Легенды: Суеватпауль



Кроме всего прочего поселки Бурмантово и Хорпия примечательны еще и тем, что манси живут здесь среди русских. Снаружи жилище Хандыбиных (куда мы, последовав совету Тети Вали, не стали стучаться) ничем не отличается от соседних изб. Но и обрусевшими хорпийских манси не назовешь. Даже Сергей Чернобровкин – Бахтияров по матери, то есть манси только наполовину – поддерживает связь с общиной, живет, так сказать, “по обычаям”. По-русски говорит хоть и без акцента, но с теми же интонациями и многочисленными “ага, ну, ага”. Когда стало ясно, что Деду Косте пора перебираться в дом престарелых, присматривать за шешкинским домом поручили именно Сергею.

Внешне Чернобровкин напомнил мне моего финского знакомого Олави, с которым в 2002 году мы бродили по Хельсинки и ездили на север поглядеть на саамские чумы. Как бы логично: смесь русского с манси дает “промежуточный” финский фенотип. Однако “общность финно-угорских народов” в глаза не бросается. Да и сами манси, похоже, этой родственности не ощущают. Как-то в разговоре Дядя Рома упомянул, что его племянница вышла замуж за “коми-зыряна”.

Воспользовавшись случаем, я спросил, насколько, по его мнению, похожи культуры коми и манси. “Коми-зыряне на манси не похожи, они на русских больше похожи...

Я их язык слушал, ага, ничего не понял. С той стороны Урала живут, там всё по-другому. Говорят, мы на венгров похожи. К нам, я помню, этнографы приезжали из венгров. Их язык я тоже не понимаю”.

Впрочем, Дядя Рома лукавил: общие корни, разумеется, есть. Например, детское слово “ма” (вот она, любезная Мандельштаму яфетическая теория) означает “земля” как по-мансийски, так и по-саамски. “Ма” – по-мансийски “земля”, а “хум” – “человек”. Стало быть, люди – “махум”. И, кстати, если выискивать особенности мировосприятия в речевых структурах, можно обратить внимание на своеобразное инверсионное построение “сложных существительных” в вогульском языке: “землю осматривающий человек”, “хлеб выпекающая печь” – в русском переводе такая инверсия, восхождение от действия к причине, почему-то звучит торжественно, отсылая не то к стихам, не то к былинам.

Во время нашего непродолжительного визита Чернобровкин говорил, в основном, о своих бесконечных поисках работы, о том, что в паспорте его дочке все-таки лучше быть записанной как манси (“вдруг какие льготы перепадут”). А вот три года назад, не будучи столь поглощен бытовыми заботами, он поведал руководителю “мансийского проэкта” Алексею историю о своем пребывании в Суеватпауле (тот же самый рассказ о приключениях Чернобровкина мы услышали и от Дяди Ромы).

Название “Суеватпауль” означает “Поселение Северных Ветров”, или “Поселение Около Болота”, в зависимости от диалекта. Когда-то этот поселок, состоящий из трех родовых селений и находящийся в пятидесяти километрах от бесславной Горы Мертвецов, был средоточием культуры. Накануне Нового Года там устраивали “Тулыглап” – многодневный (точнее, многонощный) Медвежий Праздник. Судя по описаниям старожилов, “настоящий Тулыглап” был мансийским вариантом всего сразу: и еврейского пасхального Седера, и японского Кабуки, и “выставки достижений народного хозяйства”. В строго регламентированную “обязательную программу” входили молитвы, ритуальные песенные циклы, кукольный театр, сопровождаемый игрой на санквылтапе, пантомима и драматические диалоги, спортивные состязания (главным образом, стрельба из лука), даже брачные обряды. В общей сложности около трехсот номеров. Церемония начиналась под вечер (“когда сядет хотал и взойдет этпос”). В праздничном меню были представлены всяческие изыски мансийской кухни: строганина из рыбы и оленьей печени, вареная щучья икра с толченой голубикой, “нянь” из теста, замешанного на оленьей крови, похлебка из хариуса и глухаря с осиновой заболонью, лосиные губы с морошкой и, понятное дело, сакральная медвежатина.

Повседневная жизнь Суеватпауля тоже протекала в согласии с традициями. Как и в Тресколье, дома были разделены на две части по горизонтали (мужская и женская половины), а вдобавок еще и на три по вертикали. “Верхним миром” служил чердак, где хранились домашние идолы; к нему имели доступ только мужчины.

Епархией женщин была “земная жизнь”, занимавшая среднюю часть жилища. И, наконец, в “подземном царстве” подвала закапывали останки принесенных в жертву животных.

В конце пятидесятых (накануне печальных событий на Горе Мертвецов) жители поселка, Куриковы и Самбиндаловы, стали ощущать неожиданно тесную связь с “иными мирами”. Космос являл суеватпаульцам фантастические видения – огненные кольца, светящиеся облака... Постепенно все это сделалось привычной частью их жизни. Но безошибочная таежная интуиция подсказывала: эти дары – не от мансийских богов. Вряд ли в облисполкоме и прочих инстанциях прислушивались к рассказам местных индейцев о паранормальных явлениях, пока из рапортов дятловских спасателей не последовало, что “космос” вступает в контакт не только с манси. Техники-метеорологи, студенты-туристы геофака пединститута, офицеры стоящей неподалеку военной части – все видели одно и то же: огненное кольцо движется в юго-восточном направлении, в центре кольца вспыхивает звезда, звезда начинает разрастаться, превращается в большой светящийся шар, через несколько минут шар обволакивается туманом и скрывается за хребтом Отортен.

Наконец, сорочий треск привезенного в “горячую точку” счетчика Гейгера и дозиметрические замеры одежды дятловцев, проведенные в радиологической лаборатории Свердловской СЭС, подтвердили догадку о непричастности Нуми-Торума. А спустя еще некоторое время Суеватпауль прекратил свое существование. В вымершем селении по сей день продолжают стоять кумирни и амбары на курьих ножках, открытые камины из жердей, обмазанных глиной, ледник-холодильник, врытый в склон холма.

Пять лет назад манси решили вернуться в свою Припять. Нарядили делегацию в составе Чернобровкина с женой и кого-то из Бахтияровых. Прибыв под вечер, делегация расположилась в одном из пустых домов. Ночью раздался стук в дверь.

Поскольку гостей не ожидалось (да и не живет никто в радиусе пятидесяти километров), постояльцы решили не открывать. Стук повторился несколько раз.

Было слышно: на крыльце проснулись собаки, но не залаяли, как обычно, а заскулили. На следующее утро, выйдя во двор, Чернобровкины увидели странно-страшное. “Кольчужная” половица у входа в избу была разрублена (или раздавлена) пополам, а в нескольких шагах от дома лежали мертвые лайки. “С тех пор, – сказал Дядя Рома, – манси туда ни ногой”.

Это произошло пять лет назад, то есть в 2002 году. В 2003-м в Суеватпауль наведывались представители турфирмы из Ханты-Мансийска, занимавшиеся строительством пауля-музея в ХМАО. А в июне 2004-го в заколдованный поселок приехали Алексей, Наташа и Влад. К своему удивлению, у входа в одно из жилищ они обнаружили ту самую разрубленную железную половицу. Нашлись и другие, гораздо более свежие “следы преступления”: на полу священного ура-сумьяха валялась пестрая мансийская рубашка с еще не высохшими пятнами крови.

Святилище

Мы искали древнее святилище, на существование которого неоднократно намекали трескольцы (“там за Вижаем есть одна пещера...”). Найти такое место без проводника практически невозможно. Но, думали мы, должен же был кто-нибудь из вижайских жителей (не манси) хоть раз случайно набрести на пещеру в тайге; а если набрел, то наверняка рассказал об этом другим не манси. Кто-нибудь да есть, кто бы мог показать нам дорогу.

На берегу сидели два пузатых растатуированных мужика и старуха в панаме.

– Не надо подплывать.

– Хорошо, не будем. А вы не подскажете нам, где здесь пещера?

– Пещера где? Не знаем. Мы знаем, где Шайтан-Яма.

– Шайтан-Яма?

– Она самая. Вы на ней стоите, вон видите круговорот? Мы в нее неугодных сбрасываем, ясно? Советуем плыть дальше.

Совет прозвучал убедительно. Проплыв еще пару километров, мы поровнялись с рыбацкой лодкой. На этот раз наш вопрос не был удостоен даже отрицательного ответа.

– Все не так, – забеспокоился Влад, – плутаем, плутаем, а всё без толку.

Может, слышь, Наташ, зачалимся где-нибудь, разведем костер, отдохнем, а заодно и духов задобрим?

– Ага, будем камлать и в бубен шаманский бить. – Это я попытался поддержать шутку.

Но Влад говорил вполне серьезно, он уже помешивал своим рулевым веслом, направляя лодку к берегу. По лицам Султаныча и Наташи было видно, что моя шутка пришлась не к месту. Только Алла слегка улыбнулась, да и то исключительно из желания поддержать своего неостроумного друга.

– Да вы чего, ребята?

– Понимаешь, это же тебе не Москва и не Питер. Это их земля, их мир, тут другие законы действуют... Вот прошлой зимой мы ходили на Маньпупыньёр. Там у них тоже святилище. Как только стали к пещере подбираться, начался буран. Тут лишь бы ноги унести. Повернули, короче, обратно. Как повернули, метель сразу прекратилась. Мы обрадовались, решили еще раз попробовать. Не успели трех шагов пройти – опять метет... Раза четыре мы в тот день пробовали до святилища добраться – и всякий раз вот такая мистика... Это, между прочим, не первый случай. Кто с нами в экспедиции ездит, все рано или поздно о духах задумываются, даже самые прожженные скептики и циники.

Процедура оказалась несложной – развести костер, плеснуть в него спирт и сказать: “Простите нас, духи”. Разумеется, я не верю ни в менквов, ни в старуху Танвар-пекву, ткущую платье из детских жил. Но со своим уставом в чужой монастырь... Мы ведь и вправду здесь на птичьих правах – лучше эти права не качать. И, хотя обряд казался сомнительным, я в свою очередь извинился перед местной нечистью.

Следующий персонаж, с которым нас свело течение Лозьвы, был как две капли похож на своих предшественников: пузатый человек в наколках, задумчиво жующий тростинку, сидя на берегу. Но, как известно, Бог избегает повторов. В ответ на наш вопрос о пещере пузатый человек процедил “ну-ну...” и удалился куда-то в ивняковые заросли. А вернувшись через три минуты, угрюмо сказал: “Прогуляемся... Вас старший видеть желает”. Это двусмысленное приглашение заставило насторожиться даже бывалого Влада: “А вы кто вообще будете?” “Мы-то? Геологи, в общем”.

На поляне, куда нас привел лаконичный “геолог”, мы увидели ни много ни мало настоящее стойбище сибирского хана. Богатые шатры, дымящиеся костры, разостланные оленьи шкуры и прочий хабар. За большим деревянным столом, на котором лежали самодельные карты, сидела банда “Черная кошка”, ровно такая, какой ее изобразили авторы приснопамятного фильма. Даже голос у “старшего” был точь-в-точь, как у Джигарханяна.

– Пещерку, говоришь, ищешь? – Горбатый обратился на “ты” ко всем сразу. – А зачем тебе пещерка?

– Мы изучаем культуру манси, ищем мансийское святилище.

– А чего это вы мансей изучаете? – встрял в разговор Промокашка.

– Да не русских же изучать, – ответил за нас атаман. – Про русских и так все известно. А на Отортене были?

– Да, прошлым летом были, нас там Семеныч приютил, – нашелся Влад.

– Ишь ты, и Семеныча знаешь... Ну ладно. А я вас проведу к вашим мансям. Есть у них такой поселок Лепля, слыхали, может? Вот туда и проведу. Только вы сначала на меня поработаете.

– А в чем работа?

– Пробы у меня отмывать будете. Это работа мужская, по пятнадцать часов в сутки. Леночек своих тут оставите.

– А оборудование?

– Это я всё снабжу, не волнуйся.

– А ружье можно будет с собой взять? – набивал цену Султаныч.

– Это зачем?

– Я егерь, на медведя хожу.

– Медведку ты не трожь. – Горбатый смерил Султаныча недобрым взглядом. – Медведка тоже человек. Ты лучше зайчиков себе постреливай...

Последняя реплика прозвучала как сигнал: притихшие геологи один за другим встали из-за стола; мы повернулись, чтобы уходить. “Они что, Золотую Бабу, что ли, ищут?” – шепнула мне Алла.

– Ладно, телефончик я оставлю. Заинтересуешься работой – позвонишь, – сказал Горбатый, продолжая обращаться к коллективному “ты”. – А пещерку твою я тебе укажу. Она на том берегу, метров триста отсюда.

Мы вышли на берег в сопровождении всей свиты. Выстроившись в ряд, они с любопытством следили за тем, как мы отвязываем катамаран, рассаживаемся по краям и готовимся грести против течения. Казалось бы, триста метров – раз плюнуть. Но – то ли мы ослабели за день, то ли присутствие зрителей давило на психику – мы никак не могли вырулить к противоположному берегу, и течение сносило нас раз за разом. “Да, ё-мое, они же на нас смотрят, мы позоримся, как салаги! – не вытерпел Влад. – А ну все налегли на весла... раз... раз... Яны Пуки, блин...” С берега уже доносились смех и радостное улюлюканье.

По дороге к святилищу мы набрели на огромный выворотень. Под болтавшимися в воздухе корнями упавшего дерева валялись кости жертвенных животных. Наташа бережно складывала кости в полиэтиленовый пакет: по приезде их передадут на экспертизу свердловским палеонтологам. Влад и Султаныч орудовали скребками.

Странно говорить о палеонтологии и археологии, собирать какие-то черепки, когда те, за чьими артефактами ты охотишься, еще живы. Пора возвращаться домой. Открывать блокнот и записывать довольно очевидную мысль о том, что все эти раскопки – не воскрешение прошлого, а поторапливание настоящего, и так уже готового целиком превратиться в пересказ или в экспонат, в музейный предмет неизвестного предназначения.

Краткая хронология

Середина I тысячелетия н.э. – освоение Приуралья угорскими кочевниками, смешение с уральскими племенами. Угры, участвовавшие в разграблении Рима Аларихом, привозят на Урал Золотую Бабу.

IX – XI вв. – выделение фратрий Пор-Махум и Мось-Махум. “Мифологическая” история: Терн-Сатнял-Хум-Отыр строит город-крепость Ломбовож на Сосьве. Первые новгородские походы в “Каменные ворота”.

XII – XIII вв. – образование вогульских княжеств. Войны с коми-зырянами и селькупами; развитие пушного промысла.

1193 г. – пятинедельная осада “Югорского городка” новгородцами.

1241 г. – победа вогулов над туменами хана Батыя.

XIV в. – неоднократные походы новгородцев на Югру (1323, 1329, 1364). Великий Новгород и Тюменское ханство попеременно пытаются подчинить вогулов.

1389 г. – Миссионер Стефан Пермский уничтожает капища Золотой Бабы.

XV в. – расцвет Пелымского государства, правление “хумляльта” Асыки и его сына Юмшана, завоевание вогулами северо-восточных владений Московского государства, разорение Усть-Выма (1455) и Чердыни (1481).

1483 г. – поход Курбского Черного и Салтыка-Травина, первая победа над Пелымским княжеством.

1484 г. – вогульские послы Юрга и Анфим ведут мирные переговоры в Москве; челобитная Ивану III от князей Юмшана и Калпака.

1496 г. – соглашение о выплате ясака Сибирскому ханству.

XVI в. – правление “совета князей”: Бегбелий, Кихек, Аблегирим, Тагай, Печенег, Кошук, Алберган и Патлик.

1563 г. – Пелымские князья объявляют свою независимость от Сибирского ханства.

1572 г. – князь Бегбелий заключает союз с ханом Кучумом и нападает на владения Строгановых.

1580 г. – вторая “Строгановская война”; князь Кихек разоряет Чердынь, Соликамск и окрестные городки.

1582 – 1584 гг. – войны с казачьей дружиной Ермака; казнь Албергана (1584).

1594 г. – победа москвичей на Конде при содействии хантов и коми.

XVII в. – искоренение Пелымской династии: Аблегирим, его сыновья Тагай и Таусей и внук Учот “изведены” в плену у Московского государя. Сын Учота, Андрей Пелымский, получает разрешение вернуться на Урал в качестве наместника.

1609 г. – восстание под началом младшей ветви Пелымской династии: кондинские князья Агай, Колясим и Азипа; восстание подавлено в 1611 г.

1630 г., 1654 г. – второе и третье Кондинские восстания.

1680 г. – князь Кинча получает грамоту, утверждающую его в княжеском достоинстве.

XVIII в. – последнее “освободительное движение” под предводительством князя Сатыги и верховного шамана Нахрача.

1709 г. – учреждение Сибирской губернии, включающей вогульские селения.

1711 г. – крещение вогулов митрополитом Филофеем Лещинским.

1730-1750 гг. – первые “спецпоселенцы”: князь Меншиков, князь Долгорукий, граф Остерман и др.

1768 г. – жалованье землевладельческих грамот князьям Шешкину и Тайшину.

...

XX в. – коллективизация; развитие лесозаготовочной и нефтяной промышленностей на территории ХМАО.

1930-е гг. – учреждение Вогуло-Остяцкого АО (1930), строительство ИвдельЛага.

1939 г. – сорок сотрудников НКВД, отправившихся на Урал в поисках Золотой Бабы, пропали без вести в окрестностях горы Чистоп.

1959 г. – гибель туристической группы Дятлова на перевале Холат-Сяхыл.

1965 г. – основание поселка Тресколье.

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!