Концепция развития общества.



Формационный подход, предложенный К. Марксом. Его суть заключается в том, что в социальный организм людей связывают производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций(ОЭФ), как этапов мировой истории. Понятие общественно - экономической формации фиксирует то общее, что присуще различным странам на определённых ступенях развития. Каждая ОЭФ включает в себя базис и надстройку. Базис – это совокупность производственных отношений, существующих в каждую конкретную историческую эпоху. Надстройка – совокупность идей, отношений, определяемых базисом. Базис и надстройка – это парные категории, базис порождает надстройку, а та, в свою очередь, воздействует на базис.

Цивилизационный подход.

Основные его представители – А. Тойнби и О. Шпенглер, Н. Данилевский

Данилевский отрицал существование человечества как целого, как единой цивилизации, признавая реальными субъектами исторического процесса лишь отдельные культурно-исторические типы, народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими заимствованию.

Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе, друг с другом и внешней средой проходят определенные стадии: от этнографической стадии к государственному и от государственного к цивилизованному. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

Тойнби, рисуя схему развития цивилизации, выделяет в них несколько стадий:

1. возникновение цивилизации:

2. рост цивилизации

3. 3.надлом, во время которого правящая элита, оказавшись неспособной к творческим решениям, стремится сохранить свое лидерство путем насилия

4. распад цивилизации. В этот период возникают войны между государствами, чаще случаются стихийные бедствия, гражданские войны между правящим меньшинством и отчужденным от власти большинством, которое Тойнби называет «внутренним пролетариатом».

Но к концу жизни Тойнби уделяет все больше внимания межцивилизационным контактам.

Типы общества.

Характеристика традиционного общество

В периодизации истории человеческого общества оно занимает самый длительный отрезок времени. Оно включает в себя: первобытное общество, рабовладельческое общество и феодализм.

Основные черты традиционного общества

1. доверие и подражательность;

2. прошлое господствует над настоящим, а будущее подгоняется под прошлое;

3. преобладание нравственно-религиозных ценностей над ценностями инструментальными, т.е. традиция, отсекает всякие новшества и оценивает инициативы как вредное отклонение.

4. Традиционное общество характеризуется геронтократией – чем старше, тем мудрей.

5. традиционное общество – это закрытое общество, человек в традиционном обществе не имеет возможности перемещаться в рамках сложившейся кастовой и сословной системы.

6. Отношения между людьми пронизаны личной преданностью и зависимостью;

7. Традиционное общество выстроено как жесткое целое. Человек значим лишь постольку, поскольку он вносит вклад в целое.

8. В традиционном обществе всегда существует идея общего блага. Например, в античном обществе благо – это интересы античного полиса, а в средневековом обществе Благо – это Бог.

9. Бытие традиционного общества отличается неспешностью. В нем господствует аграрный естественно-циклический уклад жизни, слабо развит институт частной собственности.

Характеристика индустриального общества

Индустриальное общество – второй тип общества. Оно возникает в конце 18 века при переходе от ручного труда к машинному.

Основные черты индустриального общества:

1. Символ индустриального общества – паровая машина. а сущность – массификация. Это не только скопление массы людей в городах, но это еще масса товаров, услуг, сообщений.

2. макрофилия, т.е. любовь ко всему большому

3. Концентрация. Т.е. сосредоточение все большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных предприятиях.

4. Централизация – объединение нескольких предприятий в одно, создание крупных финансово-промышленных групп.

5. Синхронизация – выражается в согласовании времени – семья, человек подлаживаются под ритм фабрики, которая навязывает людям определенный образ жизни.

6. индустриальное общество – самое «грязное» общество. так как именно в этот период гигантски захламляется природа.

7. Главные ценности индустриального общества – свобода и вера в прогресс

Постиндустриальное общество

Его рассвет ожидается в середине ХХI века. Символ такого общества - компьютер. Главный ресурс – информация. Главная цель – всестороннее возвышение индивидуальности человека.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!