Тема. Гонения на христиан в Римской империи в 1-4 веках



В 27 году до Н.Э. становится императором Август.

Наступают имперские времена, когда во главе стоял один человек (принципат), но сохранялся Сенат (форма правления – принципат).

Династия Августа заканчивается в 68 г. после Рождества Христова со смертью Нейрона.

До 81 года идут междуусобные годы, которые заканчиваются приходом императора Домицаном.

В 98 году приходит династия Антонино.

После Августа были династии по наследству, а дальше те, кто победит.

Римские Императоры

Годы правления Император Отношение к христианам
63 – 44 гг. до Р.Х. Цезарь  
Династия Августина
27 г. до Р.Х. – 14 г. после Р.Х. Август  
54 – 68 гг. Нерон  
81 г. – 96 г. Домициан  
Династия Антонино (98 – 192 гг.)
98 г. – 117 г. Троян (династия Антонино)  
117 – 138 Адриан  
138 – 161 Антонин Пий  
161 – 180 Марк Аврелий  
180 – 192 Камод  
Династия Северов (193 – 235 гг.)
193 – 211 Сипкимий Север  
211 – 217 Караль  
222 – 235 Александр Север  
Эпоха солдатских императоров
235 – 238 Максимин Прокивец  
249 – 251 Детций  
253 – 260 Император Валериан  
     

 

Религия сходит на нет. Начиная с правления Августа начинается культ императора (считали полубогом).

В Риме распространяются религиозные учения с востока (синкретизм).

Первое время римляне на разделяют иудеев и христиан. Начинают различать после крушения Иерусалима в 70-м году (без Иерусалима не могла совершаться ветхозаветная вера).

Причина гонений.

1. Общественные

Восприятие христиан в обычном населении было полно недоразумений, предупреждений, а также всевозможной лжи.

Зачастую наблюдался раскол внутри семьи (христиане и язычники).

Замкнутая и изолированная жизнь христиан рассматривалось обществом подозрительно.

2. Религиозно-государственные

Служение богам рассматривалась в Риме как государственная обязанность. Религия имела государственный статус.

У христиан не было храмов. Они не чтили языческий культ.

Иудеев римляне не трогали, так как их вера была древней (римляне почитали древность) и национальной.

Римляне не были против поклонения Христа, но одновременно просили поклоняться языческим богам.

3. Политические

Возрастал культ императора. КИ вместе с поклонением языческим богам был выражением государственными. Люди, кто не чтил становись политическими преступниками.

Когда арестовывали христиан им предъявляли следующие обвинения: тайное общество; противление государственной религии (негативное отношение к богам); не почитание культа императора.

Римский закон наказывал не убеждения, а действия. Нельзя было не приносить жертв (а обсмеять богов можно было).

Гонения

Время первого гонения императора Нейрона 19 июня 64 года в Риме начался сильный пожар. Римский историк Тацин сообщает, что сам Нейрон поджег Рим. Недовольства потребовали Нейрона действовать и он обвиняет христиан. Их вешали, поджигали, как уличные фонари, выводили на арену. Гонения были в Риме.

Закончились в 68 году со смертью Нейрона.

В 96 году император Домициан начал гонения и на христиан и на иудеев (при этом до этого 5 лет правил без гонений). Большего всего гонения были в малой и средней Азии.

98 г. – 117 г. правил император Троян из династии Антонино (ему писал письмо в 112-115 году Плиний Младший о христианах – см. выше). Ответ: специально искать не надо, но если на них доносят (не анонимно), то допрашивать их. Если совершают жертвоприношение и отказываются от Христа отпускать на свободу, а если нет – казнить.

Сложная бюрократическая процедура уменьшила гонения на христиан, а народ устраивал погромы христианам.

В 117 – 138 гг. правил император Адриан. Характер действия относительно христиан: император Адриана находится в рамках своего предшественника. Судить только в суде.

При гонениях при Адриане постардали святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Антонин Пий (138 – 161). Продолжал политику своего предшественика в отношении христиан.

Во время его правления пострадал Поликарп Семейский.

Марк Аврелий (161 – 180). Христианство признавалл опасным. Издаются новые законы. Римская власть приказывала не только наказывать, но и искать. Марк Аврелий разрешил пытки. Возродил политическое доносительство против христиан (вознаграждение – имущество христианина). Не спасало даже отречение от Христа.

Камод (180 -192). Наступили более-менее спокойные времена. Христианство стало появляться при дворе. Предыдущие постановления не исполнялись в областях. Гонения продолжались, не искали христиан, власти не проявляли инициативу. Стали появляться первые храмы.

Приходит новая династия Северов. Религиозный синкретизм. При последнем императоре христианам стало особенно легче.

Сипкимий Север (193 – 211). Гонения начались в 203 году. Христианин Крокул исцелил императора.

Не позволял распростронянию христианства за счет ограничения вступления новых христиан.

Караль (211-217). Гонения в Северной Африке и достаточно ограничено. В его правления начинают создаваться и распространяться римские катакомбы. Император их не трогал и не разрушал.

Александр Север (222-235). Не только терпимо относился к христианам, более того он ставил в пример христианскую практику назначения священников. Даже хотел построить христианский храм и Христа приобщить к богам.

Эпоха солдатских императоров

Максимин Прокивец (235 – 238). Из ненависти к предшественнику начал гонения на христиан. Наносили удар на духовенство.

Детций (249 – 251). Одно из наиболее жестоких гонений, которые носили всеобщий характер. Причины гонений: враждебное отношение населения к христианам; постоянные войны и смены императоров привели в состояние кризиса, с целью новой силы и импульса возвращение старых порядков, которые были связаны с язычиским культом, а для этого нужно было расправиться с христианами.

Законы (эдикты): первый против высшего клира; второй – принести всеобщие жертвоприношения по всей империи (гонения на всех христиан).

Соответственно гонения было два:

· 249 (эдикт первый)

· 250 (второй эдикт)

Власти не спешили убивать христиан, а старались вернуть в древней традиции. Поэтому сажали на долго, разрешали верить в Христа, но при этом приносить удостоверение.

Лебел (подтверждение, что человек принес жертву), а имена включались в списки. Распространялась коррупция (покупали лебелы и внесение в списки).

Император Валериан (253 – 260). Первые года спокойные.

· В 257 году произошло резкое изменение и он издет закон (эдикт), который бил по духовенству и предписывал совершить жертву римским богам. Если отказывались, то изгнание. Если совершались богослудения и посещения захоронений – казнь.

· В 258 году более жестокий закон – если отказывался совершать жертву – казнить. Знатных мирян, сенаторов - лишать социального статуса и лишать имущества, тоже самое по отношению к лицам приближенным ко двору.

В 260 году начинается период мира в течение 40 лет.

После начинаются самые жестокие гонения.

Контрольная: разница между христианами язычниками и иудеями; Деяния Святых Апостолов; состояние языческого и иудейского мира перед пришествием Христа; гонения (причины и императоры).

Лекция 5

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!