Покажем, как это работает.
Вот так выглядит модель текста, с которым нам предстоит работать:
1-й абзац: Существует мнение... (Пример.)
2-й абзац: Но нельзя игнорировать... (Пример.)
Неужели это значит?..
3-й абзац: Разумеется,... Может быть,... Нет,... Может быть,...
Нет,... Склоняешься к мысли...
Что можно сказать, опираясь на эту модель? Мы будем читать текст-рассуждение, состоящий из трёх абзацев.
Сразу можно спрогнозировать, что позиция автора будет сформулирована в 3-м абзаце: Склоняешься к мысли... А проблема, скорее всего, будет заявлена в 1 -м абзаце.
Прочитаем текст, модель построения которого мы рассмотрели.
(1)Ещё недавно и мне, и многим другим писателям представлялась очевидной мысль, что искусство - это средство познания жизни с целью её совершенствования. (2) Неслучайно лучшие произведения искусства всегда будят человеческую душу, лишают человека самоуспокоенности и удовлетворённости собой и своим образом жизни, заставляют его по-новому взглянуть на мир. (3) Известно множество тому примеров во все времена - от Сервантеса до Айтматова.
(4)Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что с некоторых пор искусство нередко становится средством уик-энда, сонливого отдыха, голосом шумного фестивального празднества. (5) Один уважаемый кинорежиссёр в недавней дискуссии в «Литгазете» так и писал: «Человек идёт в кино развлечься, значит, задача кино - развлекать его, коль оно взяло с него деньги за билет». (6) Книги нынче тоже стоят немало. (7) Неужели это значит, что мы, писатели, тоже должны постараться, чтобы развлечь своих читателей на пару рубликов? (8) Если это роман, то нам, может быть, перепадёт даже трёшка или больше!
|
|
(9) Разумеется, я несколько утрирую, и всё же я не могу отделаться от вопроса: что должна литература? (10) Должна учить? (11) Вряд ли. (12) В наш век наставников и проповедников мудрости хватает без литературы. (13) Должна пробуждать чувства добрые? (14) Но в области чувств мир дожил до ядерного топора, тут не до добрых чувств - не потерять бы рассудок от ненависти! (15) Может быть, в занимательной форме средствами беллетристики преподносить истины, которые в другой, не столь занимательной форме уже не усваиваются обществом? (16) Чем больше размышляешь над этими и схожими с ними вопросами, столь естественными для людей нашей профессии, тем всё больше склоняешься к единственно разумной возможности искусства: показать человеку человека таким, каков он есть, и пусть он решает сам, каким ему быть. (17) Пусть он сам и выбирает свою судьбу, альтернативность которой в наше время выражается предельно просто: жить или умереть. (По В. Быкову)
Выделяем главную мысль каждого абзаца:
|
|
(1)Ещё недавно и мне, и многим другим писателям представлялась очевидной мысль, что искусство - это средство познания жизни с целью её совершенствования. (2) Неслучайно лучшие произведения искусства всегда будят человеческую душу, лишают человека самоуспокоенности и удовлетворённости собой и своим образом жизни, заставляют его по-новому взглянуть на мир. (3) Известно множество тому примеров во все времена - от Сервантеса до Айтматова.
Первое предложение задаёт тезис, второе и третье его раскрывают. Обращаем внимание: ещё недавно представлялась очевидной мысль... То есть сейчас она такой очевидной не представляется.
Второй абзац вводится союзом НО. Это должно привлечь наше внимание: значит, следует ждать введения мысли, вступающей в некое противоречие с уже сказанным:
(4) Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что с некоторых пор искусство нередко становится средством уик-энда, сонливого отдыха, голосом шумного фестивального празднества.
Один уважаемый кинорежиссёр в недавней дискуссии в «Литгазете» так и писал: «Человек идёт в кино развлечься, значит, задача кино - развлекать его, коль оно взяло с него деньги за билет».
(6)Книги нынче тоже стоят немало. (7) Неужели это значит, что мы, писатели, тоже должны постараться, чтобы развлечь своих читателей на пару рубликов? (8) Если это роман, то нам, может быть, перепадёт даже трёшка или больше!
|
|
Видна ли авторская позиция? Безусловно: читаем 7-е предложение - неужели это значит...
Третий абзац построен как вопросно-ответное единство: автор задаёт вопрос - предлагает свой ответ на него:
(9)Разумеется, я несколько утрирую, и всё же я не могу отделаться от вопроса: что должна литература? (10) Должна учить? (11) Вряд ли. (12) В наш век наставников и проповедников мудрости хватает без литературы. (13) Должна пробуждать чувства добрые? (14) Но в области чувств мир дожил до ядерного топора, тут не до добрых чувств - не потерять бы рассудок от ненависти! (15) Может быть, в занимательной форме средствами беллетристики преподносить истины, которые в другой, не столь занимательной форме уже не усваиваются обществом? (16) Чем больше размышляешь над этими и схожими с ними вопросами, столь естественными для людей нашей профессии, тем всё больше склоняешься к единственно разумной возможности искусства: показать человеку человека таким, каков он есть, и пусть он решает сам, каким ему быть. (17) Пусть он сам и выбирает свою судьбу, альтернативность которой в наше время выражается предельно просто: жить или умереть.
|
|
Как сформулировать проблему, которой посвящён этот текст?
Вариант формулировки в виде вопроса: Какова роль искусства? Другой вариант: О назначении искусства.
Вывод, к которому приходит автор: всё больше склоняешься к единственно разумной возможности искусства: показать человеку человека таким, каков он есть, и пусть он решает сам, каким ему быть.
Обратимся к критериям оценивания этой части работы.
Эксперт, проверяющий сочинение, отмечает для себя, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Для проверки ему выдаётся информация о тексте: табличка, в которой указана проблематика исходного текста и позиция автора.
Например, дан текст:
(1)В литературе не так мало книг, которые написаны как будто слепыми. (2) Но предназначены они для зрячих - в этом и заключается вся нелепость появления таких книг. (3) Часто бывает, что после прочитанного рассказа или даже длинного романа ничего не остаётся в памяти, кроме сутолоки серых людей. (4) Мучительно стараешься увидеть этих людей, но это невозможно, потому что автор не дал им ни одной живой черты. (5) И действие этих произведений происходит среди какого-то студенистого дня, который так похож на ночь, что лишён красок и света, среди вещей только названных, но не увиденных автором и нам, читателям, не показанных.
(6)Такие повести и романы хочется разбить, как заклеенное окно в душной и пыльной комнате, чтобы сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики детей, гудки паровозов, блеск мокрых мостовых- вся жизнь с её пестротой света, красок и шумов.
(7)Причина художественной тоскливости подобных произведений не только в эмоциональной скудости автора, но и в его вялом, рыбьем глазе. (8) Для того чтобы прозреть сердцем, нужно научиться видеть глазами. (9) По-настоящему хорошо может видеть людей и землю только тот человек, который их любит, который хочет их понять. (10) Поэтому бесцветная проза часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (11) К сожалению, автору уже не помочь - его поезд ушёл.
(12)Но иногда причина серой книги - простое неумение. (13) Тогда исправить положение возможно - дело, как говорится, решаемое. (14) Как видеть, как воспринимать свет и краски - этому могут научить писателей художники.
(15) Они видят лучше нас. (По К. Г. Паустовскому)
Основные проблемы | Причины изобразительной беспомощности в прозе. (Каковы причины изобразительной беспомощности в прозе?) |
Способы помощи автору, который не умеет воспринимать цвет и краски. (Как помочь автору, «не видящему» то, о чём он пишет?) | |
Позиция автора | Причины изобразительной беспомощности автора заключаются либо в его эмоциональной скудости, духовной деградации, либо в неумении видеть окружающий мир. Если «бесцветность прозы» - признак духовной деградации, то автору уже нельзя помочь. Если дело в неумении писателя воспринимать свет и краски, то это можно исправить: молодому писателю необходимо учиться видеть жизнь глазами художника |
Безусловно, вы можете в своём сочинении использовать другие слова и выражения, главное - верно сформулировать одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.
ТРЕНИРУЕМСЯ!
Прочитайте текст.
Однажды в английском парламенте оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей.
1) Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
2) Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
3) Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.
4) Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Какая проблема была поднята оратором, если принять во внимание, что данные высказывания он использовал в качестве аргументов? Сформулируйте её в виде вопросительного и утвердительного предложений.
Варианты формулировки:
1. Можно ли говорить о том, что каждое последующее поколение хуже предыдущего?
2. Проблема взаимоотношений представителей разных поколений, проблема «отцов и детей».
Возможно, вы удивитесь, но выступающий в парламенте опирался на следующие источники:
1. Сократ, древнегреческий философ. V век до нашей эры.
2. Гесиод, древнегреческий поэт. Конец VIII века до нашей эры.
3. Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры.
4. Ассирийская клинопись. X век до нашей эры.
(По материалам книги: Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 7
1) Прочитайте тексты, выберите тот, с которым вы будете работать дальше.
2) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
3) Выразите своё мнение по сформулированной вами проблеме, аргументируйте его, приведя примеры из произведений художественной (публицистической, научной) литературы.
Текст 1
Состояние, при котором искусство вообще и литература в частности являются в обществе достоянием меньшинства, представляется мне нездоровым и угрожающим. Я не призываю к замене государства библиотекой, но я не сомневаюсь, что, если бы мы выбирали своих властителей на основании их... опыта, а не на основании политических программ, на земле меньше было бы горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому, потому хотя бы, что насущным хлебом литературы является именно человеческое разнообразие и безобразие, литература оказывается единственным противоядием от каких бы то ни было - известных и будущих - попыток тотального массового подхода к решению проблем человеческого существования. В качестве системы массового страхования она куда более эффективна, нежели та или иная система верования или философская доктрина.
Ни одним уголовным кодексом не предусмотрено наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книги костру. Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же это преступление совершает нация - она платит за это своей историей.
Мне не хочется вспоминать о том, что происходило в России в первой половине XX века во имя политической доктрины, несостоятельность которой уже в том и состоит, что она требует человеческих жертв для своего осуществления. Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, то есть литературы, а не о грамотности - не об образовании. Грамотный-то, образованный-то человек, прочитавший тот или иной политический трактат, может убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения... (И. Бродский. Нобелевская лекция)
Текст 2
(1) Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением. (2) Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всём желании составить конкуренцию не могло - поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой. (3) Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не мог удовлетворить всех й сразу.
(4) Зато видео и компьютер нанесли свой удар. (5) Кино - это чтение для нищих духом, (б) Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вульфа. (7) Кино - протёртая кашка, обильно сдобренная сахаром спецэффектов, которую не надо жевать. (8) Открой рот - и глотай. (9) Почти то же самое с компьютерными играми - это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне.
(10)А чтение вернулось к своему первоначальному состоянию. (11)К тому времени, когда оно было развлечением умных. (12) Книги стали дороже, тиражи стали меньше - примерно как в XIX веке.
(13)По мне так лучше признать: чтение - это удовольствие не для всех. (14) И даже не просто удовольствие, это работа. (Сергей Лукьяненко. Чистовик)
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!