Семья как социальный институт и как малая группа



Ф. Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются: а) "ступень развития труда", с одной стороны, "и б) уровень развития семьи".

1) Семья образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой. И в этом смысле семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе.

2) С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.

А) Эта посредническая роль семьи изучается на институциональном уровне, т.е. в качестве простого

социального института и его функций.

Б) Семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих

личностей (членов

семьи).

Определение понятия семьи

А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное

общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система

взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или

родственными отношениями. Функции семьи

В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. Специфические функции вытекают из

сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья

вынуждена исполнять в

определённых обстоятельствах.

Специфические функции:

1) деторождение (репродуктивная функция).


формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (О. Конг, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40—80- е гг. ХГХ в.

Эволюция социологии с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. XX в. на втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и приобретала плюралистический характер.

20—60-е гг. ХХв. характеризуются стабилизацией. Это начало бурного развития эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 1960-х гг., характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии.

5. Донаучный и преднаучный периоды в истории социологии: представления об обществе.

Донаучный.

Античность: 1).представление об обществе как о

естественном образовании и 2).представление об обществе как об искусственном образовании.

Qy 1).Человек-существо социально и не_ШЖ§т существовать вне общества. - у Общество возникает одновременно с человеком. т^ДМ- Государство-закрепление естественной природы.

2).Человек-существо не социальное, эгоистическое.

Общество-искусственн^организм, созданный для улучшения жизни индивидов. Государство цддчиняетсебе индивидов по их_жеданию и для их же блага. Одна из особенностей социального знания того времени — стремление не столько объяснить происходящие процессы, сколько описать желаемое, идеальное состояние. Средневековье: Влияние христианства на философские учения. Понядш общества носило конфессиональны^арактер.

Человеческий род как большая семья. Общество как много отдельных семей каждая из

которых обладает правами.

Преднаучный.

Просвещение: По своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) начал изучение проблематики так называемого гражданского общества, исследовал типы политических устройств. При этом он вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов. В своем труде «О духе законов» он показал, что за многообразием случайных явлений, обычаев, нравов, привычек, кроются глубокие причины, вызванные самой природой вещей, т.е. объективные законы, и что все социальные явления можно объединить в типовые группы. Он выделяет три вида законов: гражданские, уголовные и законы политического строя. Эта близкая к социологической постановка проблемы не была им реализована в полной мере.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) завершил разработку теории общественного договора,

2) функция содержания и социализации детей.

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми. Неспецифические функции:

1) экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;

2) передача собственности, статуса;

3) организация отдыха досуга;

4) первичного социального контроля.

38)Социальные организации: определение, основные черты, виды.

Термин «организация» имеет несколько значений. В первом он означает целевую группу, объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей организованным образом.

В другом значении под организацией мы понимаем способы руководства и управления людьми и различными средствами действия, способы координации функций, гармонизации усилий и направления их результатов на достижение определенной цели совокупностью людей, выполняющих частные задачи.

Наконец, в третьем значении говорят о социальной организации общности, имея в виду систему способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную

жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни,— словом, обеспечивают порядок социальной жизни.

Основные черты соц организ: наличие ценностных ориентаций; легитимизация ценностной системы; признание организацией «приоритета цели над другими возможными интересами и ценностными ориентациями ее членов»; существование социальной структуры; обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций этой структуры и институализация организаций.

Виды социальных организаций: Социологи различают формальную и неформальную организацию. Первая слагается из всех тех социальных ролей, которые четко институционализированы, формальных институтов, формальной системы санкций — словом, той формализованной системы предписаний и учреждений, которые установлены правовым путем. Под неформальной организацией мы понимаем ту систему социальных ролей, неформальных институтов и неформальных санкций, образцов действия, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в процессах повседневного взаимодействия.


начатой Ш. Монтескье. В трактатах «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре» и других он критиковал современное ему общество и предложил идеальную модель общественного устройства. И то, и другое делалось им на базе рассуждений о «естественном состоянии» дообщественного человека.

похитивши лак***;

6 Социология О. Конта ------------------------------ и ^tc^rcd^S /

О. Конт - основоположник социалистической^науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.)- французский философ, основоположни^позитивизма1(от лат. положительный) и буржуазной социологии. Основная идея К^нгзтзтделение науки от метафизики (т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е. наука о боге или богословие). По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист

0. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году. Его методы в социологии:

Наблюдение социальных фактов

Эксперимент

Сравнение

Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии.

Французская школа

Французская социологическая школа — направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L'Annee Sociologique». Представители французской социологической школы — М. Мосс, Леви- Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс.

1. С точки зрения Французской социологической школы общество - это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

2.Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального feoinnLibni.fc фактьгу явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой). {

3. Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде "коллективных представлений", которые обеспечивают устойчивость общества.

4. Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

8. Развитие социологии в Германии: представители и основные идеи Карл Маркс, (1818—1883), Германия.

Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и

борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.

Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая. Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

Концепция Фердинанда Тённиеа.Фердинанд Тённис (1855—1936), Германия.

Основоположник немецкой классической социологии. Возглавлял германское социологическое общество с 1921 года. Социология Тенниса вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую свой предмет независимо от его отдельных содержательных характеристик. Это способствовало предметному и методологическому самоопределению социологии. Также он осуществил антипозитивистский переворот в истории социологии, который заключается в переходе от понимания общества как механической связи, к пониманию общности как субъективно- смысловой реальности. Формальная социология Георга Зиммеля

Георг Зиммель (1858—1918), Германия. Основоположник «формальной социологии». Общество для Зиммеля — это совокупность форм взаимодействий (форм социации), а поэтому они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Зиммеля — обобществление или взаимодействие, и оно первично по отношению к обществу. Макс Вебер и «Понимающая социология»

Макс Вебер (1864—1920), Германия. Родоначальник «Понимающей социологии». Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии — в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное, Аффективное, Традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.

9. Американская социология: представители и основные идеи

Герберт Спенсер (1820-1903) -"Социологическая статика" и "Принципы социологии". С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между общ-вом и окр. средой. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально- культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу

эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон "равной свободы". Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.

Уильям Томас (1863—1947). Совместно с Флорианом Знанецким провел и описал исследование случая (case-study) «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации:"Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям".[1]

Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. V, Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. ^ Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, v которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — j приспособление и оппозиция.

^Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном \ поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.

Уильям Огборн (1886—1959). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейдалццдустриальпых психозов К. Паркера. С него началась концепци^технологическог о детерминизма^В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизацийТиорядка и контроля.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!