портнов сделан еще и знакомым Сотникова по институту. Его биография, как и значение этого персонажа, соответственно растет.

В фильме вообще сильно развита персона следователя. У Шепитько он буквально становится антагонистом Сотникова, его философским противником. Но в этой борьбе циничного бессердечия с духовной силой, побеждает Дух! В морально-нравственной победе, которую одерживает Сотников над Портновым, мы ощущаем победу над бесчеловечностью и бездушием в принципе, как таковыми. Сотников побеждает несмотря ни на что, потеряв силы, надежду, физическое здоровье, даже жизнь. И все равно он побеждает за счет того, «что нельзя потрогать, обнаружить, понять из чего оно состоит», за счет силы духа и своей непоколебимой веры в человека и человеческое достоинство.

Портнов помогает также вскрыть гораздо глубже характер Рыбака, выявить его слабости, а самое главное – к каким последствиям могут привести эти слабости…

В повести Быкова персонаж старосты показан более противоречиво. Он открыто вступает в спор с Рыбаком, даже обвиняет его. Он вполне способен отстаивать свою позицию, защищать себя. Наиболее ярко это видно в ситуации, когда староста уподобляет пришедших партизан другим солдатам, которые требовали водки и стреляли в него. Подобное поведение выявляет в старосте поистине бесстрашного человека. У Шепитько староста решен в другом ключе. Он в первую очередь руководствуется христианским поведением, он скромен, прост, честен с собой, не оправдывается, держит себя с уважением. Староста Ларисы Шепитько предстает пред нами мудрым стариком, осознающим свое несовершенство, и искренне раскаивающимся в нем.

Линия со старостой и его воцерковленностью также дана в повести намеком. Шепитько же усиливает это качество, для столкновение духовных позиций непреклонного Сотникова и смиренно-мудрого старосты; и потом, ближе к концу фильма, вставляя эпизод, в котором Сотников пытается исповедаться перед старостой за то, что хотел его убить, хотя в повести этого эпизода нет в принципе…

В дальнейшем Шепитько делает образ старосты несколько недостоверным. Лично мне странным представляется момент, когда староста, будто оправдываясь, признается умирающему Сотникову, что он был «в секрете у Дубового», что он «чист перед людями»... Если предположить, что староста врет Сотникову, то это показывает нам излишнее малодушие старосты и, следовательно, умаляет персонажа в глазах зрителя. Если же староста действительно был «тайным агентом», то это добавляет ситуации и образу старосты излишнюю карикатурность, а его вера и следование божьим заповедям становятся не столь важными для мотивировки его поступков, что также ослабляет драматическую ситуацию. Поэтому остается только надеяться, что сделать это художественное дополнение Шепитько вынудило то время, в которое вышел фильм. (Возможно, что образ простого верующего старика, пошедшего на сговор с немцами из любви к людям, оказался для цензоров того времени неубедительным, если не сказать недопустимым).

Образ Баси показан в фильме достаточно близко к заявленному в повести. И простоватая, несколько нервная женщина - Демчиха перешла из повести в фильм также практически без изменений. Единственное, что в фильме староста помогает Демчихе сохранить достоинство перед смертью, в повести же Демчиха умирает охваченная животным страхом, вырываясь из рук мучителей и моля о пощаде…

Существенно отличается драматургическое построение фильма и повести. В литературной основе чередой воспоминаний рассказаны эпизоды из жизней Сотникова и Рыбака, которые помогают нам лучше понять персонажей и их мироощущение. Особенно важны воспоминания Сотникова, они позволяют нам понять, как формировался его характер, какие ситуации далекого детства, а также ситуации в его жизни на фронте, в тылу и в плену помогли ему воспитать силу воли, запомнить поступки тех, кто навсегда остался для него примером, познать те ценности, которые составили его нравственный стержень.

Описание единственного артиллерийского боя, которое дано в воспоминаниях Сотникова, своей живостью, яркостью впечатлений и накалом контрастирует с унылым скитанием наших героев по снежным просторам на грани последних сил. Этот эпизод, присутствующий только в повести, будто возвращает нас к реалиям фронтовой войны – суровой, жестокой, но активной. Сотников явно томится своим партизанским жалким существованием без открытой борьбы, ради выживания.

Однако в фильме нет никаких флэшбеков, и не показано никаких воспоминаний из прошлого. Шепитько интересует в этой истории, лишь то, что происходит здесь и сейчас. А дополнительную информацию о героях и их прошлом мы получаем дозировано и скупо, ровно настолько, насколько это нужно для понимания происходящего, для объяснения тех или иных мотиваций и поступков героев… С этой задачей Шепитько справляется, в большинстве случаев, довольно тонко и к месту, то есть сюжет построен так, чтобы мы получили всю необходимую информацию о героях в процессе их живого общения.

Некоторые события и факты литературного источника претерпевают достаточно большие изменения для того, чтобы органично вплестись в ткань фильма.Так, например, эпизод с сожженным хутором в фильме объединяет брошенную Рыбаком фразу про красивую бабу Любу и не связанную с этим хутором историю про деревню Корчевку, где отлеживался раненный Рыбак, познакомившийся со своей возлюбленной – Зосей. В повести эти истории абсолютно не связаны друг с другом, в фильме же – сгоревший хутор знаменует для Рыбака трагическую смерть близких ему людей…

Если в тексте повести Сотников действительно довольно-таки наивно пытается выгородить других, говоря, что другие не при чем, и прося отпустить их, то в фильме этот момент сделан гораздо более достоверно и логично. Сотников, который вначале полностью отказывается от контакта с фашистами (даже не называет свою фамилию), решается полностью выдать информацию, касающуюся его лично. Однако здесь продолжается моральное противостояние Портнова и Сотникова, и на слова «я – Сотников, командир красной армии…., у меня есть отец, мать, Родина» Портнов сухо отрезает, обращаясь к немецким начальникам: «Ничего существенного».

Возможно, некоторые события повести остались просто за кадром. Ведь не так принципиально, в первой или во второй деревне раздобыли еду Рыбак и Сотников, сразу они пришли к старосте или встретили по пути еще кого-нибудь... Не было кладбища, описанного в повести; страшная кличка Будилы, заменена на Рыжего; из повести мы доподлинно знаем, что Сотников однажды уже был в немецком плену, однако в фильме эта информация полностью опущена. Это связано с тем, что, определенная информация из повести Быкова оказалась совершенно не принципиальна для выражения режиссерского замысла, а некоторые факты из повести, могли бы и исказить идею Ларисы Шепитько, если бы были искусственно привнесены в фильм.

Литературный источник наполнен живописанием быта и особенно природы, окружающей путников. Описание реалистично-подробно и одновременно буднично-сухо. Оно по-армейски выделяет наиболее важное, значительное из окружающего пейзажа. В фильме же объем описательной части уменьшается и уходит непосредственно в изображение, за счет чего сюжет становится более динамичным, сжатым во времени, соответственно ускоряется и общий темпоритм фильма по сравнению с произведением В. Быкова.

 

Отдельного разговора заслуживает изобразительная сторона фильма. Контраст черно-белого изображения выведен на максимум. Мы существуем в резких черно-белых тонах. Эта требовательность к изображению, на мой взгляд, обусловлена идеей режиссера о том, что не бывает наполовину хороших людей. Нравственные вопросы и их разрешение всегда находятся на грани между добром и злом, между правдой и ложью, между силой и слабостью.

Выбранный характер съемки неизбежно спорит с литературным произведением, где действие похода за едой происходит ночью, а на нашей пленке, в силу выбранной стилистики – в лучшем случае сумерки, а местами так и просто ясный белый день… Особенно отчетливо это видно в эпизоде перестрелки на большаке, о которой даже следователь Портнов говорит, что та была ночью, хотя мы отчетливо видим, что уж точно все рассвело. Однако, благодаря именно этой контрастной стилистике, в дополнении с удивительной операторской работой Владимира Чуханова, удалось создать ту неповторимую атмосферу картины, которая делает ее не похожей ни на один другой фильм.

Открытые просторы русской равнины, идущие лирическим лейтмотивом через весь фильм, как и широта человеческой души безграничны, и на этих просторах среди покосившихся от времени деревенек, обязательно стоит храм, церковь, часовенка… А немецкий лагерь для военнопленных обнесен забором, ограничивающим, не столько свободу передвижения, сколько возможность оставаться человеком.

 

Лариса Шепитько постаралась поднять описанную Быковым историю до уровня страстей Жанны д’Арк или мук Христовых. Поставив перед собой столь сложную задачу, она добилась поразительных художественных результатов, однако, на мой взгляд, в фильме есть некоторые кадры, которые несколько выбиваются из общей тональности картины. Я имею в виду излишне усиленные моменты, которые специально рассчитаны на то, чтобы вызвать у зрителя эмоциональное содрогание (например, крупные планы лиц людей, находящихся перед смертью в петлях). Как ни странно, эти кадры (за исключением лица Сотникова), не смотря на ситуацию, кажутся слабее, чем крупные планы лиц людей, сосредоточенно жующих последние зерна мерзлой крупы, данные в самом начале картины.

И, тем не менее, поражает то, сколько в фильме тончайших режиссерских находок: вот уходящему Рыбаку упала на шапку охапка снега - словно холодным предчувствием беды обдало нас в самом начале фильма… Свежевыстиранное, замерзшее на ветру белье, выглядящее так нелепо на сожженном дотла хуторе, говорит красноречивее любых слов… Рыбак, дыханьем отогревающий, примерзшую к древесному стволу голову своего товарища… Сотников, кашляющий собственной кровью, прерывает истерический монолог товарища, и кровь, будто слезы, стекает по искореженному страхом лицу Рыбака… Пленных ведут на казнь, процессия движется неспешно, напоминая крестный ход, люди идут подавленные, понурив голову, и лишь один Сотников держит голову прямо, уверенно смотря перед собой…. А вот полуулыбка заиграла на губах Сотникова, окончательно утверждая торжество духа над смертью. …

Надолго запомнятся эти кадры, оставив глубокий след на сетчатке глаз резким контрастом черно-белого изображения. Надолго запомнятся эти чувства, словно вычерченные бескомпромиссной силой духа, попирающей тьму и страх в сердце смотрящего…

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!