Критерии естественно-научного познания



В основе любого восприятия действительности находится сложный творческий процесс ученого, включающий сознательные и подсознательные элементы творческого процесса. Данные компоненты знаний придают индивидуальный характер решению даже одной и той же научной проблемыразными учеными.

Не учитывая индивидуальность решения научных задач, выделяют некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса и составляющие сущность метода, выведенного французским философом, ученым Рене Декартом, для получения нового знания:

1) ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и переходить постепенно к познанию трудных и сложных;

3) останавливаться на всех подробностях, на всё обращать внимание, приобретая уверенность, что ничего не опущено.

Данные правила в одинаковой мере применимы как для естественно-научных, так и для гуманитарных знаний.

Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов. Понятие «объяснить» в методологии науки само требует характеристики. В большинстве случаев оно означает «понимать». Действительно, что же обычно имеет в виду человек, говоря «Я понимаю»? Данную фразу обычно понимают следующим образом: «Я знаю, откуда это взялось» и «Я знаю, к чему это приведет». Так образуется причинно-следственная связь: причина – явление – следствие.

Расширение подобной комбинации и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, составляет основу научной теории. По такой схеме создается любая естественно-научная дисциплина. Например, чтобы объяснить, почему яблоки падают на землю английскому ученому И.Ньютону, согласно легенде, удалось открыть закон всемирного тяготения.

В гуманитарных науках, напротив, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Среди ученых выделяется немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, так как главное внимание в них должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий, явлений духовной и социальной жизни. Поэтому гуманитарии считают главным и даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с истолкованием предметов. Такой способ часто называют герменевтическим, по имени древнегреческого бога Гермеса. Согласно легенде, это божество служило посредником между людьми и богами Олимпа. Поскольку смертные люди не понимали божественный язык, то именно Гермес выступал как переводчик и истолкователь божьей воли.

Исторические события рассматриваются обычно с позиций и результатов, достигнутых в настоящее время. Взгляд с более высокой ступени, обоснованный и обогащенный опытом новых поколений, предусматривает возможность лучше понять тенденции исторического развития, прежде всего прошлые события.

Для изучения явлений природы ученые вводят новые понятия, открывают законы и строят научные теории. Следовательно, достигают определенного понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности. В целом понимание представляет собой более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение. Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание – к интерпретации. К логическому выводу ученые следуют при предвидении событий, явлений и иных новых фактов. Если объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым (археология, история), то предвидение близко к будущим ситуациям. Известная максима «знать, чтобы предвидеть» четко подчеркивает важность предвидения в практической деятельности. Предсказания в социальных и гуманитарных науках по своей точности далеко отстают от предположений в естественных науках. Многим известно, с какой точностью астрономы вычисляют солнечные и лунные затмения, и как физики предсказывают результаты процессов, происходящих внутри атомов и ядер. Точность выдвинутых гипотез напрямую зависит от характера исследуемых наукой процессов. Если в естественных научных сферах предсказания опираются на общие, универсальные законы, то в гуманитарных приходится ограничиваться полуэмпирическими идеями статистического характера.

Становится очевидным, что чем сложнее процессы, которые изучает та или иная наука, тем труднее абстрагироваться в ней от целого ряда свойств и особенностей этих явлений, связанными и взаимодействующими с другими процессами. Поэтому общий, совокупный результат их действия предсказать довольно трудно. Следует указать на особое значение субъективного фактора в социально-гуманитарном познании, что делает прогнозы в сфере не точными и достоверными, а лишь вероятными в той или иной степени. Однако естествоиспытатель не может всего лишь создавать теории или выдвигать гипотезы. Он должен подтвердить их опытом, экспериментом, доказать их жизнью. После того, как теория научно подтверждена, наступает следующая стадия познания действительности, в которой устанавливаются границы истинности наших знаний, или обозначаются границы применимости теорий и отдельно значимых утверждений. Данная стадия обусловлена объективными и субъективными факторами.

Одна из существенно объективных причин – динамизм окружающего нас мира. Вспомним мудрые слова античного философа Гераклита «Все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Другой объективный фактор связан с несовершенством техники эксперимента, служащим материальной базой любого опыта. Поиском истинности занимается человек. Он же создает теорию и проводит её изучение. Органы чувств и интеллектуальные способности индивидуума нельзя считать совершенными. Ошибаться свойственно человеку, в чем и заключается субъективный фактор познания действительности.

Объективные и субъективные факторы не позволяют однозначно утверждать, что естественно-научная истина абсолютна. Любая научно выдвинутая идея относительна, но содержит элементы абсолютного. Даже в математике абсолютность ограничена рамками как истинности так и применимости исходных аксиом, используемых понятий.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!