Основные принципы младограмматизма: историзм, психологизм, индивидуализм



По своим взглядам на природу языка, предмет языкознания и методику научного исследования младограмматизм представляет сравнительно-историческое психологическое языкознание. Характерной чертой лингвистической концепции младограмматиков является стремление избегать философии. «Языкознание вступило из философского периода в исторический», - замечает Дельбрюк. Историзм - один из основополагающих принципов концепции языка Пауля. Он считает, что невозможно с успехом рассуждать о языке, не добывая сведений о его историческом становлении. По мнению Пауля, как только исследователь выходит за пределы простой констатации единичных фактов, как только он пытается уловить связь между явлениями и понять их, так сразу же начинается область истории.

Языкознание относится к науке культурно-исторической, а поскольку важнейшим признаком культуры, по мысли Пауля, является психическое начало, то принцип историзма предполагает психологическое понимание сущности языка. Поэтому языкознание должно быть психологическим насквозь, даже там, где речь идет о простой констатации единичных фактов.

Пауль считает, что всякие психические образования появляются лишь в душе индивида и в действительности существует лишь индивидуальная психология, никакой этнопсихологии не существует. Отсюда подлинной реальностью в его концепции выступает лишь индивидуальный язык. Так как каждый индивид обладает собственным языком, а каждый из этих языков - собственной историей, то Пауль приходит к выводу, что «на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов». Это же положение подчеркивается Бругманом и Остгофом: «Язык не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя; он по-настоящему существует только в индивидууме, и тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов». Таким образом, историзм и психологизм определяют, по Паулю, еще один принцип в изучении языка - индивидуализм.

Говорящий человек

Центральным в концепции младограмматизма является представление о языке как об индивидуальной психофизической (психофизиологической) деятельности. Недостаток предшествующего языкознания младограмматики видят в том, что до них языкознание слишком много занималось языком и слишком мало человеком, как будто язык может существовать самостоятельно, отдельно от человека. «Никто не может отрицать, - указывали Отсгоф и Бругман, - что прежнее языкознание подходило к объекту своего исследования - индоевропейским языкам, не составив себе предварительно ясного представления о том, как живет и развивается человеческий язык вообще, какие факторы действуют при речевой деятельности и как совместное действие этих факторов влияет на дальнейшее развитие и преобразование языкового материала. С исключительным рвением исследовали языки, но слишком мало - говорящего человека». Говорящий индивид выступает исходным пунктом и объектом изучения младограмматиков.

В механизме человеческой речи они выделяют две стороны - физическую и психическую, протестуя против исключительного внимания к физической стороне речи и требуя должного внимания к изучению психических факторов речи. Несмотря на то, что реальной является только речь отдельного лица, индивидуальная речь является выражением общенародной речи. Это делает возможным общение с помощью языка. Оно основывается на общности психической жизни людей, звуки языка говорящего и слушающего вызывают в душах обоих один и тот же комплекс представлений. Вместе с тем причины и законы изменения языка лежат не в развитии человеческого общества, а в психике отдельного человека, все языковые изменения совершаются в «обычной речевой деятельности» индивида.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!