Вопрос 33. Философские взгляды В.И.Ленина
Владимир Ильич Ленин (1870-1924) — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием стали называть марксизмом-ленинизмом.
В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX-XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Труды: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1893), «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Философские тетради» (1914-1915), «Государство и революция» (1917), «Великий почин» (1919).
Уделял вниманию дальнейшему развитию диалектического материализма, разработке теории познания. Развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности. Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания («Философские тетради»).
|
|
Выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.
Вклад в развитие марксистского учения о практике. Он показал, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.
Теоретическое осмысление великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX — начале XX вв. Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.
В трудах Ленина дальнейшее развитие получила социальная философия марксизма, что обусловлено переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства — Советской России. Ленин неоднократно отмечал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».
|
|
Оригинальная идея: учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности «критически мыслящей» личности. Такому подходу Ленин противопоставлял свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подверг критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. По его мнению, огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считал господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях да и в отношениях между собой и как результат — неравенство экономического положения различных стран, что в свою очередь способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем — и формированию революционной ситуации. Однако происходит это во всех странах не сразу, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.
|
|
Идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция представляет собой один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов, в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: «Основной закон революции подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда «низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса». По Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.
|
|
Идея об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем — социалистической и капиталистической – как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.
Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!