Янь Синь из Сычуани, начало пути 13 страница



Поразительно, как лечебный процесс в соответствии с китайской медициной и цигуном кардинально отличается от методов европейской медицины!

Ведение-привлечение

Ведение-привлечение (дао-инь) – древняя гимнастика, один из видов цигуна и одно из древних названий цигуна (в данном контексте правильней называть не ведение-привлечение, а просто ведение). Название подразумевает вождение энергии по телу с помощью мышления. Описанную ниже методику разработал мастер Тун Цзюньцзе на основе цветной «схемы ведения-привлечения», изображенной на шелке, ибо в те времена бумагу еще не изобрели и писали и рисовали на шелке. Схему эту обнаружили в провинции Хэнань при раскопке могилы Холма Князя Ма (Мавандуй) в 1973 г. Князь «с лошадиной фамилией» (ма – лошадь) жил при династии Хань пару тысяч лет назад. Тун и сам имел определенный опыт в этой гимнастике, и кое-какой литературой воспользовался, чтобы создать комплекс, который он назвал «мавандуйская гипнотическая работа ведения-привлечения». Перейдем к описанию его методики.

Главное – понять, что сердце главенствует над духовной ясностью (когда он меня не знает, а я его знаю), тогда все проблемы решаемы. Здесь под «сердцем» понимается большой мозг и мышление. Мозг отрегулирован – тогда тело и сердце (душа) здоровы, так что даже появляются удивительные возможности. В древнем учении о ведении-привлечении про это говорили: духовная ясность появляется (духовная ясность, другими словами – просветление).

Функции деятельности большого мозга подразделяются на осознанные и неосознанные. Первые – малая часть деятельности мозга, включающая логическое мышление. В древности называли «познающий дух-шэнь» (шишэнь). Вторые имеют огромные скрытые возможности познания, называли это «изначальный дух-шэнь» (юаньшэнь). В этом изначальном духе хранится огромное количество жизненной информации. Если его надлежащим образом отрегулировать полностью, то могут возникнуть удивительные гипнотические функции.

Гипнотическая работа (цуймяньгун), как кратко называется данный комплекс, главным образом, подразумевает следующее. Вначале водят для раскрытия пор (кай цяо, овладение основами), а в конце приводит к ведущей роли. Т. е. с помощью сознания ведут энергию-кровь от точки «полость предков» (цзуцяо, находится между глаз) до точки «полость духа» (шэнь-цюэ, в центре пупка). Если смогут в час ребенка и в час полудня осуществлять данное ведение раскрытия пор, то результат будет более выдающийся. (Час ребенка – с 23 до 1 часа, час полудня – с 11 до 13 часов по местному астрономическому времени.) При правильном руководстве за пару недель может возникнуть разной величины поток сознания полости духа, назовем его кратко: поток духовной мысли (шэнь илю). Когда этот поток проходит через всё тело, то 5 плотных и 6 полых внутренних органов, 4 конечности и 100 костей, продольные и поперечные каналы, энергия и кровь становятся проходимыми, инь и ян уравновешиваются, небо, земля и человек сплавляются в одно тело, входят в определенную стабильность сердце и дух (синь шэнь), сердце широкое – на душе радость, цикады поют – лес замер, сам как раз находишься в пространстве мысли, где ощущается сверхпокой, побуждающий кору головного мозга полностью отдохнуть и отрегулироваться, так что жизненная информация, хранящаяся в изначальном духе, полностью оживает. (Несколько печально, что поэтический китайский текст здесь передан так сухо.)

Подготовительное ведение. Прежде всего следует посетить туалет, где сделать оба дела. Нельзя перед занятиями бурно веселиться. Тем более нельзя курить, пить крепкий чай и кофе. Осознанно побуждают кору большого мозга максимально расслабиться, чтобы сердце (душа) и тело были в легком расслаблении и радости, дух (шэнь) собран и не путались мысли. Когда в целом настрой сердца (души) будет напоминать остановившуюся воду, начинают мыслью вести энергию. Энергия (ци) следует мысли (и), форма (тело) помогает скрытой энергии двигаться быстрее. И только когда хождение энергии (син ци) посредством ведения достигнет определенного уровня готовности, начнется ведение удаления грязного и сохранения чистого. Для этого истинную энергию ведут из точки «сто встреч» (байхуэй) на макушке к точке «бьющий родник» (юн-цюань) в центре подошв, а оттуда в глубину центра земли, чтобы удалить грязную энергию (чжоци), находящуюся в истинной энергии (чжэньци). Одновременно чистую энергию (цин-ци), находящуюся в истинной энергии, собирают вверху между глаз в точке «полость предков» (цзуцяо). В это время может появиться разной степени явление просветления (цзю-эмин). Оно проявляется в виде безмятежной естественности, как будто тело находится в великой пустоте, сердце (душа) возвращается к беспредельному. Как сказано в «Трактате об очистке», подробном комментарии к «Трактату о желтом дворе»: «Внутри наблюдают свое сердце, снаружи наблюдают свою форму, форма не имеет своей формы, вдали наблюдают другие предметы, предметы не имеют своих предметов». Таков этот небывалый настрой. (В состоянии просветления, или са-мадхи на санскрите, предметы и явления выглядят не совсем так, как при обычном зрении.) И лишь после этого можно постепенно начинать тренировки в данной школе. Форменные упражнения для тела можно выбирать произвольно в зависимости от окружающей обстановки и состояния организма. Используют позы стоя, сидя и лежа. (Рис. 1, 2)

Первый шаг: НЕБЕСНОЕ ПЛАТЬЕ НЕ ИМЕЕТ ШВОВ. После подготовительного ведения центры ладоней направляют вверх, руки через стороны поднимают вверх до макушки. Сначала проходят «сто встреч» и пронизывают макушку, затем надавливают (ань) спереди до носков стоп, проходят пятки и снова ведут, проходя позади ушей, шею, делая пустой грудь и полной шею, ведут к точкам «полость духа» (шэньцюэ) и «встреча инь» (хуэйинь) и, наконец, в центр земли. Повторяют 9 раз. (Рис. 3, 4)



Особенности. Обращают внимание на хождение мысли (син и), хорошо сочетая с ведением форменного тела. Мысли находятся вне работы или учебы. Находясь голым под душем с приятной по температуре водичкой, промываем и очищаем сердце (душу). Кроме того, с помощью истинной энергии и свежего воздуха природы ткем новое платье с золотыми цикадами, вышитыми нефритовыми нитями, как будто небесное платье без швов уютно облегает тело и душу. Когда занимаются ведением, ведя форменное тело, совсем не обязательно каждый раз вести тело до своей позиции. Например, покрывая носки стоп, кисти доходят только до уровня глаз и начинают возвращаться, или покрывая пятки, кисти должны только достичь затылка и обойти корень уха, пройти грудь спереди, «бьющий родник» и достичь центра земли.

Второй шаг: ПЕРЕЛОМИТЬ ИНЬ, ВЕРНУТЬ ЯН. Продолжая предыдущие упражнения, выполнив подготовительное ведение, правую руку потихоньку поднимают справа, образуют янскую ладонь (т. е. направленную вверх), кончики пальцев максимально далеко направляют на созвездие, луну, электрическую лампочку, цветы или красивый объект. Левая рука, поднимаясь, образует иньскую ладонь (т. е. направленную вниз), слева вперед рисует окружность к месту соединения с лобковой костью, точка «дворец труда» (лаогун, в центре ладони) оказывается напротив точки «встреча инь», потом кисть поднимается, проходит шэньцюэ и цзуцяо (пупок и «третий глаз»), на мгновенье задерживается и от цзуцяо идет мимо шэньцюэ к «встрече инь», этим ведут перелом инь и возврат ян. Левый перелом инь и возврат ян аналогичен правому. Повторяют 9 раз. (Рис. 5-10)




Особенности. Данное ведение соответствует шестой схеме из Мавандуйского захоронения, названного там «излом инь» (чжэ инь). Надо добиваться дальнейшего расслабления тела и души, специализируясь на одном, а не на двух. Только тогда истинная энергия пройдет через цзуцяо, шэньцюэ, «встречу инь», так что энергетический механизм пойдет дальше назад, вызывая удивительный эффект выравнивания инь-ян.

Третий шаг: ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ, ЦИКЛ НЕБА. Продолжая предыдущие упражнения, выполнив подготовительное ведение, мужчины выполняют влево, женщины вправо, точки «сто встреч» и «бьющий родник» считают полюсами, а точку шэньцюэ (пупок) считают центром. Используя сознание в качестве взаимопомощи, форменное тело ведут по кругу, рисуя схему великого предела (состоящего из «двух рыбок»). Сознание побуждает рыбок инь-ян сплавиться воедино. Повторяют 9 раз. (Рис. 11–18)



Следует добиваться, чтобы сознание непременно рисовало великий предел в органическом сочетании с телом, рисующим великий предел. Рыбки инь-ян регулируют цикл неба (чжогутянь), включая 5 плотных и 6 полых внутренних органов, 4 конечности и 100 костей, благодаря успокоению духа и стабилизации сердца (души).

Четвертый шаг: ПРЯМОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В СРЕДНИЙ ДВОРЕЦ. Продолжая предыдущие упражнения, выполнив подготовительное ведение, вытянутые руки подбирают, проходят подмышечные и грудные железы и по каждой линии ровно входят в средний дворец. Повторяют 9 раз. (Рис. 19–23)

Ведут только сверху вниз. Сверху соединяются с небом, внизу проходят глубоко в центр земли. Такое ведение позволяет не только сплавлению воедино неба, земли и человека, но и избавиться от вредного синдрома полноты сверху и пустоты внизу, превратив в пустоту сверху и полноту внизу. Это даст устойчивый и здоровый шаг, предотвратит нежелательное в кровеносных сосудах мозга, повышенное кровяное давление, инфаркт.

Пятый шаг: ЭССЕНЦИЕЙ ОМЫВАЮТ МАКУШКУ. (Буддисты считают: это способствует мудрости, в результате человек окончательно прозреет.) Продолжая предыдущие упражнения, выполнив подготовительное ведение, вытянутые руки подбирают. Мужчины левую руку, а женщины правую подбирают к точке «сто встреч» на макушке, центр ладони направлен на макушку. Вторую руку подбирают к точке «яшмовая подушка» (юйчжэнь) на затылке, центр ладони направлен к ней. Ведение осуществляют по кругу по и против часовой стрелке. Мужчины сначала по, потом против, а женщины наоборот. Каждое ведение по 9 раз. (Рис. 24)



Чтобы руку поднимать и прикладывать к точке «сто встреч», надо быть подготовленным. То есть точка «дворец труда» (в центре ладони) должна быть точно напротив нужной точки, как бы принимая – не принимая (дар), как бы прикасаясь – не прикасаясь. Когда совершают прямое и обратное ведение по кругу, вращения на поверхности тела и в мозге органически сочетаются. Следите, чтобы не было касания волос и, тем более, удара по коже головы. После прямого и обратного ведения по кругу руки снова как бы принимают – не принимают (дар), как бы прикасаются – не прикасаются, закрепляясь в точках «сто встреч» и «яшмовая подушка», где эссенцией омывают макушку (так в оригинале). Только так можно быстро навести порядок в большом мозге, где царит беспорядок, чтобы непрерывно возникал поток духовной мысли (шэньи), чтобы дальше раскрывался изначальный дух (юаньшэнь) и активизировалась жизненная информация. При этом должны полностью прийти в движение скрытые возможности.

Шестой шаг: ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ДУХ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ПОЛОСТЬ ДУХА. Продолжая предыдущие упражнения, выполнив подготовительное ведение, левую руку подбирают к точке «полость духа» (шэньцюэ, в центре пупка), так что точка «дворец труда» (лаогун) оказывается точно напротив нее, и тихонько прикладывается. Правую руку подбирают и прикладывают «пастью тигра» (между большим и указательным пальцами) к правой мочке уха. Ведение проводят лежа на боку, косо прислонившись и расслабленно. Затем ведут по следующему порядку: наблюдают полости (от точки «полость предков» цзуцюэ до точки «полость духа» шэньцяо), считают дыхания (про себя, от 1 до 9, всего до 36), слушают дыхание (всей душой проникаются к прислушиванию к звукам своих выдохов и вдохов), ощущение сверхпокоя (вроде едут на водяном колесе, что для полива), руки подносят лошу – письмена из реки Ло, отправляются переходить хэту – речную схему, в пустоте и отсутствии повисая, ходят туда-сюда по палатам бессмертных. (Рис. 25–35)




Этот шаг – ведение высокого уровня, побуждающий изначальный дух идти от закрывания-открывания к возвращению в полость. Только завершив строительство фундамента, можно это выполнить. Лишь специализировав сердце и направив волю, добиваются, чтобы статика и динамика не были двумя, небо и человек объединились в одно, а кроме того, нужно, чтобы окружающая обстановка была спокойной, воздух чистый. Только при таких условиях можно углубить настрой на ощущение сверхпокоя, поток духовной мысли станет бесконечным и использование его бескрайним. Заставишь активный изначальный дух послушно вернуться в полость – это не только не приведет к искажениям, но могут появиться функции, не типичные для человека.


1 – полость предков (цзуцяо); 2 – многоэтажное здание (чунлоу); 3 – центр запаха пота (таньчжун); 4 – поле пилюли (даньтянь); 5 – дворец труда (лаогун); 6 – малая резиденция (шаофу); 7 – сто встреч (байхуэй); 8 – сорочий мост (цяоцяо); 9 – сжимающие хребет (цзяцзи, вообще-то это две точки по бокам позвоночника, находятся повыше); 10 – ворота жизни (минмэнь); 11 – хвостовые ворота (вэйлюй); 12 – бьющий родник (юнцюань); 13 – встреча инь (хуэйинь).

Данная методика позволяет заниматься и самогипнозом, и гипнотизировать других. Если время позволяет, следует выполнять весь комплекс, но можно и частично, соблюдая принципы. Особенно благоприятно соблюдать принцип «ребенок-полдень». Более 3 200 испытуемых получили хорошие результаты лечения, когда проводили некоторую настройку и синхронизировали информацию. Самый длительный гипноз продолжался 26 часов.

Вот примеры излечения. Школьница сбежала из дома, поскольку родители, как она считала, больше любили ее сестру. Получив гипнотическую информацию ведения, она не только в течение минуты вошла в сон, ее интенсивные возбуждения поисчезали, она проспала 13 часов, подавленный настрой уже отсутствовал, она превратилась в другого человека.

От гипертонии помог 12-часовый сон, но у женщины сломались часы под действием информации.

(Часы, как механические, так и электронные, часто останавливаются, если у хозяина мощное поле. Так же могут вести себя магнитофоны и даже лифты. Обращаться к ремонтнику смысла нет – не поможет. Пройдет несколько дней, и механизм заработает.)

Большая клиническая практика показывает, что приведенный метод шести шагов становится эффективней в той или иной степени, если использовать древнюю музыку. Можно не только избавлять от болезней и продлять годы жизни, предупреждая раннее старение, но и вызывать особые удивительные функции.

Практика Су Дунпо

Во время династии Сун жил политик, поэт и каллиграф Су Ши (Су Перекладина, 1037–1101). Его относят к восьми знаменитым деятелям династий Тан и Сун. Прозвище у него было Деятель, Проживающий на Восточном Склоне, короче – Дунпо. У него родился хилый ребенок, часто болеющий, в 4 года еще не ходил. Его уже хотели отдать в буддийский монастырь под присмотр Будды, но отец отдал мастеру цигуна Ли Жочжи на лечение. Мастер посылал ему энергию, сидя напротив. В результате у ребенка «в животе стало тепло, как будто солнце осветило». Дунпо крайне обрадовался, велел продолжить воздействие, но и к врачам тоже обращался. Ребенок выздоровел.

В 1069 г. Су Дунпо стал изучать цигун у даоса Ли и у других. Проснувшись рано утором, он, скинув одежду, садился на кровать, обращался лицом на юго-восток и стучал зубами 21 раз, естественным расслабленным движением сжимал кулаки, начинал регулировать дыхание и входить в покой, мысли сочетал с ведением, чтобы входящий в тело воздух был ровным и равномерным. После этого во весь дух обращался к внутреннему видению, как Будда рассматривал цвета пяти плотных и шести полых внутренних органов: легкие белые, печень сине-зеленая, селезенка желтая, сердце красное, а печень черная. Затем представлял свое сердце как жаркий огонь, он живот освещает, живот становится прозрачным. Затем ци погружает в поле пилюли. Все операции, описанные выше, завершаются вместе со вдохом. После этого внутреннюю энергию медленно «выплевывает», а когда «выплевывание» близится к завершению, языком перемешивает полость рта (так в оригинале), побуждая к выделению слюны, глотает ее и мысленно провожает в поле пилюли.

После регулирования дыхания делается оздоровительный самомассаж. Сначала двумя руками растирает центры подошв, поясницу и живот, чтобы они слегка согрелись. Затем потирает глаза, лицо, уши, шею, чтобы прочистить кровеносные сосуды и тоже слегка согреть. Наконец, нажимает 5–7 раз по сторонам носа и пальцами рук расчесывает голову более ста раз. Полный массаж требует лишь мягкого касания поверхности тела до легкого пота.

Однажды Су Дунпо пришел к своему другу по имени Фо Ин (Печать Будды). Ели, пили, говорили о сердечном. Не заметили, как наступила глубокая ночь. Фо Ин оставил Су ночевать в почивальне. Су сбросил верхнюю одежду и обувь, сел скрестив ноги на кровать и прикрыл глаза в тихом сидении. Успокоил дыхание, взрастил дух и стал стучать зубами, одновременно массируя центры стоп. Лежавший на соседней кровати Фо Ин удивился и решил посмеяться над соседом: «Изучаешь сидение в медитации, молча повторяешь „Амитофо“, думаешь следовать Бодхисаттве Гуаньинь, а дома есть жена – как это?» Су никак не прореагировал на издевки и продолжал старательно растирать свои стопы. И лишь когда закончил, открыл глаза и со смехом сказал: «Дунпо растирает стопы, а совсем не следует Бодхисаттве Гуаньинь, и только ради просветления глаз. Мировые дела надо ясно различать. Как это?»

У Су Дунпо в поздние годы в глазах видна была душа. И это не отделимо от того, что он продолжал заниматься массажем.

Су Дунпо так описывал свое понимание гимнастики. «В последнее время особое внимание уделяю взращиванию жизненности (ян шэн), читаю книги. Методов – сотни. Выбираю, делаю, пробую. Начальный эффект не заметен, но набрав сто с лишним дней, сила становится неизмеримой, в сто раз больше, чем при приеме лекарств».

Су Дунпо уделял особое внимание помещению для занятий, чтобы там была энергия. И только благодаря постоянным занятиям он прославился на всю страну.

Секреты Шаолиня

Речь о технике дыхания, которой раньше занимались монахи для укрепления тела души-по, которая находится в легких. Движения простые, пригодны для старых и малых, помощь явная.

Рассказывают, что был один монах, с детства отданный в монастырь. Телом слаб, имел много болезней. Печалился, что не может заниматься воинскими искусствами (ушу). Его учитель передал ему эту технику, он прозанимался больше 10 лет, стал крепким. И передал эту технику своему ученику. С середины династии Цин (1644–1911) даже известны все передающие до наших дней, только теперь это уже не секрет.

Принцип простой. Наклоняются вперед и надавливают на грудь во время выдоха, добиваясь «выплевывания старого». Потряхивая руками, расширяют зону легких и вдыхают, «набирая новое». («Выплевывание старого и набирание нового» (ту гу на синь) – выражение Чжуан-цзы, жившего в середине первого тысячелетия до н. э., примерно в одно время с Лао-цзы. Даосы его чтут и считают одним из основоположников даосизма.)

Так улучшают функции легких. Практика подтверждает, что этим способом можно вылечить многие легочные заболевания: потение, ночной пот, кашель, астму, бессилие при принужденном дыхании, хронический плеврит, туберкулез. Поскольку энергия легких подпитывает сердце, регулируя циркуляцию крови, поэтому постоянные занятия этой гимнастикой могут улучшить функции сердца, оздоровить всю нервную систему и улучшить психическое состояние. У страдающих кашлем из-за избыточного курения эффект значителен: через 2–3 дня занятий кашляют меньше, цвет мокроты становится бледней, через месяц и небольшим этот синдром исчезает. Здоровым следует следить за подтягиванием и отпусканием: на вдохе подтягивают низ живота, мошонку, анус, а на выдохе их отпускают. Так сочетая движения, дыхание и управление психикой, можно увеличить свою силу.

Занимаются утром на свежем воздухе в благоприятной окружающей среде.

Подготовительные движения. Стопы расставить несколько шире плеч, носки смотрят вперед. Кисти сжаты в кулаки и помещены в поясничные впадины, центры кулаков направлены вверх. Тело стоит естественно, взгляд направлен вперед, дух сосредоточен, дыхание успокаивают. Тонко-тонко вдыхают носом в живот, дышат медленнее, чем обычно. Ненадолго останавливаются и выдыхают ртом. Повторяют трижды.

Первая форма: толкание энергии. Дышат носом. Вдох, кулаки превращаются в открытые ладони, поворачиваются внутрь центрами ладоней вниз и мягко нажимают вниз. Корпус при этом изгибается в пояснице вперед в сочетании с выдохом. Ладошки не доходят до земли на 5-10 см, или нагибают корпус на сколько могут. С завершением выдоха делают небольшую задержку.

Мизинцы тянут кисти на разворот наружу и назад, при этом кисти остаются параллельны земле. Затем пальцы опускают вниз, сворачиваются в кулаки, центрами кулаков навстречу друг другу. Далее прямые руки поднимают вперед-вверх, мысленно представляя, что тянут вверх 500-килограммовый груз. Вместе с руками распрямляется и корпус, идет вдох. Когда прямые руки окажутся на кулак выше плеч, ненадолго останавливаются.

На вдохе сгибают руки в локтях, локти тянут предплечья назад, делают рывок назад, чтобы развернуть грудь. Кулаки при этом находятся у поясничных впадин.

Кулаки разворачивают в открытые ладони, кисти поворачивают в запястьях, как на осях, в сторону больших пальцев и образуют стоячие ладони с центрами, направленными вперед, и пальцами, направленными вверх. И тут же с силой толкают пальцы вперед, сочетая с толчком ладоней, произнося с силой «ха!». Расслабляют руки и замирают ненадолго. Когда произносят «ха!», выдыхают весь накопленный в легких воздух.

Разворачивают ладони наружу, сворачивают в кулаки, руки подбирают, ладони помещают в поясничные впадины, как в исходной позиции.

Повторяют 12 раз. Требования к выполнению следующие. Кроме особо указанных, движения выполняются медленно. Одновременно с произнесением «ха» ладони действуют с силой, но тут же расслабляются. Наклоняясь, давят вниз с выдохом, а поднимаются со вдохом, менять дыхание в процессе нельзя.

Вторая форма: разделение энергии. Продолжая предыдущую форму, кулаки подбирают и помещают к ребрам, далее действуют как в первой форме, вплоть до выдоха «ха». Затем кулаки превращают в открытые ладони, их поворачивают в сторону больших пальцев, чтобы центры ладоней смотрели влево-вправо, а пальцы – вверх. И толкают влево-вправо, сочетая с движением ладоней, раскрываясь. При этом восклицают «ха!».

Затем ладони поворачивают внутрь, превращают в кулаки, подбирают их к поясничным впадинам. Центры кулаков направлены вверх, как в исходной позе.

Выполняют 12 раз. Требования те же.

Третья форма: зачерпывание энергии. Ноги расставить, сохраняя ступни параллельно, и присесть, приняв позу «шаг наездника» (мабу). Кисти свернуты в кулаки, их поднимают, согнув руки, вверх, так что вместе с головой образуется буква «Ш». Центры кулаков смотрят друг на друга.

Кулаки превращаются в раскрытые ладони, их центры направляют наружу, руки вытягивают в стороны центрами ладоней вниз и сразу же опускают. Вместе с руками наклоняют вперед корпус, ноги постепенно выпрямляются. Когда ладони опустятся до уровня колен, их медленно поворачивают центрами ладоней вверх и приближают друг к другу. Получается поза, как будто ладонями хотят что-то зачерпнуть. Идет выдох.

Когда расстояние между ладонями станет уже плеч, пальцы направляют вперед и, медленно выпрямляя руки, поднимают их вверх со вдохом. При этом корпус выпрямляется, а таз опускается, как уже было, к позе «мабу». Ладони продолжают идти вверх, проходят макушку. Центры ладоней направляют назад, а пальцы вверх. Руки выпрямляются.

Кисти сворачивают в кулаки, руки сгибают, локти стряхивают вниз и возвращаются к исходной позе.

Кулаки превращаются в открытые ладони, которые поворачиваются внутрь до положения центров ладоней косо вверх, а пальцы смотрят назад. При этом толкают назад. Во время толкания, раскрывая рот, восклицают: «ха!».

Ладони сворачиваются в кулаки и возвращаются к исходной позе.

Повторяют 12 раз.

В этом комплексе несколько раз возвращаются к исходной позе, но это касается рук, а ноги то действительно в исходной позе, а то расставлены пошире, в позе «шаг наездника».

На что обратить внимание. Занимаются на свежем воздухе, лучше всего в лесу или около водоема. Не занимаются при разгуле стихий. Здоровые занимаются быстрей, чем ослабленные. Натренированные только имитируют звук «ха». Количество повторов можно постепенно увеличивать, но не повторяют более 49 раз. Занимаются после полуночи и до полудня, так лучше всего. При переедании, голоде, после выпивки и при сильной усталости не занимаются.

Регулировка тела

Цигун-тренировки направлены на развитие человека: от состояния на данный момент к более высокому по всем параметрам. Для этого регулируют тело, дыхание, сердце, дух.

К регулировке тела (дяо шэнь) относят позы и движения отдельных частей тела. К регулировке дыхания (дяо си) относят выправление дыхания, о чем подробно сказано в следующей статье. Регулировка сердца (дяо синь) и регулировка духа (дяо шэнь – не тот иероглиф шэнь, что тело) – разные названия работы с сознанием, психическим состоянием и моральными принципами. Этим занимаются во всех школах цигуна, кроме школы спонтанных движений.

Требования к регулировке тела жесткие. При соблюдении требований улучшается циркуляция энергии-крови, тогда как неправильные позы и движения вредят человеку. (Приходилось наблюдать, как в смешанной компании резко выделялись два человека: мастер и его ученица, которые сидели ровно, с прямой спиной, и все остальные, не занимающиеся, которые сидели кто во что горазд.) Основные требования следующие.

Голова должна стоять ровно, по центру, устремленная вверх или как бы подвешенная вверх за макушку, но без напряжения. Китайская медицина считает, что головной мозг – это море костного мозга. Когда в костном мозге избыток, то легки напряжения и много сил. Если же в костном мозге недостаток, то появляются шум в ушах, слабость зрения, плохой сон и пр. («Линшу», глава о морях.) Правильная позиция головы – ключевой вопрос в регулировании тела, она ведет к улучшению питания мозга, что способствует деятельности всего тела и улучшению психического состояния. Если голова теряет подвешенное состояние, то телу трудно добиться равновесия: если тело куда-то наклоняется – значит, проблема с позой головы.

Глаза должны «свесить занавески», т. е. опустить веки так, чтобы свет проходил через узкую щелочку. При этом глаза направлены вперед, но взгляд устремлен внутрь. Такую позу принимают медленно и плавно, осмысленно. Направленность мысли и одновременно взгляда называют «свет духа» (шэнь-гуан). Когда его направляют вверх, в верхнее поле пилюли, говорят: лицом на юг наблюдают северный ковш, это хорошо для обращенного слушания. Когда направляют вниз, в нижнее поле пилюли, говорят: свет духа внизу освещает изначальное море, такова тонкая техника пополнения семени.

Глаза – «кончик острия сердца», поэтому прикрывая глаза, успокаивают дух (сердце, психику, настрой). Кроме того, в глазах пересекаются два чудесных канала: иньский и янский пяточные каналы.

Язык должен кончиком касаться верхнего нёба. Этим он замыкает каналы управления и действия (думай, жэньмай). Кроме того, поднимающаяся по каналу управления энергия с поворотом на макушке вниз превращается в слюну, опускающуюся в рот. Когда энергия проходит, то как будто вода из губ течет. В это время нельзя открывать рот, но нужно сохранять спокойствие – пусть себе «течет».

Грудь и спина. Вбирают грудь и растягивают спину. Это не силовое движение, а естественное выпрямление верха корпуса. Делается это так. Сначала выдыхают. При этом треугольник, образованный верхушкой грудины и сосками, слегка подбирается. При этом плечи не должны сворачиваться внутрь и, тем более, нельзя, чтобы в груди возникало напряжение: она должна быть расслаблена. Так что вбирание груди должно сочетаться с ее разворачиванием в стороны. Для разворачивания верхушки плеч (зона плечевых суставов) ведут наружу. Это помогает вбиранию груди. В итоге грудь расслабляется.

Для растяжения спины точку «большой позвонок» (дач-жуй, или седьмой шейный позвонок) ведут вверх, прямо к точке «сто встреч» на макушке. Чтобы спина не выпячивалась назад, а плечи не вздымались, нужно опустить руки, т. е. естественно расслабить и опустить вниз лопатки. Соединяют растяжение спины с опусканием рук, тогда и спина, и руки будут подвижны. Говорят: «Подвижность рук напоминает веер».

Поскольку сердце и легкие находятся в груди, поза полезна для них. Сердце главенствует над светлостью духа и над циркуляцией крови во всем теле, а легкие командуют над энергией (ци) во всем теле и над работой «ста каналов». Когда сочетают вбирание груди с ее расправлением, то сердцу и легким вольготно в полости груди, энергия-кровь протекают свободно. Расслабление груди и спины полезно для проходимости каналов управления-действия.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!