Тема 12. Проблемы философии в начале XXI века



1. Альтернативы развития человечества в XXI в.

2. Идейные источники и характерные черты эколого-футурологической парадигмы социального знания и постнеклассического естествознания.

3. Проблема формирования нового проекта модерна.

*** *** ***

XXI век как точка бифуркации в развитии техногенной цивилизации и человечества. Концепции альтернативного развития человечества в работах представителей Римского клуба, Н. Моисеева, А. Тоффлера, Э. Ласло и др.

Обобщенный образ альтернатив будущего человечества: диалог и синтез культур или их столкновение. На пути к всемирному человеческому сообществу или господство «золотого миллиарда». Будущее как прорыв к новым горизонтам развития человечества или «конец истории». Ноосфера или разрушение биосферы. Новый этап развития космической эволюции или глобальная катастрофа. К «точке Омега» или к «страшному суду».

Критика универсалий культуры техногенного общества в классических работах К. Маркса, Ф. Ницше и М. Хайдеггера.

Идеи антропокосмизма в работах представителей русского космизма и их развитие в работах советских философов (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, Н.Н. Моисеев).

Анализ социокультурной обусловленности научного знания и концепции постнеклассической науки (Т. Кун, П. Фейерабенд, В.С. Стёпин).

Критика логоцентризма, сциентизма, европоцентризма и историцизма в работах философов-постмодернистов (Ж. Деррида, Ф. Лиотар, Ж. Делёз).

Концепции синергетики и «Большой истории» (Г. Хакен, И. Пригожин, С.П. Курдюмов).

Критика техногенного общества и его отношения к природе в работах представителей Римского, Будапештского клубов (А. Печчеи, А. Кинг, Э. Ласло) и в работах теоретиков современного альтерглобалистского движения (Ф. Утар, С. Амин, А. Негри).

Критика позднего капитализма в работах представителей франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас) и современный критической социологии (И. Валлерстайн, З. Бауман, У. Бек).

Характерные черты неклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социально-гуманитарного знания.

Философия как критическая рефлексия над универсалиями культуры техногенного общества и как теоретический базис современных социальных коммуникаций и диалога культур.

Антропокосмизм как новая концепция бытия, из которой вытекают идеи коэволюции природы и общества, экологического императива, третьего поколения прав человека.

Постнеклассическая научная рациональность, в рамках которой процесс познания природы рассматривается по аналогии с социальным познанием как диалог Я и Ты.

Футуросинергетика и мир-системный анализ как методология изучения социальных явлений. На основе футуросинергетики определяются альтернативы возможного развития человечества в XXI в., исходя из которых рассматриваются пути решения глобальных проблем современности.

Диалог культур как способ культурной интеграции человечества и единства научного знания.

Идеи глобальной социальной демократии как принципа социальных отношений постиндустриального и посткапиталистического общества.

Взаимосвязь основных характеристик формирующейся эколого-футурологической парадигмы социального знания. Проблема формирования Нового проекта модерна.

Парадигмы социального знания и великие проекты модерна. Роль философии в подготовке идейных оснований проектов модерна. Философская мысль ХХ в. как рефлексивный анализ техногенного общества.

Идейные источники эколого-футурологической парадигмы социального знания. Эколого-футурологическая парадигма и проблемы формирования Нового проекта модерна. Отличительные особенности прежних проектов модерна и Нового проекта модерна. Основные проблемы формирования Нового проекта модерна: определение целей социального преобразования современного общества, определение путей этого преобразования, определение субъекта социальных преобразований, определение форм организации субъекта социальных преобразований.

 

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!