Специфика культурной эволюции человека



Для того, чтобы человек стал человеком, одной только биологической эволюции недостаточно. Необходим новый процесс - культурная эволюция. Это понятие возникло в результате применения идей эволюционизма к социокультурным явлениям. Вопросы, связанные с осознанием культурной эволюции, ее сущности и механизмов, достаточно слабо разработаны в литературе. Причем в тех работах, которые обращены к этой теме, встречаются различные ее толкования.

Традиционно ученые полагали, что культурная и биологическая эволюции разделены во времени. А это значит, что с момента становления человека современного типа действие биологических законов на него практически прекращается. На определенном этапе живой эволюции физиологические, соматические и поведенческие изменения стали столь серьезными и необратимыми, что дало толчок появлению новых характеристик, с которых, как полагают ученые, и началась культурная эволюция человека.

Биологическая эволюция передавала свои «полномочия» культурной эволюции. П. Кууси выделяет следующие биологически обусловленные особенности культурной эволюции: она имеет восходящий характер. Далее, по мере эволюции, происходит увеличение числа альтернативных форм и числа изменений в поведении. Наконец, происходит ускорение темпов эволюции.

С учетом этих особенностей П. Кууси дает определение культурной эволюции «как повышения конкурентоспособности человека в борьбе за выживание». Придерживаясь данной точки зрения, финский ученый полагает, что историю человечества нельзя трактовать в духе господства свободной воли и, следовательно, непредсказуемости и волюнтаризма. Поведение человека, по его мнению, обусловлено культурной эволюцией, которая в свою очередь подчиняется законам природы. Это дает основание полагать, что такие биологические функции, как добывание пищи, самозащита, размножение и информационное развитие, а также видоспецифические поведенческие особенности человека, могут рассматриваться как факторы исторического процесса. Подобный подход позволяет говорить о взаимодействии между этими двумя видами эволюционных процессов, что нашло отражение в появлении новых версий происхождения человека и культуры.

Таким образом, биологическая эволюция по сути своей предполагает изменение, сохранение и передачу наследственной информации. Культурная эволюция также связывается учеными с процессами накопления, сохранения и передачи информации - с тем только отличием, что в биологической эволюции информация передается через особый генетический механизм, а культурная эволюция не имеет подобной биологической программы наследования.

В последние годы все чаще размышляют о том, что способность к научению должна связываться не только с размерами мозга, в соответствии с которыми строилась градация видов, но и с мотивацией, адаптированностью и видоспецифическим поведением. Сегодня в животном мире признается возможность негенетической передачи информации, находящей подтверждение в фактах использования и даже создания орудий (напомним, что раньше подобная деятельность рассматривалась в качестве принципиальной отличительной особенности человека). Соответственно в антропологии раскрываются не только фактор индивидуального, но и социально- группового отбора, а также роль генетической компоненты, что помогает сформулировать понятие «генно-культурной коэволюции». Сторонники коэволюционного подхода к эволюции выделяют те отношения между различными системами («человек - природа», «природа - культура» и т.д.), которые взаимно адаптированы и как результат этого ведут к сохранению целостности системы и к установлению новых ее уровней.

К числу особенностей культурной эволюции можно отнести и то, что она имеет сложную динамику. В культуре постоянно происходят обратимые (повторяющиеся) и необратимые процессы. Это заметил российский ученый Ю.М. Лотман (р. 1922), когда связывал необратимость эволюции культуры с ролью случайных факторов в истории культуры. Такой процесс находит отражение в возможности разнообразных интерпретаций текста, во внутренней его диалогичности, а также в роли текстов как «пусковых устройств», ускорителей (катализаторов) или замедлителей динамических процессов культуры.

Кроме того, культурная эволюция имеет кумулятивный характер, так как новая информация, новые свойства, не вытесняют, а могут дополнять уже существующие. Следовательно её темпы значительно выше, чем в природе. Тот факт, что «культурные мутации» способны происходить взрывообразно и многопланово, свидетельствует о том, что культурную эволюцию не следует характеризовать как линейный процесс. Исследователи чаще всего говорят о нее многолинейности, многоуровневости. Таковы некоторые особенности биологической и культурной эволюции человека.


Глава VIII

Экологические проблемы

современности


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!