Среди предложений 22—26 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.



В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида?

1) непрошеную

2) заброшенную

3) изображена

4) изрезанным

В каком слове правописание приставки определяется её значением –

«приближение»?

1) вспрыгивала

2) приводила

3) притихший

4) переводила

Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

1) склонившись

2) горящие

3) приросли

4) прикоснулся

Из предложений 19—20 выпишите слово(-а) с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 3—4 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

Из предложений 15—16 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ноги её,(1) казалось,(2) приросли к порогу, (3) и,(4) не зная,(5) что ей делать,(6) она жалостно попросила:

– Сыграйте,(7) Яков Ильич.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ноги её приросли к порогу,(1) и,(2) не зная,(3) что ей делать,(4) она жалостно попросила:

— Сыграйте,(5) Яков Ильич.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка,(4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Но больше всего поразили Динку её глаза. Огромные,(1) полные какой-то внутренней тревоги,(2) умоляющие и требовательные. Остановившись на пороге,(3) Динка не могла оторваться от этого портрета. Казалось,(4) она где-то уже видела эти глаза,(5) улыбку и ямочку на щеке.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.

3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

1) Динка не ожидала увидеть в такой глуши настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.

3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

Как относились друг к другу Яков и Иоська?

1) Отец и сын, живя под одной крышей, не очень интересовались друг другом, и их объединяла только память о матери Иоськи.

2) Отцу и сыну жилось нелегко, отцу приходилось постоянно работать, и времени на внимание друг к другу у них не было.

3) Отец и сын тепло и сердечно относились друг к другу и понимали друг друга даже без слов.

4) Отец и сын любили не друг друга, а Катрю и память о ней, и это их объединяло и примиряло.

Как характеризует Динку информация, заключённая в предложениях 18—

21?

1) Динка была пугливой, робкой девочкой, боящейся всего незнакомого и непривычного.

2) Динка была слишком любопытной и даже назойливой.

3) Динка любила острые ощущения и сильные переживания.

4) Динка была наделена очень чуткой, трепетной душой.

В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?

1) (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (14) Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

2) (10) Но больше всего поразили Динку её глаза.

(13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

3) — (17) Здравствуйте, барышня! —сказал он, поднимаясь навстречу.

— (18) Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

4) — (21) Сыграйте, Яков Ильич.

(23) Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок...

Текст 13

(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня –

«статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать –

я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боnялась. (16)Я властвовала, повелевала –

они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь

обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: – (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (27)Чем?

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!