Средневековая философия
1.Особенности с.ф.
2 Патристика.Августин
3 Схоластика. Ф.Аквинский
Своеобразие средневековой философии — в ее связи с теологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждыми античному религиозно-мифологическому мировоззрению. По этой причине средневековая философия начинается с момента, когда философия сознательно используется для обоснования теологии (патристика) и заканчивается, когда союз между философией и теологией распадается (схоластика). Это означает, что история средневековой философии начинается с 1-11 вв. и заканчивается в XV в.
Раннее христианство (30-х годов I века — II в. н. э.) — формирование христианской догматики: договор Бога с еврейским народом (Ветхий Завет), договор Бога со всеми народами (Новый Завет). Ведущая идея — истины веры выше истин разума и противоположны им.
Согласно Библии, земной мир сотворен Богом из «ничего» (идея креационизма). При этом Бог и мир принципиально различны. Бог — причина мира, его благо и цель, источник всякой мудрости. Бог непознаваем, может быть предметом только веры. Мир — несовершенное создание в сравнении с Богом, множество единичных, самих по себе не связанных вещей, место наказания-и испытания человека.
Библия породила и оставила нерешенными множество фундаментальных теоретических антитез: вера—знание, совершенное—несовершенное, благо—зло, необходимость — свобода воли, единое—множественное, душа—тело.
|
|
В зависимости от этапов синтеза христианской догматики с философией выделяют два крупных периода средневековой философии — патристику и схоластику.
Патристика (I-VII вв., от лат. раtеr — отец) — период объединения отцами церкви христианской догматики с философией Платона. Ведущая идея патристики — истины веры выше истин разума, но им не противоположны. Основные мыслители этого периода — Филон Александрийский и Аврелий Августин.
Схоластика (IХ-ХV вв., от лат. scholasticus — школьный) — период «университетского» философского обоснования христианской догматики. Философия Аристотеля была официально признана более богоугодной, чем философия Платона. Ведущая идея схоластики — истины веры выше истин разума, но они автономны. Основные мыслители этого периода — Фома Аквинский, Дуне Скот и Уильям Оккам.
Ведущая проблема всей средневековой философии — согласование Священного Писания (Библии) с научным и философским знанием, превращение теологии в высший вид знания о мире.
Схоластов часто делят на направления в зависимости от того, как они отвечают на вопрос «Где и как существуют общие понятия (универсалии, формы вещей)?»:
|
|
□ Реалисты — универсалии, будучи мыслями Бога и прообразами вещей, существуют до вещей и вне вещей как их прообразы и причины.
□ Номиналисты — универсалии существуют в уме в виде простых знаков (имен) классов сходных вещей.
□ Концептуалисты — универсалии существуют в уме в виде понятий, отражающих существенные свойства вещей.
Патристика
Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.
Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.
|
|
Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:
теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;
|
|
ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.
Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась 1) проблема человека и его устройства в мире. Однако если представители кинизма, эпикуреизма и стоицизма возлагали обязанность устройства в мире на личность и усматривали в ее деятельности средство для этого, то христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” — читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.
Решение основной проблемы отношения человека к внешнему миру, к Богу и другим людям требовало философского анализа и других проблем. Существенной здесь была 2) проблема соотношения знания и веры. Приоритет отдавался вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, — 3)это проблема о свободе воли. При этом одни средневековые философы отрицали свободу воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога. Люди, неполно постигая мир, могут заблуждаться и грешить. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.
Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема 4) добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.
Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.
В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.
Затрагивалась в трудах христианских философов периода патристики антологическая проблематика и проблемы теории познания. Христианские мыслители не сомневаются в реальности существования мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется величие создателя.
Аврелий Августин (354-430) — теолог, епископ, творчество которого принято считать вершиной патристики. Принял христианство после длительного периода духовных исканий и преодоления сомнения в возможности познания Бога. Считал философию Платона более всего подходящей для обоснования существования Бога. Основное сочинение — «О Божьем граде».
Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!