А5. Из предложений 11—12 выпишите слова с не проверяемой ударением гласной в корне.



А6. Из предложений 4—6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор,(1) – продолжил Лёня.

– Нечем,(2) говорит,(3) чинить то,(4) что требуется,(5) потому давайте колокола снимать.

В7. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник.

В7. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Я вспомнил прекрасные,(1) чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. Вспомнилось мне и первое,(2) очень странное ощущение от гравюр. То были портреты старомодных людей,(3) и я никак не мог избавиться от их взглядов.

В5. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

— Ты бы,(1) Лёня,(2) рассказал чего-нибудь повеселей.

— Чего рассказывать? — ответил Лёнька. — Разве про старушек в нашей деревне. Старушки эти — дочери знаменитейшего художника Пожалостина. Академик он был,(3) а вышел из наших пастушат, (4) из сопливых.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке доски, называя их народной ценностью?»

1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.

2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.

3) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

4) Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как считала его ненадёжным человеком.

Каково отношение Лёньки к художнику Пожалостину?

1) Лёнька рассказывает о художнике просто от скуки, не видя ничего особенного в его судьбе.

2) Лёнька считает Пожалостина образцом для подражания, так как тоже мечтает стать академиком.

3) Лёнька гордится талантом своего знаменитого соотечественника и уважает его трудолюбие.

4) Лёнька любит повеселиться и видит в художнике и его судьбе хороший повод для этого.

Как характеризует автора-рассказчика информация, заключённая в предложениях 10—13?

1) Автор-рассказчик — человек аккуратный, любящий во всём порядок, и его раздражает то, что прекрасные гравюры, хранящиеся в плохих условиях, пожелтели.

2) Автор-рассказчик — человек, способный по достоинству оценить мастерство художника, создавшего гравюры, на которых изображённые люди оживали.

3) Автор-рассказчик — современный человек передовых взглядов, и старомодные гравюры его угнетают.

4) Автор-рассказчик — человек, наделённый слишком живым воображением, мешающим ему в жизни.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке доски, называя их «народной ценностью»?»

1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила творчество отца для потомков.

2) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

3) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей, как представительнице народа.

4) Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как считала его ненадёжным человеком.

Как характеризует автора-рассказчика информация, заключённая в предложениях 16–

20?

1) Автор-рассказчик – робкий, нерешительный человек, которого пугает всё незнакомое, например «анатомичка».

2) Автор-рассказчик – впечатлительный и жизнелюбивый человек, которому неприятно всё, что связано со смертью, в частности «анатомичка».

3) Автор-рассказчик – поверхностный человек, неспособный по-настоящему разобраться в плюсах и минусах обучения в медицинском институте.

4) Автор-рассказчик – неуверенный в себе человек, который готов из-за любого препятствия отказаться от задуманного.

В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?

1) – (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) (16) Встревает тут Федосья, баба из П ýстыни…

3) (19) Эти доски и пригодятся.

4) (24) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

Текст 4

(1)На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель – он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером

разлетелась пачка больших цветных портретов.

(4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6)И здесь началось...

– (7)Ребята, он сдвинулся по фазе! (8)Он артисток собирает!

(9)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...

(10)Вошла учительница – все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».

(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, –

взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.

(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

– (18)Кому отправлял?

(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

– (23)Не врёшь?

– (24)Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами – Е. Ракитиной!.. (25)Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он, представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!

– (28)Тебе его не жалко?

– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? –

фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!

– (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.

(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…

(По Э. Шиму)*

* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – русский советский писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов

для детей и взрослых.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!