Святители Российстии, ученые мужи, святые люди, сподвижники и соратники Димитрий Ростовский и Филофей Тобольский - основатели духовного театрального творчества в России.

Императору Петру Великому необходимо было распространить свет христианства между инородцами недавно завоеванной Сибири. После совещания со святейшим патриархом Адрианом, он решил выбрать в более образованной тогда Малороссии, достойного человека - проповедника для язычников на Сибирскую кафедру. В 1700 году специальным указом он повелел митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому) - "поискать в малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог Божиею помощию исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога". Митрополит Варлаам не судил никого более достойным этой высокой степени, как архимандрита Димитрия (Туптало), известного ему по своей добродетели и учености. В 1701 году государь Петр I повелел призвать архимандрита Димитрия в Москву, где его рукоположили в сан митрополита и поручили принять Тобольскую митрополию и проповедовать в Сибири и Китае. Это назначение никак не устраивало Дмитрия Ростовского и по состоянию здоровья, и из-за написания труда - Жития святых (которому он в общей сложности посвятил почти 20 лет своей жизни с 1684 – 1705 гг.), требовало постоянного обращения к агиографическим источникам, которых в Сибири не было. Ему дозволено было остаться в Москве. Через год открылась вакансия Ростовской и Ярославской митрополии, на которую Димитрий и был определен в 1702 году. Д ля Сибирской кафедры нашелся достойный ему преемник в лице Филофея (Лещинского). 4 января 1702 года в Москве, архимандрит Филофей был хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали святитель Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.

Святитель Димитрий (Туптало)

 

Митрополит Ростовский, прославленный в лике святых. Церковный деятель, писатель, проповедник. Самый плодовитый и популярный из всех авторов, писавших на церковнославянском языке. До революции его сочинения переиздавались каждые пять лет. И сегодня его «Жития Святых» являются наиболее читаемой книгой православного христианина. По словам академика Лихачева, он был «последним писателем Древней Руси, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Полное собрание сочинений Дмитрия Ростовского содержит более полусотни томов, куда кроме богословских и церковно-исторических произведений входят духовные драмы, стихи, дневники и письма святителя.

 

По приезду в Ростов, святитель Димитрий учредил духовное училище при архиерейском доме из собственных доходов. Это было первое училище в великой России после московского. Оно делилось на три класса, насчитывавших до двухсот человек. Учащиеся ставили его драмы, исполняли сочиненные им духовные стихи. Еще на Украине Димитрий начал сочинять религиозные стихотворения и написал шесть драматических мистерий. Одна из них – «Успенская драма» – была написана, по мнению исследователей, на Украине, в конце XVII века и была предназначена для исполнения монахами и певцами в монастыре. «Плач на погребение Христово» - декламация, рассчитанная на отрока-исполнителя. В декламации «На Воскресение Христово» уже появляются 11 отроков, которые представляют зрителям орудия страстей: терновый венец, крест, гвозди. В ноябре 1701 года в Москве был поставлен спектакль "Ужасная измена". В Ростове 24 октября 1704 года спектакль "Венец Димитрию". Но первым духовным спектаклем ростовской школы была «Рождественская драма» — замечательное произведение русского духовного театра. Пьеса состоящая из антипролога, пролога, 18-ти явлений и эпилога, она по сей день остаются актуальной и интересной.

В Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра.

 

Святитель Филофей (Лещинский)

Митрополит Сибирский и Тобольский, прославленный в лике святых. Церковный деятель, миссионер, просветитель сибирских инородцев.

С вятитель Филофей, по прибытии на Сибирскую кафедру 4 апреля 1702 года, ревностно и самоотверженно приступил к многотрудному служению, вверенному ему Промыслом Божьим, и до конца жизни трудился на этом поприще. Архипастырская деятельность преосвященного Филофея высказалась в заботах и трудах его: 1) по образованию духовного юношества; 2) по устроению церквей и улучшению быта сибирского духовенства; 3) по борьбе с расколом и 4) в особенности по миссионерскому делу.

Храмов в епархии было недостаточно, не хватало и священнослужителей. В некоторых церквах из-за скудости средств и отсутствия необходимой утвари не совершались церковные службы. Усиливалось магометанство, подавляющее большинство коренного населения Сибири оставалось язычниками. Поэтому, особую тревогу митрополита Филофея вызывало отсутствие школ в Сибири. При архиерейском доме он основал школу по образцу Киевской и Черниговской духовных школ, было разрешено пригласить учителей из киевских и черниговских монахов. Тобольская архиерейская школа была второй провинциальной школой в России (первая — в Ростове Великом) для подготовки священнослужителей. Там обучались дети новокрещенных остяков (ханты), вогулов (манси) и тунгусов (эвенки).
Митрополиту Филофею Сибирь обязана также "устройством в 1704 году первого церковного хора из сосланных за неважныя вины казаков". С его именем связано начало театра в Сибири. Преподаватели и воспитанники Тобольской архиерейской школы ставили в нем духовно-назидательные пьесы. В рукописной летописи под 1727 сказано: «Филофей был охотник до театральных представлений, славные и богатые комедии делал, когда должно на комедии зрителем собратца, тогда он владыко в соборные колокола на сбор благовеем производил, а театры были между Соборною и сергиевского церквами и взвозу, куда народ собирался». Нововведение митрополита Филофея продолжили его приемники, некоторые из них были питомцами Киевской академии.

Два святителя: в Ростове - митрополит Димитрий, в Сибири - Филофей Тобольский, прибывшие из пределов Малороссии, несли подвиг проповеди и просвещения для народов Великой России. Ростовский и Тобольский театр является ярким примером того, как русская сцена рождалась из пьес на христианские и библейские темы, написанные святителями для семинаристов. Их творчество продолжали потомки. Оно остается актуальным и добрым примером для всех православных, занимающихся духовным театром.

Молите Бога о нас святители отче Димитрие и отче Филофее, чтобы детское театральное творчество развивалось на Алтае, радовало родителей, назидало зрителей и укрепляло православную веру в чистых детских душах. Аминь.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!