Восемь типов богатства



Третье божественное качество — это все типы богатства. Богатство

— это одна из величайших иллюзий, бытующих в мире. Логично предположить, что оно приходит к вам соответственно приложенным усилиям, хотя, на самом деле, вас им одаряют. Посмотрите на неравенство, существующее в мире. Почему одни рождаются в России, а другие в Америке, одни в Сомали, а другие в Китае? Почему у них разный уровень богатства?

Коммунисты задумывались об этом с давних времен. Коммунизм основывается на том, что все должны быть на одном уровне. Не должно быть ни богатых, ни бедных, все равны. Они считали, что все одинаковы, и богатство надо разделить поровну. Однако эта теория потерпела полный крах. Не так ли? Принцип совершенно логичен, можно сказать, замечательный принцип, но на деле он не сработал. Если бы Маркс и Энгельс восстали из гроба, они были бы потрясены тем, что произошло. Они бы переписали всю коммунистическую теорию!

Нет логического объяснения тому, что один рождается в Африке и должен страдать за кусок хлеба, в то время как в других местах хлеба столько, что его выбрасывают. Почему одни собаки живут в комфортных в домах, а другие бродят по улицам?

Богатство вы получаете как дар. И существует восемь типов богатства.

(I). Богатство как материальный комфорт.

Первый тип богатства — это богатство в обыденном понимании, то есть материальное богатство. Кто-то рождается в богатых семьях, кто-то в менее богатых. Родившись в доме Форда, ребенок получает состояние без всяких усилий. Почему же другой всю жизнь должен трудиться, чтобы заработать? Разве это не важный вопрос? Почему одни получают богатое наследство, а другие нет? Подрастающее поколение начинает обвинять родителей: “Мои мать и отец ничего мне не оставили. Они пили, веселились и промотали все деньги. Они мне ничего не оставили!”. Они злы на старшее поколение, которое ничего не накопило для них. Ведь происходит именно

Богатство в виде материального комфорта — это первый тип богатства.

(II). Здоровье как богатство

Просто иметь деньги недостаточно. Некоторые имеют много денег, но они не могут нормально питаться или у них нет времени на еду. У них может быть диабет или высокий уровень холестерина. Им приходится есть все протертое, они не могут есть жареного или того, что им нравится. Им приходится быть очень осторожными из-за язвы или других болезней.

У других — большой, прекрасно отделанный дом, просторная кровать, но у них бессонница, и они не могут спать. Какую пользу они имеют от этого богатства? Их богатство ничего не стоит.

Второй тип богатства — это здоровье. У некоторых нет денег, но у них достаточно еды и они здоровы. У них много зерновых и всего, что им нужно. Таковы многие семьи в Индии: у них нет денег, но много еды. Всякий, кто к ним придет, будет накормлен; они могут накормить целый город. Они хорошо спят. Это второй тип богатства.

(III). Удача как богатство (Виджая Лакшми)

Некоторые могут родиться в очень богатой семье, но чем бы они ни занимались, у них ничего не получается, даже самое простое. Третий тип богатства — удача.

Например, вы говорите такому человеку: “пойди купи в лавке йогурт”. Он в любом случае вернется без йогурта: “Магазин закрыт... Йогурта нет... Я не смог его достать”.

Третий тип богатства — Виджая Лакшми — всегда и во всем иметь успех, быть победителем.

Для того, чтобы иметь это богатство, не начинайте дело со слов “А вдруг получится?” Скажите себе: “Давай попытайся, а потом увидим!” Если человек перед началом нового дела всякий раз думает: “А вдруг не получится?”, и его мысли носят только негативный характер: “Это не сработает, это не получится”, то всю свою жизнь он планирует, и думает, думает, думает и беспокоится, беспокоится, беспокоится — и ничего не происходит. Жизнь кончается, а он ничего не добился. Это значит воспринимать жизнь слишком всерьез.

(IV) Отвага как богатство

Сделайте жизнь игрой. Идите вперед! Навстречу приключениям! Играйте. Никогда не думайте, даже в игре: “Выиграю я или нет? А что, если нет?” Если даже не выиграете, ну и что? Выиграете в другой раз! Играйте! Но если человек боится играть, совершать ошибки, что-то делать в жизни, то у него нет богатства, каким является отвага.

Отвага — это четвертый вид богатства. Недостаток отваги — это недостаток богатства. У человека может быть много денег, но если у него нет отваги, в жизни не будет ничего интересного. Проходит вся жизнь; ничего не происходит. Это никуда не годится. У другого человека денег может не быть, но посмотрите, какая в нем отвага, какая сила! Значит, он чем-то богат!

 

(V). Дружелюбие как богатство

Пятый тип богатства — дружелюбие, заботливое отношение к людям, чувство принадлежности. Вы можете обладать другими типами богатства, но если у вас нет чувства принадлежности, вы будете чувствовать себя стесненно. Если вы не в состоянии приспособиться к любой ситуации, вы будете чувствовать отчуждение.

Это можно наблюдать на большинстве званных вечеров. Многие богатые люди отправляются на званный вечер только для того, чтобы показать, как они богаты, но чувствуют себя там не на своем месте и сильно страдают. Сидя здесь, я могу видеть все званные вечера, происходящие в мире. “Это так забавно!” И это называется “званный вечер”?! Там вы найдете только засахаренное страдание. Все скованны, у людей нет чувства принадлежности, у них нет естественности. Их сердца не встречаются; люди общаются, отгородившись друг о друга внутренними щитами. Это как театр боевых действий. Званные вечера подобны площадке для состязаний или полю боя; все приходят со щитами. В этом нет никакого богатства. Вы знаете, насколько разочарованными бывают люди из аристократических семей? Они ужасно разочарованы! Это очень плохо отражается на детях, когда они видят такое лицемерие. Все движение хиппи здесь на континенте было всего лишь бунтом против этого напряжения.

(VI). Умения как богатство

 

Еще один вид богатства — это умения и таланты. Одни хорошо пишут, другие умеют хорошо убеждать, одержать верх в дискуссиях, третьи хорошо разбираются в музыке, четвертые играют на музыкальных инструментах, у пятых чудесный голос, шестые обладают большим кулинарным талантом, седьмые умеют воспитывать детей, знают, как управлять, девятые и т.д. обладают талантами в совершенно других областях.

Если бы мы добивались всего только благодаря приложенным усилиям, то сотни и сотни тех, кто изо всех сил старается чего-то достичь, обязательно бы этого достигли. Но так ли это на самом деле? Если бы все становились богатыми, только благодаря собственному труду, то сколько же миллионов людей должны были прекратить трудиться! Они уже должны были бы получить желаемое! Но нет, это не так!

(VII). Достоинство как богатство

Мир преподносит нам множество уроков, если только мы наблюдаем за ним с полным осознанием. Будьте непритязательны как трава, тогда ничто не затронет вас, никто не сможет вас унизить. В глазах Божественного истинные цари и царицы те, кто служит мирозданию. Ступайте как царь и будьте как слуга!

(VIII). Память об источнике как богатство

И восьмой тип богатства — это память о своем Источнике, о том, откуда мы пришли. Наша жизнь разделяется на фрагменты. Каждое воплощение — это фрагмент жизни. Они отделены друг от друга. Мы знаем только, что родились, мы даже не знаем, как. Мы вспоминаем себя где-то с трех-четырех лет. Наша память очень коротка; нам кажется, что жизнь только одна.

Мы не осознаем, откуда пришли. В тот момент, когда мы осознаем свой Источник и свое Бесконечное прошлое, вся наша жизнь меняется. Мы вдруг понимаем, что очень богаты. Это вызывает сдвиг в сознании. Вдруг мы осознаем: “О, да у меня на счету несколько миллио­нов”. Сразу изменяется даже походка. Это осознание Источника.

Нам даже не надо помнить все перипетии прожитых жизней, достаточно просто вспомнить Источник. Память об Источнике — великое богатство. Оно соединяет фрагменты жизни в единое целое, в один неделимый поток.

Таковы восемь типов богатства.

Дхарма

Четвертое качество Божественного — дхарма Слово дхарма очень трудно перевести. Можно сказать “праведность”, “природа”, можно сказать “полнота жизни”, “путь”, “цель”. Дхарма означает “то, что поддерживает”, то, что поддерживает жизнь, то, что поддерживает все мироздание. Дхарма — это то, что поддерживает всё вокруг на эволюционном уровни.

5. Мудрость

Когдазнаниеосновываетсянаглубокопрочувствованномсобсгвенном опыте, это мудрость. Такое знание идет не от головы, оно идет от самого Бытия, из каждой клеточки Бытия, из каждой его частицы. Когда знание становится с вами неделимым, это мудрость. Понимаете? Одни знания как приходят, так и уходят, а другие становятся вашей неотъелглемой частью. Без них вы не можете существовать. Это как дыхание. Когда знание глубоко, как само дыхание, — это мудрость.

Отрешенность

Отрешенность — это шестое качество Божественного. Понаблюдай­те, что происходит с вашим дыханием, что происходит с тем, что глубоко внутри вас. Замечали? Не тогда, когда вам приятно, а когда неприятно. Если кто-то делает вам комплимент, это не проникает глубоко, как часть вашего дыхания. Но когда вас оскорбляют, ках<дый вдох и выдох горит. Разве не так? Приятное тоже становится частью вас, но люди обычно сильнее спотыкаются на плохом, чем на хорошем. Конечно, когда вы любите, любовь тоже проникает глубоко внутрь вас, она становится вашей неотъемлемой частью. Если вам что-то нравится, у вас есть какая-то идея или система взглядов, это становится вашим дыханием. Некоторые очень преданны идее охраны окружающей среды, они думают об этом день и ночь. Кто-то увлечен каким-то проектом, этот проект становится его неотъемлемой частью, человек полностью погружен в него — и прекрасно.

Но отрешенность — это способность все отбросить и успокоиться. Многие не добиваются успехов при осуществлении своих проектов только потому, что слишком горячо желают преуспеть. Им не хватает способности отстраниться. Хотите вы этого или нет, каждый вечер перед отходом ко сну вы забываете о своих делах. Если вы этого не делаете, то не можете уснуть. Бессонница — это признак неспособности отвлечься. Беспокойство

— это тоже признак неспособности отстраниться, зацикливание на чем- то, неспособность отпустить. Разве не так? Отрешенность — это умение все отпустить.

За что вы так цепляетесь? Все равно вы уйдете. Вы думаете, что постоянно будете иметь ту же структуру, будете одеты в то же платье, в тот же костюм, в каком пришли? Это как клоун и администратор в цирке. Администратор выталкивает клоуна на арену и позволяет ему немного подурачиться. Если тот слишком разойдется, он выходит и выталкивает его за кулисы. Когда это происходит, ваше время вышло. Отпустите, пока вас не вытолкнули, не заставили отпустить; все равно придется отпустить.

За что можно держаться? Нельзя держаться даже за собственную форму, свое тело. А вы стараетесь удержать что-то еще! Разве не странно? Думаете, это вы управляете своим телом? Поверьте мне, ваше влияние на него - ноль. Нам бы хотелось управлять мыслями, чувствами, поведением других людей, мы стараемся управлять их жизнью. Как можно управлять чьей-то жизнью? Разве это не парадокс? Чем хуже мы справляемся с собой, тем больше нам хочется управлять другими. Но если человек умеет управлять собой, он не стремится управлять ничем и никем. Это освобождает. Это и есть Бхагаван. Отрешенность означает жить в полной свободе и давать полную свободу другим.

Но это понимают совершенно неверно, люди боятся: “Ах, моя жизнь выходит из-под контроля!” Какой контроль! Это величайшая иллюзия. На самом деле все происходит наоборот. Отпустив, вы начнете лучше управлять собой и собственной жизнью. Сама природа будет с вами. Если вы скажете: “Пусть дождь прекратится”, дождя не будет. Это — санкаль- па. Эго не контроль, это явление природы. Вот, что такое отрешенность, способность отпустить. “Все равно мне ничего не принадлежит, даже тело, мысли, эмоции, чувства — все это не мое. Они здесь лишь на время. Они сами приходят и сами уходят”. Разве не так? Нельзя все время быть одинаково несчастным. Хорошо, вы несчастны. Будьте несчастными. Но можно ли поддерживать в себе одну и ту же степень несчастья завтра и послезавтра? Вы можете принять это как вызов, бросьте кому-нибудь вызов. Человек, находящийся в самой глубокой депрессии на земле, не может сохранять одинаковую степень депрессии каждый день. Все чувства приходят и уходят.Однако ваша природа, которая есть покой и радость, удовлетворенность, остается такой вечно. Неважно, сколько раз вы приходите и уходите, сколько у вас было тел. Ваша природа остается прежней...

Отречься — значит жить в Настоящем Моменте.

Мы понимаем отрешенность совершенно неправильно. Именно она дает вам способность быть в настоящем моменте. Если вы не отречетесь, то не сможете быть в настоящем моменте. Понимаете? Это не значит ни о чем не заботиться. Люди отрекаются от чего-то, когда им что-то сильно не нравится. Они говорят со злостью: “Брось!”, и разочарованные бросают что- то, отбрасывают: “К черту!” Это не отрешенность. Это попытка удержать приводит к тому, что вы отпускаете, потому что больше уже не можете удерживать; вы вынуждены отпустить. Вы отпускаете с проклятиями.

Отрешенность приходит с мудростью. Если вы думаете: “Я буду счастлив, когда все это сделаю, и потом я отрекусь”, или “Я покончу с этим и тогда стану свободным” —• этого никогда не случится. Мудрость, отрешенность — это способность отпустить все, законченное и неза­конченное, при любых обстоятельствах в настоящем моменте. Представь­те, что вы читаете очень интересную, увлекательную книгу. Закрываете ее и отправляетесь спать. Что происходит? Вы можете заснуть? Замечали? Вы летите в самолете, смотрите фильм и вдруг говорите себе: “Нет, хочу отдохнуть”, — и закрываете глаза. Вы закрываете глаза, но вам снова хочется посмотреть, что происходит в фильме, и вы открываете глаза. Бывало с вами такое? Что-то вас искушает: “А что там?” Ум говорит вам: “Чепуха, хочу спать”. Вы закрываете глаза, дремлете минуту-другую и снова открываете, чтобы посмотреть, что происходит. Ум постоянно в бегах. Вы не можете затормозить. А способность отойти в сторону, снова и снова в любое время возвращаться к своему истинному Я и есть отрешенность.

В Гите есть пословица: “Na hy asammnyasta — sankalpo yogi bhavati kascana”. (Бхагават Гита, 6:2]) — “Ты не достигнешь йоги, пока в любой момент не оставишь все, что хочешь сделать, что делаешь, что сделано”. Без этого нельзя медитировать.

Например, вы садитесь медитировать, и начинаются мысли: “Завтра я сделаю то-то. На следующей неделе или в следующем месяце я проведу курс. Эта мысль тянет за собой следующую: “Это будет так-то и так-то”. Неважно, о чем вы думаете: об “Искусстве Жизни” или о завтрашнем меню, о походе в бакалейную лавку, — все, что угодно. Например, вы заранее готовитесь к отпуску, а когда приходит время отпуска, вы уже не получаете от него удовольствия. Разве люди так не делают? Они отправляются в хорошо спланированный отпуск, а там ссорятся со спутником или со спутницей, и все пропало. Затем они объясняют, что не хотели никого обидеть, но от этого только хуже!

Отрешенность. Хорошо. У вас грандиозные планы. Но забудьте о них и садитесь медитировать. В прошлом вы поступали великолепнейшим или, наоборот, ужаснейшим образом, и вот вы сидите и думаете: “Какой я молодец! или “Ах, что я наделал!” Если это беспокоит ваш ум, вы никогда не сможете медитировать. Оставьте все, что вы сделали. Оставьте все, что вы хотите сделать. Целиком и полностью будьте в настоящем моменте. Тогда наступает медитация, и тогда она состоится. С этим приходит сила одновременного пребывания в двух измерениях. Когда вы в молчании, вы бездействуете и, тем не менее, одновременно действуете. Вы среди хаоса, а внутри у вас мир и покой. Вы одновременно переживаете два противоположных состояния, и эта способность есть в зачаточном виде у каждого. Отрешенность.

Но отрешенность понимают совершенно неправильно. Отрешен­ность — это проживание каждого момента, освобождение ума. Это не лишает вашу жизнь веселья. Знаете, у людей об этом неправильное представление; они думают, что отречься — это жить как монах, а они хотят наслаждаться жизнью. Слово “отрешенность.” понимается с точностью до наоборот. Исказить это понятие еще больше уже невозможно. Оно искажено до предела. Всех пугает одно только это слово. Говорю вам: бояться нечего.

Исключите Отрешенность из числа шести Бхагаван, качеств Божественного: Присутствие, Слава, Восемь типов Богатства, Дхарма, Мудрость... Без отрешенности не будет полноты, а это опасно. Исключите мудрость и оставьте все остальное или исключите славу — бесполезно. Комплект составляют все шесть.

У расцветшего цветка есть все шесть лепестков...

 

 

Совершенство и несовершенство

Если вы ищите недостатки, то сможете их найти даже у Рамы и Кришны. Недостатков можно найти бесконечное множество. Если бы Кришна жил сегодня, он, наверное, много раз был бы подвергнут судебному преследованию за ложь, кражи и т. п. Он подвергся бы всем видам уголовного преследования за свои проделки! [смех]

Чем слабее преданный, тем чище должен быть Гуру. Арджуна не находил в Кришне никаких недостатков, поэтому его называют анасуйя; это означает, что он не видел в Кришне недостатков. Поэтому Кришна мог показать свою истинную форму только Арджуне. Хануман не видел недостатков у Рамы. Он был очень сильным. В жизни Будды мы не видим несовершенств. Будда жил чистой жизнью не ради себя, а ради всего мира, ради преданных.

Если в присутствии просветленного кто-то пьет или курит, в его сознании ничего не происходит — он всегда в состоянии блаженства. Знаете, почему люди этим занимаются...? Но когда вы осознаете, что вы, вы сами есть радость, то зачем вам этим заниматься! Вам это не нужно. Вы поднимаетесь надо всем. Само ваше тело уже не тело, это свет, а не тяжелый предмет; оно все — пространство. Жадность, зависть, похоть, злоба для вас не имеют никакого смысла. Ничто не имеет значения, будь это стремление обладать, имя, слава или состояние. Все, что от вас исходит, хорошо для всех, это благополучие для всех, все на нашей планете от этого счастливы. Именно об этом и говорил Кришна: “Невежественные люди думают, что я всего лишь кто-то. Они не видят, что я — свет”. Вы, сами повелитель пяти чувств и пяти стихий. Вы повелитель воды, земли, воздуха, эфира и огня. Этот наш осознанный ум выше всего. Когда вы находитесь в блаженном покое, ваш ум в полном покое, тело в полном покое, а тело и ум вместе — в состоянии блаженства.

Да, чтобы найти совершенство, посмотрите на совершенство повсюду в мироздании. Каждое действие совершенно, совершенен каждый предмет, все в мироздании на своем месте. При виде этого недовольный и хныкающий ум останавливается — и спокойно отдыхает. Когда ум находится в состоянии покоя, он соприкасается с Божественным, а это сердцевина бытия каждого из нас. Вся Вселенная — это пространство. Вы — пространство, а все прошлое как сон, оно пришло и ушло. Будущее - это сон, настоящее — сон. Когда вы пробуждаетесь, вы понимаете, что все — как сон.

Понимание несовершенства ведет к совершенству. Это очень тонкий момент. Понимая несовершенство, можно просто о нем размышлять: “Ах, я несовершенен!” Или, понимая несовершенство, можно захотеть его исправить. Можно просто видеть несовершенство, а можно сказать, что мир движется от меньшего совершенства к большему. Если вы немного не удовлетворены, это приемлемо. Это как соль в пище. Небольшая неудовлетворенность может двигать вас вперед. Однако слишком сильная неудовлетворенность может поколебать вашу веру.

Весь мир состоит из любви, и каждый из нас состоит из любви. Мы уже слышали это: все есть Бог, и все есть любовь. Но если все есть Бог, то куда движется жизнь? Жизнь движется к совершенству. Разве не так? Мы хотим совершенства. Существует три типа совершенства:

Совершенство действия/работы (крити/крия)

Совершенство речи (вашан)

Совершенство чувств/намерений (бхаав)

Некоторые очень хорошо поступают, но внутри у них недовольство и гнев. Хотя со стороны то, что они делают, выглядит чудесно, — это несовершенно. Другие могут лгать на словах, то есть их речь несовершенна, но они делают свое дело правильно или чувствуют себя правыми, те есть их чувства очень хорошие. Врач может сказать пациенту: “Не волнуйтесь, вы поправитесь”, однако это может быть неправдой, и врач это знает. Врач в некоторых случаях лжет. Его речь несовершенна, но намерение, которое за этим стоит, совершенно. Например, маленький ребенок спрашивает свою мать, откуда взялся его новорожденный брат. Мать отвечает, что она его купила. Мать солгала ребенку — ее речь может быть несовершенной, но стоящее за ней намерение совершенно. Если кто-то лжет намеренно, то несовершенно чувство. Речь несовершенна, и действие тоже отразит это несовершенство. Предположим, кто-то совершает ошибку, и вы, глядя на это, сердитесь. В этом случае вы не лучше того, кто совершил ошибку, потому что у него несовершенным было действие, а у вас несовершенными стали чувства.

Действие не может быть совершенным никогда. В любом действии будет изъян. Но когда несовершенным становится чувство, это остается дольше, потому что теряется внутреннее совершенство. Что вы делаете, если видите несправедливость в отношении кого-либо? Если вы вскипаете при виде несправедливости, то вы становитесь еще более несовершенными. Сохраняйте внутреннее совершенство хотя бы в речи, чтобы можно было справиться с несовершенством снаружи.

Самое главное — это внутреннее совершенство. Обычно получается, что мы переходим от одного несовершенства к другому. Возьмем, к примеру, жадность. Если вы сердитесь на чью-то жадность, вы так же несовершенны, как и он, потому что взращиваете в себе нечистоту, — вы просто изменяете оттенок нечистоты. Изменение или искажение не привносит совершенства. Обычно так поступают все. Вожделение становится гневом, гнев становится завистью или жадностью, высокомерием, обманом. Мы меняем одно несовершенство на другое. Любой ценой сохраняйте свой ум. Для этого нужно понимать, что любое действие осуществляется благодаря его исполнителю. Анализируя разные действия, вы находите несовершенства. Не позволяйте этим несовершенствам войти в ваше сердце или в ваше Бытие, иначе вы будете сердиться. Даже у борцов за права человека из-за гнева внутри все смешивается. Гнев ничем не лучше вожделения, а зависть хуже, чем гнев. Вы думаете, что какие-то из этих шести несовершенств не так страшны как другие, но это не так.

Содержать ум в чистоте, не обращая внимания на мелочи, позволяет садхана. Когда кто-то оскорбляет вас или бранит, его речь несовершенна, но не думайте, что его чувства тоже несовершенны. Не усматривайте намерения в ошибках людей. Когда мы приписываем намерение ошибке другого человека, то ум привносит еще больше нечистоты. Замена одной нечистоты другой ничего не делает чище, это тоже викара, искажение. Пракрити и викрити: все мироздание состоит из природы и искажения природы. Гнев — это не наша природа, а искажение нашей природы. Мы называем гнев, жадность, вожделение и ревность нечистыми, хотя они присутствуют в природе и являются частью мироздания. Мы называем их искажениями потому, что они не позволяют нашему истинному Я сиять в полную силу, они затмевают искренность, природу истинного Я.

Грех не заложен в нашей природе, и люди не рождаются в грехе. Грех — это всего лишь морщинка на ткани. Ткань необходимо тщательно поутюжить, разгладить морщинку. Вожделение считается грехом, потому что в вожделении вы не считаетесь с другим человеком, не уважаете в нем жизнь. Вы делаете его объектом наслаждения. Вы не видите его истинного Я.

Любовь противоположна вожделению, потому что в любви есть смирение. Вы рассматриваете другого человека как Божественное, стоящее выше пас. Вы поднимаете материю на уровень духа. Идол, которому вы поклоняетесь, всего лишь камень, материя, но когда вы его почитаете, он становится живой реальностью. Вы вдыхаете в него жизнь. Вы поднимаете его на уровень Бога. Любовь — это движение к совершенству.

Когда вы сердитесь, вы теряете центр, теряете правоту своего Я. Вы снова сосредотачиваетесь не на Божественном, не на бесконечном; вы снова опускаетесь до мелочей. Поэтому гнев — это грех.

Завидовать и обвинять — это тоже грех. Обвиняя, вы не признаете истинное Я единственным в мире делателем. Вы ограничиваете маленький ум произошедшим действием. Это очень глубокое знание. Будьте благодарны за качества, которыми вы наделены, потому что это не ваша заслуга. Эти качества зависят от той роли, которую вам поручено сыграть. Предположим, вам дали роль злодея, и вы играете ее безукоризненно. В этой роли вы, злодей, всегда знаете, что должны играть роль злодея. “Это только роль, и я в ней очень искренен”.

На Санскрите есть пословица, в которой говорится, что в первую очередь надо почитать дурного человека, а не хорошего, потому что дурной человек на своем примере учит вас не совершать ошибок. Не надо ненавидеть преступника, находящегося в тюрьме, он сослужил великую службу. Не надо ненавидеть наркомана, он преподносит вам урок. Когда вы осознаете эту главную истину, ваше внутреннее совершенство упрочится. Тогда ничто на этой планете не сможет поколебать ваше внутреннее совершенство.

Чтобы речь была совершенной, надо смотреть, что за ней стоит. За речью стоят чувства. Если вы считаете, что кто-то бесчестен, вы сердитесь и тогда становитесь еще более несовершенными. Психологи говорят, что у нас глубоко внутри находится страх, чувство вины и гнев. Поверьте мне, они ничего не знают об уме или сознании. Знайте, что глубоко внутри иы есть источник блаженства, источник радости.

Всякая эмоция, всякое чувство ведут вас к глубочайшему совер­шенству, внутреннему расцвету. Не ищите совершенства в действии. Во время операции врач скальпелем разрезает желудок, но его намерение безукоризненно. Во время операции пациент может умереть, и это указывает, что в любом действии может быть изъян. Даже когда вы подаете милостыню, это отрицательный поступок, потому что вы снижа­ете самоуважение и самооценку человека, которому вы подаете.

Итак, все действия имеют свои собственные изъяны. Совершенство в чувстве возможно, совершенство в речи возникает с высокой степенью вероятности, совершенство в действии тоже возможно. Даже если вы встречаете на своем пути викрити, не верьте им, они всего лишь морщинки на ткани. Если вы придаете значение чьему-то гневу, вожделению или жадности, то в какой-то момент это займет постоянное место не только в уме того человека, но и в вашем уме. В этом разница между человеком и животным. Например, животное совокупляется, а больше не думает об этом до следующего сезона. Человек же думает об этом постоянно. Об.этом в нескольких случаях говорит Кришна: “Что случилось с твоим умом? Если ты будешь взращивать эти викары у себя внутри, они будут превращаться из одной нечистоты в другую и постоянно множиться внутри тебя. Расслабься! Знай, что ты — только исполнитель, а с мире все происходит само по себе”. Только так можно оставаться в своем центре.

 

Суровые времена

Бхагавад Гита появилась в суровые времена... и служит нам до сих пор. Разве не так? Кришна начал обучать Арджуну на поле битвы. Он не обучал его, когда все было в порядке, да и Арджуна был не готов его слушать, он думал, что Кришна просто его друг. Но когда наступили суровые времена, знание и мудрость стали необходимы. Именно в трудные времена необходимы устойчивость, спокойствие и ясность ума, чтобы понимать вегци, как они есть, и поступать мудро. Это знание в такое время пришло для всего континента (а возможно и для всего мира)..., и мы все егце пользуемся им.

Теперь давайте посмотрим, что нужно, чтобы извлечь пользу из суровых времен. Прежде всего, надо признать, что это трудные времена, и принять это. Когда мы отрицаем суровые времена, мы живем утопией, п поэтому не можем найти решение проблем. Поэтому первое — это признать; второе — принять. В тот момент, когда мы соглашаемся, что времена суровые или ситуация тяжелая, наши чувства успокаиваются. Мы не спрашиваем: “ПОЧЕМУ времена трудные?” Вопрос “почему?” в отношении того, что происходит, бесполезен! Это как после смерти! Это не помогает улучшить ситуацию в настоящий момент. Поэтому принятие этого как данности дает спокойствие и устойчивость ума. Когда эмоции успокаиваются, вы способны лучше думать, потому что одна и та же энергия в нас действует либо как эмоции, либо как мыслительный процесс. Поэтому, если мы растрачиваем свою энергию на эмоции, расстраиваясь по поводу трудных времен, то теряем способность использовать это время для созидательного мышления и выработки решенений проблем. Поэтому принятие — это второе, что нам нужно сделать.

Однако, принимая, вы не должны оставаться пассивными: “Ладно, пусть так... оставим это на волю Божью...”. Такое пассивное принятие не годится, надо действовать! Творчество. Вам нужна ясность и острота ума, присутствие ума. Какие изменения вы хотите произвести, как вы хотите воспользоваться ситуацией?

В Бхагавад Гите была подобная ситуация: сначала Арджуна не хотел принять. Он сидел на полу и дрожал; супергерой, который ни разу в жизни не плакал, рыдал перед Кришной: “Нет, я не могу!” Тогда Кришна сказал: “Вставай! убери из сердца слабость! Сбрось мусор чувств, который ты носишь в голове!” Он подстегнул его эго словами: “Что подумают о тебе люди? Ты можешь справиться с этой ситуацией! Вставай же!” Вам приходилось наблюдать такое? Подростки, молодежь, дети... Они плачут, если упадут, но если их подбодрить: “Ты ведь супермен, для тебя это пустяк!” — плач прекращается. Возникает внутренняя сила. Если постоян­но говорить им: “Ты никуда не годишься, от тебя никакой пользы”, то эта энергия, эта внутренняя способность не найдет выражения. Поэтому нам надо стимулировать уверенность в себе, самоуважение.

Сегодня в Индии нам не хватает самоуважения. Мы требуем все из-за рубежа, мы с гордостью говорим: “Это сделано в Японии, в Нью-Йорке” или еще где-нибудь, хотя точно такие же вещи производятся и у нас. В основе такого отношения лежит недостаток самоуважения. Если вы не хотите, чтобы кто-то творил, отнимите у него самоуважение. Он станет подобным растению. Уверенность в себе, самоуважение — это то, что поддерживает творческие способности в трудные времена.

Но как же воспитать уверенность в себе? Будьте проще! Мне нравится приводить в пример один случай. Джентльмен из Англии, специалист в области садоводства, приехал в наш Ашрам в Бангалоре. Он сказал мне: “Гуруджи, я разобью цветник!” Он привез разные семена и рассаду, горшки, перегной. Он потратил много денег, изо всех сил трудился, но через три-четыре месяца увидел, что почти ни одного растения не выросло! Затем один крестьянин из Канакапура взял те же семена и просто разбросал их по земле, и выросли чудесные цветы! Беспокоясь о том, чтобы все получилось наилучшим образом, англичанин внес больше удобрений, больше поливал, чем было необходимо! Поэтому в почве создались такие условия для семян, что они не взошли. Однако простой крестьянин, не садовник и не специалист, смог вырастить цветы. Будьте готовы учиться на простом, у простых людей, даже у ребенка. Готовность учиться может воспитать в вас творческое начало и уверенность в себе.

В смутные времена в уме не должно быть смуты. Время может быть смутным, но если смута в уме, ум не сможет извлечь выгоду из ситуации, и даже наоборот! Как говорится в Гите, этот мир есть “анитхья” — полон перемен. В этом мире меняется все. Не думайте, что радость находится здесь, в предмете, в веществе, в ситуации, во времени. Радость — это вы! И достигнув этого понимания, идите вперед, работайте, действуйте! “Йога” означает умение действовать. Когда все гладко, не надо особых умений, не так ли? Когда вам нужны умения? Когда дела идут не так, как вы хотите, когда времена не столь благоприятны. И как развить такие умения? Этот способ называется “йога” — объединение тела, разума, дыхания.

Понимаете, сейчас я говорю... Кто из вас действительно понимает, о чем я говорю? Вы замечаете, что когда ум занят заботами, вы слышите мои слова, но они просто уходят. В сущности, они не доходят до вас! В уме застревает простая мысль... Вы все здесь? Каждый? Когда я замолкаю, вы становитесь более внимательными, правильно? Замечали? Управление собственным умом — это умение! Это и есть йога. Управление собой — это как вождение автомобиля. Когда вы ведете автомобиль, вам нужно внимательно следить за тем, чтобы ехать туда, куда вы хотите.

Для того чтобы извлечь преимущества из суровых времен, требуется присутствие ума. Знаете, даже само слово “преимущество’’ показывает недостаток внимания к нуждам других. Мы могли бы скорее сказать “лучшее использование ситуации”. В любом случае, кратковременное преимущество бесполезно — это страдание. Вы знаете, в чём критерий добра и зла? Добро — это то, что дает долгосрочное улучшение при кратковременных проблемах, а то, что неэтично, вызывает долгосрочные проблемы при кратковременной выгоде. Поэтому, если вы извлекаете преимущества из смутного времени, обратите внимание, какая будет выгода: краткосрочная или долгосрочная, иначе то, что называется преимуществом, обернется потерей. Такая ясность видения очень важна.

И, наконец, интуитивное понимание... Если у вас не хватает интуи­ции, вы не сможете действительно добиться успеха! Интуиция — это не сухое мышление, это соединение способности чувствовать инстинктивно, эмоций и интеллекта. Антаргьян — интуитивное понимание; нужно немного музыки и немного логики. Когда в нашей жизни наступает баланс, у нас появляется способность развивать интуитивное понимание.

И больше улыбайтесь! Когда вы начинаете больше улыбаться, вы видите, что приходят интуитивное понимание, творчество, сострадание, чувство принадлежности — все эти добродетели, которые так вам дороги...

 

Ощущение Присутствия

Только те, кто имеет глаза, видят, и только те, у кого есть уши, слышат. То, что надо увидеть, нельзя услышать. Жизнь имеет пять измерений или пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Но есть и егце одно измерение, которое выпадает из поля зрения, и это Ощущение Присутствия. Свет нельзя услышать; его надо увидеть глазами. Звук нельзя увидеть, его надо услышать ушами. Точно так же, Присутствие надо почувствовать сердцем.

Бог — это не объект чувственного восприятия, но чувство чувств, присутствие присутствия, звук безмолвия, свет жизни, суть мира и вкус блаженства. И наша человеческая жизнь обогащается только тогда, когда мы можем пережить это шестое чувство бытия, чувствования.

Если вы в депрессии и не можете из нее выйти, вы распространяете вокруг себя частицы депрессии. Эти ионы депрессии заражают окружаю­щее пространство. Когда человек попадает туда, где вы побывали, даже если вы уже покинули это место, он без видимой причины чувствует себя подавленным. У вас было такое? Вы входите в комнату и вдруг чувствуете гнев. Несколько минут назад все было в порядке, но как только вы входите, вами овладевает гнев, скованность, и напряжение.

Сегодня много говорят об окружающей среде. Куда ни посмотри, везде работают специалисты по охране окружающей среды. Говорят об охране лесов, об озеленении, о переработке отходов, пластмасс и о более полном использовании природных и органических веществ. Несколько лет назад этот вопрос вообще не стоял, не правда ли? Сейчас все народы совместно приходят к пониманию необходимости спасти планету Земля. Но подобно тому, как мы загрязняем землю и воду, мы загрязняем тонкую среду чувств и эмоции.

Человек стал жертвой своей среды. Он не управляет своим умом, он жертва окружающей среды и общего напряжения в среде. Разве не так? Мы загрязняем свою среду очень тонким способом, через свои отрицательные эмоции. И чтобы очистить среду, нужно довольно много времени. То, что иногда вы чувствуете напряжение, иногда негативность, иногда сомнения, - неизбежно. У вас может быть плохое настроение, это бывает. Никто этого не хочет. Но что мы делаем, когда такое случается? Мы много слышим о других явлениях жизни, однако мы совсем мало времени уделяем тому, чтобы послушать о себе. Как справиться со своим умом? Как жить в настоящем моменте? Как быть счастливым и благодарным? Этому мы не научились, и это печально. Тогда где же решение? Именно в этом нам не хватает основополагающего принципа, который управляет окружающей нас средой, нашими эмоциями и нашей жизнью вообще. Наше тело имеет способность гораздо дольше поддерживать вибрации блаженства и покоя, чем отрицательные эмоции, потому что позитивность находится в центре нашего бытия. Структура атома, в центре которого находятся протоны и нейтроны, а электроны только на периферии, такая же, как наша жизнь: в центре нашего бытия — блаженство, позитивность и радость, но его окружает облако отрицательно заряженных ионов. С помощью дыхания мы можем легко и быстро преодолеть отрицательные эмоции. Посредством медитации и определенных дыхательных практик можно очистить это облако негативности.

Я думаю, что в будущем будет введено правило, согласно которому, любой, кто находится в депрессии, будет оштрафован! Штраф в десять тысяч рупий за депрессию! А потом вас попросят пойти подышать и помедитировать, чтобы освободиться от депрессии, не глотая таблеток. Что в жизни есть такого, из-за чего надо впадать в депрессию? Все равно вы здесь всего несколько десятков лет, всего несколько лет на этой планете.

И вы можете быть счастливы столько, сколько вы находитесь здесь.

Жизнь открывает перед вами множество возможностей. Вы можете убедиться в этом, взяв небольшой отпуск, чтобы оздоровить душу. Ваша душа истосковалась по вашей улыбке. Если вы сможете дать ей это, вы будете весь год полны энергии, и ничто не сможет лишить вас улыбки.

Каждый хочет добиться в жизни успеха Но вы хотите быть успешными, не зная, что такое успех. Каковы признаки успеха? Разве успех — это иметь много денег? Почему вы думаете, что деньги означают успех? Потому что деньги дают вам свободу, и вы можете делать все, что хотите. Вы можете иметь крупный счет в банке, но у вас болит желудок, у вас язва, а может быть, вам необходима операция, или вы не можете делать что-то по медицинским показаниям, не можете есть то, что вам нравится. Мы тратим половину своего здоровья на то, чтобы заработать состояние, и половину состояния на то, чтобы вернуть здоровье. Разве это не смешно? Это ли успех? Это очень плохая математика.

Посмотрите на тех, кто претендует на успешноеть: разве они успешны? Нет, они несчастны. Тогда что же есть признак успеха? Признак успеха - это переполняющая вас радость. Это уверенность в себе, сострадание, великодушие и улыбка, которую никто не сможет забрать, это ощущение настоящего счастья и способность быть свободными. Таковы признаки успешного человека.

Отойдите на некоторое время от дел, чтобы окунуться вглубь себя самого и успокоить ум, стирая все впечатления, которые мы несем в своем уме, и на собственном опыте ощутите Присутствие, Божественное, которое есть сама сердцевина нашего Бытия!

 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!