Опрос общественного мнения



Реаль­но точкой отсчета любой кампании является опрос общественного мнения. Следует подчеркнуть и воздействующую роль опросов.

Функции опросов:

1) Опросы дают возможность установить, что именно, волнует в первую очередь аудиторию на данный момент.

2) Опросы дают возможность установить сильные и слабые стороны конкурента.

3) Опросы идентифицируют те подгруппы населения, с которыми следует работать в первую очередь.

Задача организации (компании, партии, политика, лидера) состоит в том, чтобы строить свои тексты с опо­рой на базовые ценности, а не на вытекающих из них проб­лемах. Стратегия кампании в сильной степени опирается на результаты работы по опросу общественного мнения. Опросы помогают четко определить целевую аудиторию.

В целом опрос выступает не только как элемент анализа, но и как инструмент воздействия, формируя общественное мнение в ту или иную сторону.

Опросы могут действовать на респондентов опосредованно, через лидеров мнений, то есть они сами могут и не верить опросам, но зато они с доверием относятся к словам лидеров мнений, которые, в свою очередь, будут верить опросам.

Имиджелогия, как и PR ищет наиболее эффективные методы воздействия на свою аудиторию. Одним из них является выход на лидеров мнения, когда работа с 10-20% аудитории реально покрывает весь необходимый массив.

 

Позиционирование

Не менее значимой является технология позиционирования, первоначально созданная для продажи и продвижения товаров на рынок.

Действует по принципу сужения, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это даёт возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки. Позиционирование можно представить себе как выпячивание в объекте тех характеристик, в которых наиболее заинтересован потребитель.

Позиционирование мы можем представить себе как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду. Чужой, неизвестный, незнакомый объект в принципе потенциально опасен для потребителя. Поэтому задачей становится превращение его в знакомый и нужный. Позиционирование проходит под лозунгом: а что это дает ДЛЯ МЕНЯ. Дополнительным плюсом такого подхода становится включение наряду с рациональной сильной эмоциональной составляющей. Она, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запоминается.

Позиционирование должно также выражаться в лозунге. И здесь снова работает жесткое требование к объему сообщения: одна краткая характеристика.

Позиционирование в рамках практических можно представить как серию из трех последовательных операций, в результате которых образ объекта попадает к потребителю в наиболее эффектном виде:

1. Трансформация. Мы ограничиваем объект только теми характеристиками, которые интересны потребителю. Мы как бы трансформируем многообразие характеристик объекта строго до круга необходимых. Принципиальным при этом является точка зрения аудитории. По-иному мы можем обозначить этот процесс как отбор – то, что необходимо передать аудитории.

2. Утрировка. Мы утрируем эти нужные нам характеристики, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя. Мы даже не будем ими заниматься, поскольку нас все равно переиграет на этом поле наш возможный оппонент.

3. Перевод. Дли усиления мы должны уметь как бы перевести предлагаемый круг характеристик для передачи иным каналом коммуникации. К примеру, как это передать визуально, каким поступком, каким действием, каким жестом.

Позиционирование в целом следует толковать как порождение среды, благоприятной для объекта. Сохраняя объект, мы начинаем видоизменять среду, чтобы создать более благоприятные для него условия функционирования. Этот метод позволяет один и тот же факт представить в совершенно новой интерпретации, исходя из иной точки зрения. Но подчеркнем, что это зависит от целей. Коммуникативной целью может также быть порождение негативного образа.

 

Манипулирование

Достаточно распространенным способом коммуникативною воздействия, часто используемым интуитивно, является перенос внимания на другой объект. В ряде случаев необычность этого объекта полностью затмевает актуальный объект.

Работа с массовой аудиторией все время сталкивается с проблемой обсуждения каких-то сенсационных фактов, заявлений и т.д., которые затем столь же благополучно исчезают из поля внимания.

Под рубрикой "Имидж" "Комсомольская правда" (1997, 14 марта) поместила информацию о том, что созданная иммджмейкерская фирма «Группа 96», занятая формированием положительного имиджа Виктора Черномырдина, использует метод, названный «тактическим клапаном». Задача – переключение внимания с главных просчётов в действиях Черномырдина на второстепенные.

Здесь присутствует очень важный параметр манипулирования, который выделяется многими исследователями — два уровня воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором от адресата тщательно утаиваются как факт воздействия, так и его цель.

В ряде случаев в качестве манипуляции используется выдача якобы имеющихся планов противника по дискредитации оппонента. Правда, преждевременное обнародование этих планов лишает их реальной силы.

Человек лучше контролирует содержание, чем форму, часть ненужной информации как раз и будет попадать к аудитории через форму, а не через содержание. Эту систему сообщений, передаваемых формой, можно суммировать следующим образом:

- передавать уверенность в себе;

- не выдавать волнение;

- выглядеть искренним.

В ряде случаев возникает задача изменить образ политика, уже сформированный СМИ. Телевизионный образ может не работать на позитив так, как это требуется на данный момент. Телевизионный образ действительно может расходиться с естественным видом человека.


Мифологозация

Это вновь попытка построения двойного сообщения, желание обойти фильтр аудитории, воздействовать на нее на подсознательном уровне. Эффективная коммуникация не столько задает новые сообщения, сколько подключается к уже имеющимся в массовом сознании представлениям. Миф и архетип – это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, и задача состоит в том, чтобы активизировать эту символику на выгодном для коммуникатора направлении.

Мифы отнюдь не являются приметой прошлого. Каждый из нас живет в рамках тех или иных мифов, часто даже не замечая этого. Примеры таких мифов локального характера: отец — глава семьи, дети должны хорошо учиться, девочки так не поступают. Мифы задают правила устройства нашего мира. А подобные правила есть всегда, поэтому мифы не являются приметой только древнего мира. Юрий Лотман справедливо заметил, разграничивая миф и новость: миф рассказывает обо мне, новость — о других.

Американцы живут в рамках мифологии, центрированной на понятии свободы. А журналисты в рамках этой мифологии предстают как "псы демократии". Миф, что США защищают свободу и демократию во всем мире, позволил правительству развязать не одну войну.

Мифологема "мой дом — моя крепость" не могла быть представлена в советской мифологии, поскольку государство не могло разрешить такого ограничения своего влияния.

Мифологизация является подстройкой под уже существующий в массовом сознании миф. Но в любом случае это ответ на возникший вопрос. Это уход от хаоса в сторону упорядоченной действительности. Человек, обрабатывая информацию, часто вносит в нее большую меру упорядоченности, чем это есть на самом деле. Мы изначально заинтересованы сделать окружающую нас действительность управляемой.

Б. Ельцин в 1998 г. снял В. Черномырдина. Ну, так и должно быть. Ельцин ведь непредсказуемый. Поступок вписался в миф.

 

Набор окружающих нас мифов:

партийные мифы (например, для партии зеленых это констатация по типу "травка зеленеет, солнышко блестит" без указания на то, какими способами современная цивилизация может выполнить данное требование);

государственные мифы (в рамках бывшего СССР такой мифологической составляющей были слова с первомайской открытки: "Мир. Труд. Май". Советская система акцентировала принципиальное внимание к каждому: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет". К числу излюбленных координат того мира принадлежал и акцент на партии типа "Слава КПСС", или акцент на фигуре Ленина, к примеру, "Ленин всегда живой".

Сегодняшней координатой становится расплывчатое слово "инновации", которое даже трудно визуализировать, что именно должно за ним стоять);

семейные мифы ("мужчина — защитник", "женщина — хранительница очага", хотя защищать в той же степени, как это было в прошлом, уже нечего, а очаг как таковой также существенно трансформировался);

детские мифы (мифологемы связанные с воспитанием молодого поколения, где будет отмечена роль "волшебного слова" — спасибо, "честного слова");

исторические мифы (отражающие особую роль данного народа в мировой истории). Россия – третий Рим.

 

Принципиальные черты мифологического сообщения:

1. тематически мифологемы раскрывают нам устройство окружающего нас мира, что в результате позволяет сделать его гораздо более упорядоченным и понятным;

2. мифы задаются а ксиоматически, в результате они не подлежат проверке на соответствие действительности. По этой причине несоответствие с мифом делает данный отрезок действительности дефектным, но не меняет сущности мифа;

Н: после войны вышел фильм «Кубанские казаки». Миф о благополучии. Несовпадающая с ним реальная действительность воспринималась как исключение из правил. Миф устроен столь удачно, что его можно только подтвердить новыми доказательствами, но не опровергнуть.

3. миф задается соответствием определенному высшему уровню, уровню целого, а не непосредственной действительности. Это и позволяет не проверять его на соответствие действительности;

целое

миф действительность

4. миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нём есть слушатель, но нет автора сообщения; также и по этой причине миф становится неопровержимым, так как не с кем спорить;

5. миф как бы останавливает время, не разрешая иные интерпретации мира, он фиксирует единственно возможный взгляд на мир.

6. миф можно рассматривать как определенный оператор универсальности, поскольку он подтверждается соответствующими фразами (типа "так все говорят, считают", "все так думают", "все знают это");

7. миф легко переводится со своего высшего уровня на любые простые ситуации, не являясь отдаленной от человека эзотерической реальностью.

По ряду этих причин высшим уровнем работы имиджмейкера является подключение к уже существующему в массовом сознании мифу, поскольку его не следует вводить как новую информацию и невозможно в принципе опровергнуть.

Н: Филиппа Дейвис пишет о 2-ух ролевых моделях для женщин, сложившихся по традиции. Это те, кто умеет заботиться о других (мать Тереза), или красавицы, которые благодаря умению себя подать вышли замуж за богатого человека и добились высокого общественного положения. Принцесса Диана использовала оба мифа, ее образ был действенным вдвойне.

 

Распространённые мифологические сюжеты:

Сюжет "Из грязи в князи" — типичное движение для лидера, который поднимается с самого низа, несмотря на сопротивление своей среды, поднимается на самый верх карьеры и руководит остальными. Эта модель характерна и для Линкольна, и для Клинтона, последний рос в семье без отца с пьяницей-отчимом. Все советские и постсоветские лидеры также прошли именно такой путь с самых низов. Для оправдания такого движения наверх нужно косвенно указать на условные черты иного поведения: хорошо учится, помогает матери. (миф о Золушке)

Сюжет "Из князя — в грязь". Именно по этому сюжету прошел Б. Ельцин, прежде чем вновь поднялся на Олимп власти. Снятому и гонимому Ельцину легче удалось завоевать голоса своих избирателей. По этой модели двигались и диссиденты, когда они шли в народные депутаты. Это то же символическое перемещение ребенка из знатной среды в незнатную.

Отто Ранк, анализируя мифы о рождении античных героев отметил такую закономерность: герой рождается в царской семье, но воспитывают его люди из социальных низов. А потом он вновь воцаряется.

 

Иосиф Дзялошинский (Как создаются «герои» и «дьяволы» // Советник. – 1997. - № 1) предложил классификацию мифологических образов, которыми оперировала постсоветская пропаганда. Также психолог А. Добрович, Д. Ольшанский.

 

Григорий Георгиевич Почепцов

1 Рыцарь. Это тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится в критической ситуации. А в мирной, спокойной ситуации "отлеживается в берлоге". Это Б. Ельцин, который лучше смотрится на танке, чем за письменным столом. Его избрали на 1 срок, потому что народ ждал такого богатыря, который рубит правду-матку с плеча. Но став первым лицом государства, Ельцины следовало поменять маску, а он продолжал рубить с плеча. Критиковал правительство, словно не понимал, что это критика самого себя в том числе.

2 Хозяин. Хозяин должен не просто вести будничную работу, а совершать зрелищные действия, приводящие к гигантским результатам. Хозяину народное сознание готово простить те или иные грешки. Рыцарь в этом плане как бы барский образ, а Хозяин — вполне свойский. В качестве претендента на эту роль можно назвать Юрия Лужкова.

3 Аскет. Образ аскета всегда был привлекательным для нашей ментальности. Все советские лидеры шли по этому пути.

4 Мыслитель. Сразу отметим условность этого обозначения. В противоположность Рыцарю Мыслитель только думает и ничего не делает. Это Михаил Горбачев.

5 Романтик.Он никогда не приживется в высших эшелонах власти, поскольку все хочет делать как бы от души. Романтик — пришлое существо, и постоянно выпадает из коляски. Все хорошие качества романтика (честность, интеллект и т.д.) не помогают, а мешают ему. Это Андрей Сахаров.

6 Профи. Под ним мы понимаем равномерное сочетание думания и делания. Пока таких нет в списке первых лиц.

Политики сильны исполнением подобных стереотипных ролей, для которых заданы столь же стереотипные правила поведения окружающих.

Минусом такой классификации все же является очень сильная привязка к имеющемуся в России набору действующих лиц. Она как бы создана не дедуктивно, не из набора характеристик, а, отталкиваясь, из ряда существующих характеристик.

 

Мифологизация образа политика вытекает из того, что работа происходит с массовым сознанием. Массовое сознание приемлет только четкие картины. При этом достаточно часто происходит "перевод" на картинки упрощенного порядка. Так, Путин – "бывший КГБ-эшник", Медведев не стал "русским медведем", он скорее «ставленник». На самом деле это не совсем внешние параметры, они в сильной степени задают и тип поведения, свойственный тому или иному лидеру.

Введение подобных символических интерпретаций существенно облегчает для массового сознания восприятие образа политика, делает его более понятным и предсказуемым. Массовое сознание принципиально заинтересовано в упорядочивании окружающего его мира.

Информация должна облекаться в определенные формы для ее более эффективного усвоения. Такой типичной формой является миф (сказка), поскольку это многократно проверенный метод введения информации. Вероятно, он также соответствует определенным структурам самого головного Мозга человека. Если эти структуры совпадают, эффективность усвоения информации повышается.

 

Медведь — праматерия, глубинная мощь, буйство инс­тинкта, неотвратимость расправы, грубость, жестокость, опасная сторона бессознательного, скрывающееся за внеш­ней миловидностью и покоем страстное хищничество.

Яйцо — потенциальные возможности, семя зарождения, бессмертие, спрятанные сокровища, обещание, забота; на­чало цикла, надежда.

Шут, клоун — намеки, откровенность, жертва, иррацио­нальное начало, не до конца сублимированный инстинкт, не захваченная под контроль энергия, внезапность, сюрпризы, увертливость, многознание, скрытая под шуткой горькая истина о положении дел, оздоровление, бесстрашие, позна­ние неприятного, демонстрация суетности и бренности мир­ской жизни.

 

Мифологизация опирается на точки замедления действительности. Это прошлое или будущее. Отнюдь не случайно советская действительность опиралась на мифологизацию Октября 1917 г. (прошлой точки) или "Вперед к победе коммунизма" (будущей точки). Это "остановленные" ситуации, которые могут служить опорой для интерпретации вечно изменяющейся действительности. При этом данное "замедление" произведено чисто искусственно, только так можно затормозить ситуацию для выработки в ее рамках мифа. Подобная "остановка" также позволяет использовать еще одну характеристику мифа - его черно-белый характер. Любой движущийся объект не может быть столь однозначным.

 

 


Эмоционализация

 

Очень важным является правильное соотношение рациональных и эмоциональных составляющих воздействия. Письменный текст, на который мы все ориентированы, лишен примет эмоциональности, которая по сути выступает основ­ной составляющей воздействия, поскольку в процессе его прочтения требуется совершить перевод текста с языка ра­ционального на язык эмоциональный.

Эмоционально окрашенная информация легче проходит фильтры аудитории и лучше запоминается. Она как бы более живая, потому воспринимается понятной и знакомой.

Разговор о НАТО занимает далекий полюс, а рассказы о любовницах Клинтона — близкий.

Механизм воздействия на человека – переориентациия на язык и цели аудитории, то есть максимально разумная стратегия с точки зрения говорящего, если перед ним стоит за­дача понравиться аудитории. Происходит слияние с аудито­рией.

Собственно, это имеет место и в случае харизматического вождя. Но там не вождь растворяется в толпе, а наоборот, аудитория сливает­ся с атмосферой вождя.

Пути «имплантации» эмоций в сообщения:

1. конкретизация — рассказ о конкретном объекте может стать главным источником эмоций. Например, рассказ о де­вочке Маше изначально выгоднее, чем повес­твование о всем народе. В последнем случае мы переходим в патетику, которая вызывает отторжение у аудитории.

2. сопереживание – подстраивание под чужую эмоцию. В штате Никсона был человек, собиравший реальные ситуации из его жизни. Подобные понятные факты легко переводятся в разряд "своих" эмоций.

3. заимствование чужих эмоций — это отсылка на чужие победы, чтобы сделать их своими. Так, Социал-демократическая партия Украины (объединенная) символически связала себя с киевским "Динамо", чтобы иметь возможность опираться на его победы.

Эмоции лучше запоминаются, лучше принимаются, поэтому любое сообщение, несущее эмо­циональную информацию, весьма важно для воздействия.


Формат

 

Под термином формат понимают процессы соз­дания выгодных для коммуникатора контекстов.

Известно, к примеру, что более гомогенная аудитория легче поддается воздействию, чем «разношерстная». Поэтому опытные ораторы даже стараются посадить людей поближе друг к другу, чтобы усилить эту общность, хотя бы физически. Люди на митин­гах лучше поддаются воздействию, поскольку при этом они стоят близко, локоть к локтю, друг к другу. Такое расстояние считается личностным, и на него не допускаются чужие лю­ди. Если же это произошло, то человек как бы более возбуж­ден, потому более подвержен влиянию. Если, конечно, толпа не запрограммирована на негативные действия.

Разочарованные лю­ди также склонны к более легкому воздействию на них.

Фирмы сетевого маркетинга приглашают на собрания семейные пары, потому что более эмоциональные женщины склоняют своих мужей.

Те или иные форматы приносят победу тому, кто лучше ими владеет. В 1960 г. те, кто слушал дебаты кандидатов в президенты США по радио, признали победителем Никсона. Те же, кто смотрел их по телевизору, симпатизировали кеннеди. В 1998. В американских выборной кампании появился новый формат – ток-шоу. И так уж оказалось, что Дж.Буш не мог принять этот формат, а Б.Клинтон чувствовал себя как рыба в воде. М.Горбачев первый из советских лидеров предложил новый формат общения с лидерами западных стран (с Маргарет Тэтчер) – без бумажек.

 

Лидеры создают особые контексты восприятия себя: внешность, речь, индивидуальные личностные черты (экспрессивность, выразительность, эмоциональность). Распутин, Сталин. Лидеры подобного харизматического толка опираются на контекст массы, который усиливает их воздействие. М. Мамардашвили говорил о Сталине, что он реализовал заложенные в миллионах людей душевные силы, которые индуцировали его самого.

 

Западные исследователи на первое место для коммуникатора ставят параметр «доверия к нему», которое иногда разбивается на такие составляющие, как «компетентность» и «надёжность». Статус коммуникатора также влияет на восприятие его сообщения. Чем выше позиция, занимаемая данным челове­ком, тем вероятнее, что его сообщение будет лучше воспри­нято.

На основе вышесказанного Эрвин Беттингхаус предлага­ет ряд советов для коммуникатора:

1. Параметр доверия: этот параметр может быть улучшен с помощью удачного представления слушающим, к приме­ру, когда будут упомянуты ситуации принятия решений, в которых он участвовал.

2. Коммуникатор должен строить такие ситуации всю свою жизнь, чтобы не оказаться неизвестной личностью для своих слушающих. Они уже сами должны знать его по его предыдущей деятельности.

3. Параметр статуса: нельзя специально его завысить, но коммуникатора можно ассоциировать с той или иной ор­ганизацией, с которой он связан.

4. Параметр лидеров мнения: коммуникатор должен стро­ить свою речь так, чтобы она была направлена на лидеров мнения данной группы.

5. Параметр общественных организаций: коммуникатор увеличит свой успех, если подчеркнет факторы, которые сближают его с данной аудиторией. Часто в числе их могут оказаться общественные организации.

6. Следует ориентироваться на поддержку имеющихся в группе представлений, которые зависят от возраста, пола, социального происхождения.

7. Коммуникатор может привлечь на свою сторону лиц, пользующихся авторитетом у аудитории. Или он может ас­социировать свое сообщение с имеющимися авторитетами.

8. Посылая свое сообщение большому числу слушателей, имеет смысл адаптировать его под наибольшую группу из них.


Вербализация

 

Это очень важно, когда лидер может ярко и красочно описывать ситуации. Ведь в этом случае он не нуждается в "дополни­тельном проталкивании" своего мнения в прессе, которая сама радостно подхватывает удачные выражения. Если лидер косноязычен, имиджмейкер умело вербализует действительность.

Вербальные лозунги становятся основным компонентом любой избирательной кампании. Эти лозунги должны удов­летворять двум типам требований: с одной стороны, они должны опираться на символизм партии, с другой стороны, отразить основные проблемы, существенные на тот момент для населения. (Землю – крестьянам! Мир – народам! Фабрики – рабочим!)

 

Слово реально выступает в виде вершины айсберга, разрешая или запрещая то или иное развитие си­туации (футбольные фанаты или нацистские группировки). Смена ключевого слова, появление нового контекста может четко отражать смену ситуации в реальном мире, тем са­мым слово становится индикатором нового развития ситуации. (милицию назвали полицией)

 

Имиджмейкер может направлять вербализацию в нуж­ную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Он также делает подобное, когда следует вербализовать представления самих людей, вложив эти слова в уста лидера или лозунг партии. То есть мы видим два основных момента использования слова:

- увод от реальной ситуации

- присоединение к мнению аудитории

 

1. Увод от реальной ситуации. Слово не только описывает ситуацию, слово может фор­мировать саму ситуацию. Для этого используются новые вербализации для уже известных ситуаций. То есть с точки зрения денотации (реальной ситуации) одно и то же явление называется по-разному.

На­пример, не министерство войны, а министерство обороны.

Или: 1. Американцы наращивают мощь своих воздушных сил во Вьетнаме. 2. Американцы расширяют воздушную войну во Вьетнаме. 3. Американцы усиливают бомбардировки Вьетнама.

Запрет на употребление слов позволяет управлять настроем общественного мнения. (негров запрещено называть «черными»)

Также важен коммуникатор. Когда стюардесса милым голоском рассказывает о том, как пользоваться парашютом, вы думаете о том, что можете погибнуть? Тревожная информация по одному каналу опровергается успокоительной по другому.

Таким путём опровергаются многие негативные тенденции, когда их начинают комментировать вполне разумно, сдержано и добропорядочно, а не тупо отрицать. (Скажи людям, что камеры слежения в городе развешаны для их безопасности. // ООН отрицает, что хочет убить Амара Каддафи)

 

2. присоединение к мнению аудитории. Например, обращения Б. Клинтона пишутся на основе тех слов, с которыми к нему обращаются граждане. Тем самым достигается максимальная согласованность с электоратом.

Научиться говорить на языке другого может помочь иерархия человеческих потребностей, предложен­ная американским психологом А. Маслоу. Эта иерархия строится таким образом, что удовлетворение выс­ших ступеней возможно лишь тогда, когда происходит удов­летворение потребностей более низкого уровня:

1. физиологические потребности. Первые потребности, кото­рые следует удовлетворять раньше других: еда, вода, кров и секс.

2. Безопасность. Нам необходимо чувствовать себя в безо­пасности, ощущать возможность контроля над ситуацией.

3. Любовь. Люди чувствуют себя недостаточно уверенными, пока они не найдут себе пару. Мы хотим принадлежать семье, друзьям, любовникам. Это определенный переход от индивидуального атома к социальной молекуле.

4. Признание. Нам необходимо признание и восхищение других, из-за этих честолюбивых желаний мы напряженно трудимся, получаем дипломы, зарабатываем медали.

5. Самоактуализация. Эта потребность замыкает список, поскольку касается самых долговременных целей, которые рассчитаны на полное использование нашего потенциала.

Построение текстов, рассчитанных на восприятие аудитории, несомненно, должно учитывать удовлетворение этих потребностей, поскольку именно они в сильной степени предопределяют наше поведение.

 


Детализация

Уровень воздействия повышается при определенной детализации подачи информации. Это не только иной уровень доверия, деталям мы всегда верим больше, чем абстракциям. Это также перевод на уровень личностного общения, когда мы начинаем представлять политика как человека. Мы при­выкли к его виду на трибуне. В этой функции он и закреп­лен в массовом сознании. Но личностные черты сразу обо­гащают его образ.

Личностный образ выводит общение между массой и аудиторией на каноны домашнего общения. Нам нравится лидер без галстука. Происходит как бы углубление его обра­за. Отсюда возникает необходимость появления жены лиде­ра, претендующей на роль матери нации, если президенту достается титул отца нации.

Удачно подобранная деталь выступает в роли символа, поскольку может заменить собой целый набор текстов. Деталь не только лучше воздействует, но и лучше хранит в памяти, поскольку по ней начинает восстанавливаться весь облик или все поведение.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!