Естествознание в современном мире.



Тема 1: Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

1. Формы отношения человека к окружающему миру. Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной типов культур.

2. Пути эволюции культур: от конфронтации к сотрудничеству.

3. Наука в духовной культуре общества. Специфические черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры.

4. Критерии и нормы научности. Этика науки.

1. Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура.

Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

В истории культуры существует два отношения человека к окружающему миру:

А. Теоретическое отношение (наука).

Сущность: воспроизвести мир в себе, познать окружающий мир. Мир воспринимается как система вещей и отношений между ними. Бытие – природа, а человек выпадает из нее. Природа отчуждена от человека. Человек сторонний наблюдатель. Это объективное понимание и видение мира Ведущей в восприятии окружающего мира является логическая сторона психики (разум).

Б. Духовно-практическое отношение (искусство)

Сущность: воспроизвести себя в мире, познать себя. Мир воспринимается как несущий в себе отражение человеческой субъективности, как продолжения своего «я». Человек не сторонний наблюдатель, а единородный с природой субъект. Это субъективное понимание и видение мира. Ведущей в восприятии окружающего мира является эмоционально-чувственная сторона психики (чувства и эмоции).

Вывод: В момент творчества эти отношения совпадают, и творец действует не как ученый и не как художник, а как человек вообще. С развитием производительных сил теоретическое отношение становится доминирующим, а духовно-практическое отодвигается на второй план.

В истории культуры противоречия между теоретическим и духовно-практическим отношениями к миру привели к разделению науки на науку о природе и науку о культуре и обществе и породили два типа культур.

А. Естественнонаучная культура.

Включает науки о природе, технику и технологию.

Объекты науки (предметы и явления природы) существуют независимо от человека, объективно.

Научные знания объективны, т.к. основаны на наблюдениях и экспериментах, многократно проверены и подтверждены.

Ученые через общее стараются выразить единичное.

Доминирует научный метод.

Как совершаются научные открытия – это можно понять, исследовать и проверить.

Б. Гуманитарная культура.

Включает науки о культуре и обществе, религию, литературу и все виды искусства.

Объекты искусства созданы человеком, его трудом и вдохновением, реальны, но субъективны, т.е. их нельзя реально оценить, измерить и воспроизвести.

Художник через единичное стремится выразить общее.

Доминирует художественный метод.

Как создаются художественные образы – это тайна творчества.

Сходство двух типов культур:

1. Один и тот же объект познания – природа и субъект познания – человек.

2. В основе науки и искусства лежит один и тот же принцип естественной гармонии. Законы природы и законы красоты взаимосвязаны.

2. Развитие культур происходило одновременно в двух противоположных направлениях:

1) Интеграции (взаимопроникновении, объединении знаний). Как явление возникло в Древней Греции в русле энциклопедической формы организации знаний.

2) Дифференциации (расчленение, разъединение, растекание знаний). Как явление возникло в Древнем Риме, укрепилось в средние века, расцвело в новое время. Привело к разрушению целостной картины мира, к выпадению человека из триады: Космос – Природа – Человек, к разделению культур на естественнонаучную и гуманитарную, к разделению естествознания на точное естествознание, изучающее неживую природу (астрономия, физика, химия, география) и биологию, изучающую живую природу. Дальнейшее развитие наук о природе привело к усилению различий между ними.

Следствием дифференциации наук явилось:

- противостояние физиков и лириков, которое привело к разделению образования на гуманитарное и естественнонаучное;

- сегментированность знаний, формализм;

- фрагментарность видения окружающего мира;

- неспособность охватить комплекс проблем и понять взаимосвязь между ними; на неспособность адекватно реагировать на смену технологий, на нестабильность экономической и политической ситуации, на обостряющийся экологический кризис и девальвацию нравов и норм.

Выводы: Ни одна из культур не самодостаточна и не может развиваться без привлечения методов другой, иначе она выродиться в догматизм и хаос. В 20 веке эти культуры не столько дополняют друг друга, сколько противостоят и это противостояние углубляется и расширяется.

Однако в конце 20 столетия начался процесс синтеза двух культур в силу следующих причин:

- развития интеграционных процессов в науке;

- новое понимание антропного принципа (человек – это не сторонний наблюдатель, а активный участник всех природных процессов. Его деятельность – это мощная биогеохимическая сила, преобразующая облик планеты).

Основные направления синтеза двух культур:

  1. Возникновение и развитие единого метаязыка – это язык математики.
  2. Возникновение новых научных парадигм (норма, образец, правило):

а) синергетическая парадигма - поиск универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных, открытых, неравновесных систем; через синергетику происходит сближение естественных и гуманитарных наук;

б) концепция экологического императива – система экологических запретов на поведение человека по отношению к природе, обязательных для всех стран и народов;

в) концепция устойчивого развития – это сбалансированное эколого-экономическое развитие, которое позволяет удовлетворять нужды сегодняшнего дня без ущерба для будущих поколений.

  1. Возникновение процесса формирования нелинейного мышления. Классическое естествознание основано на признании жесткой причинности и непризнания случайности. Такое мышление называют линейным или одномерным. Нелинейное мышление – это интегративное, целостное, холическое мышление, основанное на признании случайности. Это признание множества путей развития.
  2. Реформирование системы образования. Цель - сделать образование фундаментальным, обеспечивающим целостное видение природы, общества и человека.

3. Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Структура научной деятельности:

1. субъект – носитель сознательной целенаправленной деятельности (ученые, специалисты, коллективы ученых, объединения, научные школы и т.п.);

2. объект – все состояние бытия, которое становится сферой приложения активности субъекта. Объекты науки: универсальны и уникальны;

3. цель – предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности;

4. средства – это способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности: методы, активная и пассивная техника, язык и разумно-рассудочный уровень мышления;

5. активность субъекта – это желание, стремление и приложение собственных усилий к получению знаний;

6. результат – показатель осуществленной последовательности действий;

7. социальные условия – совокупность элементов организации научной деятельности в обществе или государстве: потребность общества в истинных знаниях, финансовая поддержка, создание сети научных учреждений, материально-техническое обеспечение данного процесса, коммуникационное обеспечение и т.п.;

Формы научных знаний: научные факты, гипотезы, научные проблемы, законы, теории, научные картины природы и мира.

В составе культуры наука включена в систему духовной культуры общества. А помимо науки в нее входят искусство, мораль, религия, философия, мифология, право и т.п. Чем же отличается наука от других отраслей культур?

1. от мифологии: наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку;

2. от мистики: наука стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению;

3. от религии: разум и опора на чувственную реальность имеют в науке большее значение, чем вера;

4. от философии: научные выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают на вопрос почему, а не на вопрос как, каким образом;

5. от искусства: своей рациональностью, которая не останавливается на уровне образов, а доводится до уровня теорий;

6. от идеологии: научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;

7. от техники: наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира;

8. от обыденного сознания: научные знания представляют собой теоретическое освоение действительности.

Специфические черты науки:

- наука универсальна – в том смысле, что она сообщает знания при тех условиях, при которых они добыты человеком;

- наука фрагментарна – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры и сама делится на отдельные дисциплины;

- наука общезначима – в том смысле, что полученные ею знания пригодны для всех людей и ее язык однозначный;

- наука обезличена – в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания не представлены в конечных результатах научного познания;

- наука систематична – в том смысле, что она имеет определенную структуру и не является бессвязным набором частей;

- наука не завершена – в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой нечего будет познавать;

- наука преемственна – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями;

- наука критична – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты;

- наука достоверна – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам;

- наука вне моральна – в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане;

- наука рациональна – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня;

- наука чувственна – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме этого, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

4. Теория является высшей формой организации научного знания. Проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена прямым наблюдением и экспериментом. Такой «отрыв» теории от наблюдаемой реальности породил в 20 веке не мало дискуссий на тему о том, какое же знание можно и нужно признать научным. Для этих целей в методологии науки используются два принципа (нормы):

- принцип верификации, когда какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниях о нем, т.е. эмпирически проверяемо;

- принцип фальсификации или опровержимости знаний.

Во все эпохи сохраняется некий инвариант норм (единый вариант научных норм), который обуславливается единством стиля мышления – рациональный тип мышления.

Рациональность основана на двух фундаментальных идеях:

· природной упорядоченности, т.е. признании универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

· формального доказательства, как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научные знания характеризуют следующие методологические критерии:

- универсальность, т.е. исключение любой конкретики - места, времени, субъекта и т.д.;

- согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знаний;

- простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

- объяснительный потенциал;

- наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии составляют эталон научного знания постоянно.

Дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности, называется этикой науки. Изучение и соблюдение этики науки должно обернуться не сентиментальной оценкой каких- либо фактов по принципу «плохо-хорошо», а тем, чтобы человек под влиянием научно-обоснованных идей стал человеком моральным и гуманным. Подобная идея развивается в концепции эволюционного гуманизма (Д.Хаксли).

В основе его теории лежат четыре ключевых идеи:

А) сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее и развитие планеты;

Б) признание того факта, что человек представляет собой лишь один вид и поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих или враждебно настроенных друг к другу «псевдовидов» (нации, религии);

В) идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи материального благополучия;

Г) стремление повысить «качество» жизни и всей окружающей среды, а не увеличивать количество материальных ценностей.

Этические нормы науки:

- бескорыстный поиск и отстаивание истины;

- стремление обогатить науку новыми результатами;

- добросовестное обоснование научных положений;

- открытость для обсуждения вопросов и научной критики;

- свобода научного творчества;

- социальная ответственность ученого.

 

Тема 2: Научный метод.

  1. Понятие «научный метод» и его разновидности.
  2. Особенности научного познания.
  3. Структура научного познания.

1. Человечество всегда, по сути, интересует два вопроса: что такое какая-то реальность и как с ней обращаться. Метод дает ответы на вопросы второго типа.

Научный метод – это система правил и приемов в практической деятельности; искусство сбора научной информации; инструмент получения и упорядочения научных знаний; система принципов и правил в научной деятельности.

Если законы природы можно сравнить с указателями на дороге, то методы – это средства передвижения по ней.

Современное естествознание базируется на определенной методологии – совокупности методов у учений о методе.

Методы (по уровням познания):

1) эмпирические: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

2) теоретические: формализация - построение теоретических моделей, аксиоматизация - построение теории на основе аксиом, гипотетико-дедуктивный - выдвижение систем гипотез, дедуктивно связанных между собой.

Методы (по сфере применения):

1) Всеобщие:

а) метод детерминизма - установление причинно-следственных связей;

б) метод развития - установление постоянного изменения сущности, структуры;

в) метод системности - деление на группы на основе общих критериев;

г) метод тождества - установление равно значимости.

2) Научные - это методы эмпирического и теоретического уровней познания.

3) Специфические. Пример: методы рентгеноскопии, ультразвуковой диагностики, меченых атомов и т.п.

Методы (по логике познания):

1) дедуктивные (дедукция – выведение от общего к частному);

2) индуктивные (индукция – наведение от частного к общему).

2. Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

- наука как опыт практической деятельности началась с хозяйственной деятельности (около 2 млн. лет назад);

- как доказательный вид знаний наука возникла в 6-5 веке до н.э. в Древней Греции;

- наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана высокая значимость опыта;

- наука возникла, когда появились работы Кеплера, Ньютона (16-17 вв.)

Наиболее распространена вторая точка зрения, т.к. именно там появляется пристальный интерес к процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, они начали их доказывать, тем самым они придавали системность, упорядоченность и согласованность научным знаниям. И именно в Древней Греции был апробирован первый образец подлинно научного знания:

- научные знания характеризуются системностью и логической выводимостью;

- объектами научного познания выступают не сами предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги, т.е. идеализированные объекты;

- важным признаком научного познания является осознанный контроль над процессом получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;

- научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка;

- научные знания претендуют на общеобязательность и объективность открываемых истин;

- наука изучает только те явления, которые повторяются и поэтому ее главная задача - искать законы их существования.

Процесс научного поиска даже на теоретическом уровне не является строго рациональным, т.к. непосредственно перед стадией научного открытия важно воображение, создание образов, а на самой стадии открытия – интуиция. И поэтому открытие нельзя логически вывести как теорему в математике. Интуиция присутствует в науке, но она ничего не значит в смысле обоснования результатов. Нужны еще объективные рациональные методы. Рассуждения в естествознании не является доказательствами, а только выводами. Вывод свидетельствует об истинности рассуждения, если посылки верны, но не говорит об истинности посылок. Несмотря на методологическую ценность выделения эмпирического и теоретического уровней познания, разделить эти два уровня невозможно, несмотря на их специфические черты, которые отличаются по предмету исследования, по средствам и по результатам познания.

Проблема различения двух уровней научного познания – теоретического и эмпирического возникает из специфической особенности его организации. Суть ее заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала. Наука ведь устанавливает законы. А закон есть существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений.

3. За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:

- твердо установленные факты;

- закономерности, обобщающие группы фактов;

- теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

- научные картины мира и природы, рисующие обобщенные образцы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Традиционная модель построения научного знания предполагает движение по цепочки: установление эмпирических фактов – первичное эмпирическое обобщение – обнаружение отклоняющихся от правила фактов – изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения – логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы облачает ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной.

Условно процесс получения научного знания можно определить тремя этапами:

1. Наблюдение, факты: собирание, описание, систематизация, эмпирическое обобщение фактов.

2. Гипотеза: сопоставление фактов с уже известными, построение гипотезы, повторное наблюдение, построение модели.

3. Проверка (эксперимент): проверка гипотезы экспериментом, ее опровержение или подтверждение, окончательный вывод на основе эксперимента, построение теории.

1 этап. Наблюдение – это зрительное, планомерное, целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы. Наблюдения могут быть активными и пассивными.

Пассивное наблюдение, когда объект воспринимается в естественных условиях. И активное наблюдение, когда объект воспринимается в созданных ученым искусственных условиях.

Вся научная информация, основанная на наблюдениях, подвергается объективной проверке, т.к., во-первых, органы чувств могут обманываться; во-вторых, органы чувств могут иметь наследственные отклонения; в-третьих, в проведении наблюдений применяются приборы, которые расширяют возможности органов чувств, позволяют производить измерения, создать условия для эксперимента, но могут быть неисправными и давать ошибочные показания. Результатом наблюдения является установление эмпирического факта.

Факт (сделанное, свершившееся) – это действительное событие, о котором у нас есть все бесспорные знания. Так как при оценке факта мы полагаемся на органы чувств, то они не так несомненны, как иногда кажется. Следовательно, на первой стадии научному познанию присущи колебания, сомнения. Нельзя на 100 % быть уверенным в правильности своих наблюдений и открытий.

2 этап. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов. Гипотеза порождает предсказания, т.е. из нее всегда что-то следует, причем верная гипотеза всегда ведет к верному предсказанию, а неверная может порождать верные и неверные предсказания. Но справедливость предсказаний не доказывает истинность гипотезы. Значит, и на втором этапе научному познанию присущи сомнения.

3 этап. Эксперимент – специальные операции с предметами природы, в ходе которых получают интересующие ученых сведения. Это средство проверки гипотезы в искусственно смоделированных условиях. Не любой эксперимент является научным, а только тот, который отвечает следующим требованиям:

- д.б. тщательно спланирован;

- д.б. экспериментальные и контрольные группы, помещенные в одинаковые условия, за исключением одного фактора, который проверяется;

- д.б. определенный массив, т.е. совокупность изучаемых объектов;

- д.б. повторность, что позволяет избежать случайных ошибок;

- д.б. математическая обработка полученных результатов.

Правила проверки гипотезы:

- соответствует всему множеству фактов;

- из всех альтернативных гипотез выбирается та, которая объясняет наибольшее количество фактов;

- гипотеза не может быть одновременно истиной и ложной;

- связь между гипотезой и фактами должна быть непротиворечивой.

Гипотеза, подтвержденная экспериментальным путем, считается теорией.

Теория -это научно установленные и теоретически обоснованные факты, или это обобщение, логически объясняющее набор фактов. Теория используется для объяснения известных фактов и для предсказания новых.

 

Тема 3. Предмет и задачи естествознания.

1. Естествознание как система знаний об окружающем мире, задачи естествознания.

2. Природа как единственный объект изучения естествознания.

3. Роль естествознания в современном мире.

1. В ранние периоды для обозначения наук о природе использовались разные термины: натурфилософия, естествознание, природоведение.

Естествознание определяется с двух позиций:

- это совокупность наук о природе, взятые в единое целое. В таком определении подчеркивается многообразие природы и, следовательно, множество наук о ней;

- это наука о природе как единой целостности. В этом определении подчеркивается единство и нерасчлененность природы и, следовательно, существование единой науки о ней.

Основные науки о неорганической природе – физика, химия, физическая химия и их многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности.

Естественные науки образуют определенную иерархию в системе, вступая друг с другом в отношения субординации (подчинения).

 
 


Физика → химия→ биология → психология

Физика является непосредственным основанием для химии. Химия, имея своим основанием физику, в свою очередь, является непосредственным основанием для биологии. Так происходит развертывание всего естествознания по восходящему пути. От физики до психологии, которая циклически замыкается физикой.

Следовательно, отношения субординации несут циклический характер и это не случайно, т.к. самой природе присуща цикличность. Нельзя думать, что естествознание состоит из избранных глав физики, химии, биологии и психологии. Это обобщенная, интегрированная наука, возникшая на основе комплексного, междисциплинарного синтеза отдельных естественных наук. В естествознании нет ни одной науки в рафинированном виде. Все они взаимообусловлены и выводятся друг из друга.

С методологической точки зрения, учитывая внутренние закономерности развития, принципы получения знаний, безусловное, стабильное лидерство следует признать за физикой, т.к.:

- в физике фундаментально разработаны представления о физических объектах;

- знания о физических объектах формализованы, т.е. переведены на язык математики.

Физика закладывает фундамент под все естествознание.

Но, учитывая роль науки в обществе, оценивая внешние по отношению к науке факторы (исторические, социальные, культурные), влияние науки на состояние общества, лидером следует признать биологию. Ею достигнуты значительные успехи в решении проблемы происхождения жизни на молекулярном уровне, ей принадлежит решающая роль в решении проблемы выхода из экологического кризиса.

Задачи естествознания:

- выявление подлинного единства природы до основания, на котором построено разнообразие предметов и явлений природы;

- более глубоко и точно познать явления и объекты природы.

2. Природа – это вся развивающаяся материя, в бесчисленной совокупности ее свойств и проявлений; это часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.

Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро, макро и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной.

Объектами изучения микромира являются все элементарные частицы, вплоть до атомов, молекул и их производных.

Объектами изучения макромира являются объекты живой и неживой природы на Земле, включая человека.

Объектами изучения мегамира являются планеты, звезды, звездные скопления, галактики и т.п.

В.И. Вернадский, создав свое Учение о биосфере (1926), так определял понятие природа – это совокупность всех материальных условий Земли, в которых могла появиться жизнь и развиться до современных ее форм. Всю составляющую природы он представил через семь типов вещества, четыре из которых основные, т.к. составляют основную часть природы:

- живое вещество, т.е. все живые организмы планеты;

- биогенное вещество, т.е. вещество, возникшее в результате жизнедеятельности организмов (осадочные горные породы, мед, воск и т.п.);

- биокосное вещество, т.е. вещество которое создается одновременно и живыми организмами и неорганическими процессами (почва, торф, биосфера и т.п.);

- косное вещество, т.е. вещество, в образовании которого жизнь не участвует (базальт, гранит, магма и т.п.).

С понятием природа связано еще ряд понятий:

- Вселенная – это вся материя в целом, взятая во всем ее потенциально-возможном, пространственно-временном и структурном многообразии;

- Метагалактика – это наблюдаемая часть Вселенной;

- Космос – это изученное, околоземное пространство;

- Окружающий мир – это совокупность всех материальных объектов (природных и культурных);

- Социосфера – та часть Земли, где живут люди;

- Географическая среда – это ближайшая к человеку природа, преобразуемая им;

- Окружающая природная среда – естественная среда обитания человека, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов.

3. Научное. Естествознание – это источник знаний об окружающем мире. Оно ищет ответы на вопросы: как устроен окружающей мир, какового место в нем человека, по каким законам живет и развивается окружающий мир.

Техническое. Естественнонаучные исследования являются основой научно-технической революции, способствуя реализации научных открытий в действующие конструкции.

Гуманитарное. Естествознание важнейший компонент человеческой культуры. Естествознание находит свое воплощение в научном отношении человека к природе. Естествознание вместе с философией, социологией и психологией изучает пути познания природы и обобщает опыт взаимодействия человека и природы. Изучение естествознания – это исследование человеческой мысли, судеб ученых, их отношения к научной истине. Естествознание способствует воспитанию глубокого уважения к истине. Его становление сопровождается культивированием такого стиля мышления, при котором истина определяется не человеком, а экспериментом. Изучение естествознания способствует формированию планетарного мышления, когда человек чувствует себя ответственным за судьбу планеты и Вселенной.

Естествознание, воздействуя на мышление, способствует выработке адекватного отношения к окружающему миру:

- мир познаваем;

- случайность не всегда вредна;

- в нашем изменяющемся мире есть опорные точки – инварианты (постоянные) – это законы природы;

- по мере углубления наших знаний, картина природы усложняется, становится диалектичнее.

 

 

Раздел 2


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!