Как стать счастливым



Нехватка времени — самая большая нехватка нашего времени.

Фред Полак

 

От единственной свечи можно зажечь тысячи других свечей, и при этом жизнь этой первой свечи не станет короче. Когда мы делимся счастьем, его не становится меньше.

Будда

 

Если спросить у десяти человек, что означает «жить в Сейчас», ты получишь десять разных ответов. Это явление в чем-то сродни погоде — все о ней говорят, но никто не пытается как-то повлиять на нее. Возможно, дело в том, что многие из нас не вполне представляют себе, что, собственно, означает «жить в Сейчас» и какая человеку может быть польза от этого состояния.

На первый взгляд может показаться, что дать определение слову «сейчас» — дело нехитрое, но на практике все совершенно иначе. Ты можешь сказать: «Сейчас — это сейчас», и точка. И это будет один из лучших ответов. Стоит копнуть чуть глубже в поиске ответа на вопрос «Что такое сейчас?» — и ты обнаружишь жутчайший клубок вполне рациональных, но безнадежно спутанных логических змей, способных привести в ужас любого ученого или философа. Фактически, стремление постичь текущий момент и обрести тот неуловимый внутренний покой, который как будто должны даровать это постижение, занимает умы людей с тех самых пор, как в глазах наших дальних предков загорелась первая искорка самосознания.

Наши тела-умы эволюционировали под воздействием редких и краткосрочных стрессовых ситуаций, будь то неожиданная перемена погоды, стычка с соседним племенем, прогулка вверх по стволу высокого дерева, чтобы избежать когтей саблезубого тигра... Доисторические охотники-собиратели работали всего лишь по три-четыре часа в неделю, чтобы добыть себе все самое необходимое для выживания. Стрессовые моменты отделялись друг от друга многими и многими днями праздного общения с соплеменниками, неспешных прогулок по берегам озер и многих часов очарованного созерцания облаков.

Если подыскивать одно слово, наиболее точно характеризующее жизнь современного человека, я бы предложил «лихорадочная». Когда еще в истории мы были вовлечены в столь бешеную гонку? Мы воистину доводим себя до безумия. Шестидесяти — семидесяти лет было недостаточно, чтобы наши нервы, кости и мозги адаптировались к постоянно растущему стрессу и убыстряющейся деятельности, которые навязала нам современная жизнь. Ныне, в XXI веке наше тело-ум дошло до предела возможностей, наработанных на протяжении многих и многих поколений неспешной эволюции. Человек рассчитан на более спокойное и созерцательное существование.

И эта присущая нашим древнейшим предкам природа созерцательности все еще пребывает в нас — она генетически заложена в каждую клетку и терпеливо ждет, когда мы откроем ее заново. Это никогда не умолкающий, пусть и слабый голосок, пытающийся пробиться сквозь чудовищный грохот современного безумия. Если вы внимательно прислушаетесь, то услышите его тихую мольбу: «Притормози! Наслаждайся. Пусть мир всего несколько минут просто протекает мимо тебя». Этот голос — не отзвук прошлого и не эхо надежд и страхов, устремленных в воображаемое будущее. Он звучит сейчас. И он возвращает нас к Сейчас.

Мы думаем: ничего не делать — значит тратить время впустую. Но ведь обращаясь внутрь себя, мы омолаживаем ум и тело, в результате чего они обретают гармонию с окружающим миром. Время, «выброшенное» на грезы или на медитации, сторицей окупится жизненной энергией и творческим вдохновением.

От повседневных дел никуда не деться, и хотя периодически отвлекаться от мира для медитаций очень полезно, мы упускаем кое-что очень важное. Мы ошибочно полагаем, будто не можем быть одновременно активными и спокойными. Но на самом деле сочетать внешнюю деятельность с внутренним покоем вполне возможно. Да-да: и волки сыты, и овцы целы. Мы, люди, способны обновлять себя прямо в движении — вы можете поддерживать комфортное состояние внутреннего покоя и одновременно заниматься повседневными делами.

Представьте себе человека, который лежит на спине и смотрит на звезды. Он лежит так уже давно, и его ум подобен безмолвной пустоте космоса. Его ум не похож на ум бизнесмена или заводского рабочего. Этот человек не знает, как открыть дверь, есть суп ложкой или вежливо приветствовать кого-то. Но он исполнен осознанности, умеренности и покоя, какие мы признаем лишь за снятыми или великими духовными учителями. Этот человек умер в незапамятные времена, его похоронили, завернув в шкуры, и оплакали несколько таких же людей, как он, — его соплеменники. Его созерцательная жизнь радикальным образом отличалась от жизни нашего современника, в чьих мыслях отражается не движение звезд, а скорее извивание змей. Синаптические связи современного человека не знают покоя с первой же секунды после пробуждения и до поздней ночи, когда долгожданное безмолвие сна освобождает его от суеты и дает отдых перед бешеной каруселью грядущего дня.

Наш древний предок, по существу, был таким же, как мы. Фактически, он от нас совсем не отличался. Если бы он родился в наши дни и воспитывался в семье представителей среднего класса, не думаю, что ты сумел бы отличить его на школьном дворе от других детей. Однако в этом-то и проблема. Силы, созидавшие его большой мозг и прямоходящее тело, ничуть не похожи на те, которые действуют на человека сейчас, — даже и близко не похожи. Наше тела и умы, сформировавшиеся еще до того, как придумали время, ныне подвергаются воздействию совершенно неестественных сил, незнакомых древнему человеку. Загрязнение окружающей среды, нервная работа, необходимость в многофункциональности, высокий процент разводов, многочасовое сидение у компьютера, ежедневные порции негативных новостей со всего земного шара — все эти стрессовые факторы не были известны нашим давним предкам. Да что там давним — они были неведомы людям еще каких-нибудь сто лет назад.

 

Совершенно очевидно, что в созданном нами мире царит болезненная суета. Нами движет неутолимое желание немедленно заполнить любую пустоту. Знание — новый бог. Нам кажется, что, обретя знание о чем-то, мы тем самым получаем над этим контроль. А если мы что-то контролируем, то можем либо еще дальше развить свои знания и расширить контроль над миром, либо защитить себя от опасностей — как реальных, так и воображаемых. Таким образом, наше коллективное мышление следует примерно в таком направлении: если мы больше узнаем о каком-то предмете, то обретем больше контроля над ним. Если мы усилим контроль над предметом, то сможем использовать его в качестве источника дальнейших знаний или же ликвидировать его как угрозу нашей безопасности и препятствие на пути дальнейшего познания. Не кажется ли вам, что в ткань нашего мышления вплетены нити безумия?

 

«Как обрести больше контроля?» — не тот вопрос, который нам нужно себе задавать. Нас должен намного больше волновать другой вопрос: «Как освободиться от жажды контроля?» Почему, помимо базовых нужд (того, что необходимо для выживания и элементарного комфорта), мы испытываем потребность в большем количестве денег, в более быстрой машине, в том, чтобы поделиться своими проблемами с кассиром в ближайшем магазине? Абрахам Маслоу говорит, что у нас есть психологическая потребность в контроле, и он, очевидно, прав. Однако из этого следует вопрос: «Что служит причиной психологической потребности в контроле?»

 

Потребность в контроле происходит от ощущения, что контроль необходим. Иными словами, мы чувствуем, что не можем все контролировать. Это чувство может быть или не быть осознанным. Чаще всего оно бывает именно неосознанным. Однако эта тонкая подсознательная потребность в контроле питает большинство наших желаний, выходящих за пределы того, что необходимо для выживания и элементарного комфорта. (Я понимаю, что это грубое упрощение сложнейших психологических процессов, протекающих у нас между ушей, но все же проследите за моей мыслью и посмотрите, куда она приведет.)

 

Эго проявляется одним из двух возможных способов. Оно может пребывать в покое, ощущая свое расширение и наполненность. Так бывает, когда ты устремишь свой взгляд в звездное небо или проснешься и чувствуешь себя в ладу с миром — то есть когда дела обстоят именно так, как должны. Однако 99 % времени наше эго проявляется иным способом. Оно чувствует себя пустым и стремится заполнить эту пустоту событиями и людьми, которые могут дать временное ощущение наполненности.

Ключевое слово здесь «временное». Нам не удается умиротворить эго надолго, верно? Когда мы покупаем новую машину, наше эго полностью удовлетворено лишь до того момента, когда появится первая вмятина на дверце или придется делать первую выплату по кредиту. К моменту последней выплаты нам уже не терпится поскорее избавиться от старой машины и купить новую. Новая машина, новая работа, новая еда, больше денег, больше свободного времени, больше любви... Наше эго неугомонно ищет большего, жаждет новых впечатлений в тщетной попытке заглушить этот крохотный, тоненький голосок где-то внутри: «Я еще не наполнено».

 

Возможно, вы полагаете, что это ощущение пустота - плохая вещь, но на самом деле это не так. Подобным же образом и физическая боль — это благо, ведь если бы мы не ощущали боли, то не заметили бы моментов, когда нам причинен вред. Вот представьте себе, что у вас генетический неврологический дефект под названием ангидроз, сопровождающийся нечувствительностью к боли. (Фактически, слово ан-гидроз — это неспособность к потоотделению, нарушение, идущее в паре с нечувствительностью к боли.)

Вам даже есть и пить было бы небезопасно, поскольку вы рисковали бы прожевать свой язык вместе с вилкой и отбивной. Неспешно прогуливаясь в парке, вы могли бы обморозиться и не заметить этого. Или же истечь кровью, ударившись лбом об угол подвесного шкафчика. Боль — природный сигнал тревоги: что-то не так. То же самое касается внутреннего ощущения пустоты. Это предупреждающий сигнал: наши действия не решают возникшей проблемы.

 

Мы самыми разными способами пытаемся заглушить этот слабый голосок, непрестанно напоминающий нам о том, что в нашей жизни что-то не так. Современный человек подходит к подавлению этого голоска просто с исключительной изобретательностью. Технология — совершеннейший инструмент для создания суррогатов, призванных обмануть наш душевный голод. Отличным примером здесь может служить компьютер, за которым я сейчас работаю. Да, это очень полезный предмет, однако (особенно в сочетании с Интернетом) он же представляет собой одну из самых одурманивающих игрушек, разработанных человечеством.

Другой пример — походы по магазинам. Как часто многие из нас то и дело покупают вещи, которые нам в действительности не нужны! Вы еще помните «живые камни»*? Может быть, вы и сами купили себе такой? Давайте признавайтесь. После того как заплатишь кровно заработанные деньги за самый обыкновенный булыжник, не так-то просто взять и выбросить его за забор. Бьюсь об заклад, что где-нибудь в подвале у вас валяется такой камешек.

 

Мы весьма изобретательны в способах отвлечь свое внимание от этого чувства пустоты, одиночества и растерянности. Магазины, еда, экстремальные виды спорта, секс, телевизор... этот список можно продолжать до бесконечности. Мы даже не успеваем насладиться плодами своих усилий, поскольку почти сразу же в мозг проникает червь желания чего-то большего и лучшего. Мы не в силах заполнить эту пустоту вещами, мыслями и эмоциями. Это все равно что замазать индикатор масла в автомобиле черным маркером, чтобы он не напоминал вам о том, что мотор требует ухода.

Пустота, скука, беспокойство и тревога — всего лишь красные предупреждающие сигналы, как и физическая боль. Они пытаются обратить ваше внимание: что-то не в порядке. Они показывают, что внешняя активность не обеспечивает мир внутри. Мы идем наружу, стремясь получить все больше и больше, тогда как решение лежит в другом направлении.

 

*В 1975 году один американец, наслушавшись жалоб от друзей по поводу того, сколько хлопот доставляют домашние животные, стал продавать «живые камни» — самые обыкновенные булыжники в картонных коробках, устланных соломой и снабженных дырками для дыхания. К камню прилагалась юмористическая инструкция по уходу. — Прим. Перев.

 

Так в чем же проблема? Почему мы ощущаем неутихающее стремление достигать все большего и приобретать все больше? Проблема в том, что нам не нужно больше. Нам нужно меньше. Фактически, нам нужно ниже меньше малого. Нам не нужно ничего. Я знаю, звучит дико, но это верно. Так обстоят дела.

Квантовая физика говорит нам, что у реальности есть две стороны:

1) поле форм и энергии и

2) Ничто, откуда эти формы и энергия происходят.

Фактически, первенство в этом вопросе не у квантовой физики.

О том, что пустота предшествует сотворению мироздания, гласят многие духовные тексты: Веды, Упанишады, даосские и буддистские писания, Библия... Ну и почему это важно? Оказывается, Ничто — не пусто. Следите за моей мыслью, сейчас начинается самое интересное. Все вещи в мироздании — звездная пыль и антиматерия, божьи коровки и сладкие грезы — существуют в относительном мире форм и энергии. Это поле форм окружено и пронизано Ничем. Ничто содержит в себе весь строительный материал, необходимый для того, чтобы наполнить наше космическое мироздание бесконечным числом вещей. Именно так: изначально все эти вещи являются Ничем — и лишь потом обретают форму.

Откуда мы знаем, что Ничто существует? Ну как же: об этом говорят как святые, так и ученые. Дэвид Бом (физик-теоретик, авторитет в области квантовой механики, которого Эйнштейн называл своим духовным отцом) называл Ничто «скрытым порядком». Первые два стиха библейской Книги Бытия гласят: «В начале... Земля была безвидна и пуста». Отзвук Ничто присутствует и в строках Тайттирия-упанишады, написанной более 3000 лет назад: «В начале мира не было».

 

Однако Ничто не могло сидеть без дела, так что оно занялось творением. Его первой деятельностью было мышление. И первой мыслью была мысль о Себе. А о чем еще оно могло думать? Эта первая мысль породила ощущение Истинного Я — той безграничной сущности, которую мы называем «Я». Затем Ничто стало думать обо всех тех дивных вещах, какие оно может сотворить. Именно тогда Ничто стало чем-то. В Бытии далее написано. «Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И Тайтти-рия-упанишада тоже сообщает: «Из несуществования возникло Существование. Из самого себя Существование создало Истинное Я. Потому оно и называется Само-Сотворенным». Итак, вы видите: мысль о том, что Ничто является источником Всего, отнюдь не нова. И на то есть определенные причины.

 

Если мы примем Ничто как идею и как опыт, это окажет на нас глубочайшее воздействие. Мы избавимся от страдания. Да, это так Ничто искореняет боль, отчаяние и терзания. Оно устраняет любую дисгармонию и наполняет жизненной силой тело и ум. Воистину, Ничто — это верное лекарство от всех недугов и безумий человечества. Причем оно искореняет их без всяких усилий, устраняя саму потребность в страданиях и напряжении. Единое средство от всего. Потому когда эго стремится обрести внутреннюю полноту с помощью нового романтического приключения или новой машины, ему следовало бы заодно принять и Ничто... а иначе в итоге оно получит совсем не то, чего ожидало: страдание.

 

Безумие, правда? Мы думаем, что для ощущения завершенности нужно собрать вокруг себя побольше всего хорошего — денег, красивых вещей, друзей... Но всем известно: что можно обрести, то можно и потерять. Все мы слышали о людях, которые потеряли состояния и друзей — то, что они прежде считали неотъемлемой частью своей жизни. Но причиной страданий становится не сама потеря. Причина страдания — в страхе перед потерей и в стремлении все вернуть. Проблема не в вещах и не в людях. Страдания порождены привязанностью ума ко всему этому. Ум привязывается к вещам, ибо не знает, сколь ценно Ничто. Если у тебя есть Ничто, тебе нечего терять.

Полагаю, это последнее утверждение нуждается в некоторых разъяснениях.

 

Давайте рассмотрим все сказанное в терминах внутреннего покоя. В минуты безмятежности мы не страдаем, правда? Внутренний покой не совместим со страхом. Спокойный ум не может представить себе страдания. Эти состояния диаметрально противоположны друг другу. Покой не вытесняет страх и страдание — он просто создает атмосферу, где они не могут существовать. Безмятежность — бесплодная почва для страха. Если мы хотим справиться со страданиями, нам следует получше разобраться в том, что такое внутренний покой.

Так что же такое безмятежность? Если определять ее через интенсивность умственной деятельности, то безмятежность означает сниженную умственную деятельность, не так ли? Мысленно сравните ситуации, когда вы смотрите на закат, сидя на опушке леса, и когда спорите со своим начальником.

 

Внутреннее спокойствие можно сохранять даже тогда, когда ваше тело активно. Многие стайеры рассказывают, что они пребывают в состоянии полного умиротворения, когда их тело работает очень напряженно. Я говорю это к тому, что истинная безмятежность означает тишину ума и не зависит от того, что делает тело.

Таким образом, мы можем сказать, что с уменьшением активности ума безмятежность возрастает. Если это так, мы также можем сказать, что полное отсутствие умственной деятельности означает абсолютный покой. Активность — это энергия; нет активности — нет энергии. Отсутствие энергии — это Ничто. Таким образом, Ничто — это абсолютный покой. Логично?

 

Эго всегда стремится что-то добавить, чтобы укрепить свои позиции. Оно думает, что обретет покой и освобождение от страхов, если обеспечит себе более хорошее образование, более крепкое здоровье, больше денег. Проблема в том, что, добавляя вещи, мы добавляем энергию, а энергия, как мы уже знаем, противоположна безмятежности. Это очень важный момент.

Если уподобить обретение безмятежности математическому процессу, то оно похоже на вычитание, а не на сложение. Представьте себе, что из вашей жизни вычитаются какие-то вещи. Чувствуете ли вы себя менее тревожно, когда думаете о том, что вам больше не нужно ходить на работу и даже ехать в отпуск? Даже такие хорошие вещи, как отпуск, могут служить источником стресса. Разве не бывало, что вы возвращались из отпуска с мыслью, что наконец-то сможете отдохнуть? Что ж, могу вас порадовать. Я убедился, что мы можем вести активный образ жизни и в то же время поддерживать ум в состоянии покоя — в точности как бегун, чье тело активно, а ум безмятежен. Для этого придется немного поработать, но результаты впечатляют и вдохновляют. Освойте простую технику Квантового Смещения (КС), и вы сможете без напряжения исцелить самого себя и своих близких от явной дисгармонии повседневной жизни.

 

С математической точки зрения техника КС работает через вычитание. Эта техника предлагает вашему уму все меньше и меньше до тех пор, пока не останется Ничего. Затем — и это самое замечательное — КС фиксирует ум на самом тонком уровне мироздания, где пребывает ваше Истинное Я, одновременно позволяя вам мягко возвратиться к будничной суете. Вы воистину стоите двумя ногами в разных мирах, черпая силу одновременно из обоих. Это ваш ключ к безмятежности и прекращению страданий. Видите, как все просто? Стоит освоить простую двухшаговую технику, и вы сможете создавать покой и гармонию везде, куда бы ни пришли и что бы ни делали. Вы улучшите свои взаимоотношения с людьми, а также свое душевное и физическое здоровье, финансовое положение, спортивные успехи и духовный рост. И сможете помогать окружающим достичь того же.

 

Разве не потрясающе? Просто практикуя Ничто, вы распространяете вокруг себя целительные волны перемен, которые проходят не только через вашу жизнь, но через все мироздание. Вы понимаете, какая сила и какой потенциал кроется в этой необременительной и по-детски простой технике?

 

Примечание автора. Дух и объем данной книги не предполагают глубокого изучения восхитительной механики бытия. Но если вы интересуетесь такого рода изысканиями, вам может прийтись по душе моя книга «Секрет истинного счастья».

Думаю, я уже достаточно много сказал об эго, о внутреннем покое и о Ничто. Пора помочь вам ощутить Ничто на практике — только так все написанное выше сможет обрести для вас смысл. Но на самом деле вы никогда не ощутите Ничто. Ум не может напрямую ощутить Ничто, потому что он в состоянии познавать лишь такие формы, как «мысль» или «эмоция», толкуя все то, что доносят до нас из внешнего мира органы чувств. Уму требуется структура, к которой можно привязаться. Ничто бесформенно, и, как вы вскоре увидите (а вернее, не увидите), Ничто познается через отсутствие ощущений — отсутствие опыта. Ну что ж, начнем?

 

Глава 3

 

ЧИСТОЕ ОСОЗНАНИЕ

...Центр мира везде.

Черный Лось

 

Нет никого, кто увидел бы Бога и продолжал жить. Чтобы узреть Бога, нужно не существовать.

Хазрат Инайят-хан

 

Задумывались ли вы когда-нибудь, что лежит на дне вашего ума? Если бы вы смогли подключиться к источнику своих мыслей, улучшились бы из-за этого ваш секс, ваше здоровье, способность любить и жить без страха? Откуда приходят мысли? И какое влияние мог бы оказать на вашу повседневную жизнь ответ на этот последний вопрос? Давайте некоторое время посвятим исследованию всего этого и посмотрим, что у нас получится.

 

Обнаружение источника мыслей оказывает сильнейшее позитивное влияние на общение с людьми, финансовые успехи, физическую и эмоциональную силу и даже на любовные отношения. Вы освобождаетесь от пут энергии/материи и обнаруживаете то, что лежит за их пределами. Все вещи представляют собой энергию, которая обрела форму. Например, в стуле присутствует достаточно энергии, чтобы поддерживать ваш зад на высоте в 45 сантиметров над полом в продолжение неопределенно длинного промежутка времени. Мысли — это ментальная энергия, искорки духа, зажигающие ум и все, к чему он прикасается.

 

Откуда мы это знаем? Любая сотворенная вещь — включая и мысль — обладает двумя качествами. Она есть одновременно энергия и форма. Например, то, на чем вы сидите, — это энергия в форме стула. Вы знаете, что она обладает энергией, поскольку данный предмет выдерживает ваш вес; и мы условились называть энергию, имеющую такую форму, «стулом», верно? Вы могли бы называть эту вещь, например, «многоцелевая подставка», и это могло бы послужить почвой для отдельного исследования... Но как стул ни называй, он остается энергией определенного вида, принявшей определенную форму.

Мысли не так плотны, как стул, или стол, или рой сердитых пчел, но они существуют, а, следовательно, представляют собой форму и энергию. Будучи сотворенной вещью, мысли должны откуда-то приходить. И это «где-то» — на самом деле нигде. Мысль происходит из того же источника, что и все сотворенные вещи. Источником мысли служит «скрытый порядок» (по Бому), или «пустота», Ничто.

 

Позаимствовав аналогию у Махариши Махеш Йоги, я уподоблю ум пруду. Тогда мысль подобна пузырьку, который поднимается со дна и лопается на поверхности. Поверхность пруда соответствует уровню сознания, где мы осознаем свои мысли. Дно, где рождаются пузырьки, — это Ничто, дающее начало всем сотворенным вещам.

Подобно поднимающемуся к поверхности пруда пузырьку, мысль расширяется, при этом рассеивая свою энергию — чем она выше, тем слабее. По мере удаления от своего источника мысль истощается. Мысль предваряет действие. Совершенно очевидно, что слабая мысль ведет к слабому и неэффективному действию. Не менее очевидно, что, если мы научимся осознавать мысль ближе к ее источнику, наше мышление будет менее искажено и больше заряжено энергией. Весьма полезное знание.

 

Позвольте задать вам вопрос: у вас когда-нибудь заканчивались мысли? Я так не думаю. Мы можем смело сказать, что мысли остаются с нами от первого вздоха и до последнего. Если мысли — это энергия и если они у нас никогда не заканчиваются, тогда получается, что источник наших мыслей обладает неистощимым запасом энергии. И можно предположить, что мы извлекли бы немалую пользу, если бы научились напрямую подключаться к источнику мыслей. Конечно, я не первый, кто говорит об этом. Мудрые мужчины и женщины пытаются привлечь внимание людей к этой идее от начала времен. Если бы мы научились-на-прямую подключаться к источнику мыслей, вся наша жизнь чудесно изменилась бы. А теперь приготовьтесь удивляться: это возможно!

 

Мы можем сколько угодно жонглировать абстрактными теориями и вычурными философскими построениями, пытаясь убедить или разубедить друг друга в чем-то. А решающее слово скажет только опыт. Моя задача состоит в том, чтобы обеспечить вам этот опыт.

Итак, начнем.

 

Упражнение «Остановка мышления»

 

Усядься поудобнее и закрой глаза. А теперь обрати внимание на свои мысли. Просто следуй за ними, куда бы они ни вели. Наблюдай, как они приходят и уходят. После того как понаблюдаешь за мыслями пять—десять секунд, задай себе следующий вопрос и очень внимательно проследи, что произойдет сразу же после этого. Вопрос такой: «Откуда придет моя следующая мысль?»

 

Что произошло? Возникла ли краткая пауза в твоем мышлении, пока ты ждал следующей мысли? Заметил ли ты промежуток — своего рода зазор между вопросом и следующей мыслью? Хорошо, а теперь перечитай инструкцию и выполни упражнение еще раз. Я подожду...

 

Заметил легчайшую заминку в мышлении — паузу между мыслями? Если после вопроса ты был внимателен, то должен был заметить, что твой ум словно бы ждал чего-то. Экхарт Толле, автор книги «Сила Настоящего»*, говорит, что это похоже на состояние кота, поджидающего мышку у норы. Ты бодрствуешь, ты ждешь, но мыслей в этом промежутке нет. Возможно, тебе доводилось слышать, что человек может научиться освобождать свой ум от мыслей только в результате многолетней упорной практики... между тем, ты сам только что сделал это за считанные секунды.

 

Пожалуйста, выполни упражнение еще раз. Выполняй его 2-3 минуты с закрытыми глазами. Приблизительно каждые 15 секунд задавай все тот же вопрос или подобные вопросы, например: «Какого цвета будет моя следующая мысль?» или «Как будет пахнуть моя следующая мысль?». Сам вопрос не имеет особого значения — важно, чтобы ты правильно направил свое внимание. Пристально созерцай паузу, когда она появится. Ищи эту паузу, если ее нет. Твое внимание непременно вскроет этот зазор — промежуток между мыслями. Эта пауза и есть источник мыслей. Возможно, она очень короткая и неуловимая, но она есть. Когда ты станешь регулярно осознавать эту умственную паузу, она начнет творить для тебя чудеса.

Итак, закрой глаза и выполняй упражнение на остановку мышления 2-3 минуты. Я подожду...

 

Закончил? Хорошо. Как ты себя чувствуешь? Появилась некая расслабленность в теле? Мысли стали спокойнее? К тебе пришла невозмутимость и безмятежность? Как ты этого добился? Все, что ты сделал, — это наблюдал паузу между мыслями, и без всяких усилий с твоей стороны тело расслабилось, а ум успокоился.

Все это — признаки того, что ты начал функционировать и жить на более спокойном уровне ума. Тело и ум тесно взаимосвязаны, и, когда ум перестает так напряженно думать, тело расслабляется и становится спокойнее. Ведь тебе известно, каким жестким и скованным становится тело, когда ум пребывает в стрессовом состоянии. Шея и плечи напряжены, голова болит, возникают проблемы с пищеварением, повышается кровяное давление, — и все эти физические расстройства возникают в результате хаоса в уме. А ты только что открыл для себя, каким образом за три минуты можно решить проблему умственного/эмоционального/физического стресса. Удивительно, правда? Ты увидел только верхушку айсберга КС — и благодаря этому простому упражнению уже способен понять, как много может дать тебе постижение Ничто.

 

А теперь позволь задать тебе вопрос: когда ты наблюдал зазор между мыслями, тревожили ли тебя неоплаченные счета, необходимость готовить обед, мысли о том, что подарить жене (мужу) на день рождения? Нет, конечно. Твой ум был совершенно неподвижен и свободен от тревог. Невозможно полностью осознавать Ничто и в то же время страдать от страха, тревоги, раскаяния, чувства вины или от любых других дисгармоничных или разрушительных эмоций. Если бы ты даже остановился на этом важном уроке, течение твоей жизни уже сильно изменилось бы в направлении процветания, творческой самореализации и любви. Но впереди тебя ждет нечто намного большее.

Давай посмотрим, какие еще жемчужины восприятия сулит нам этот просветляющий опыт. Во-первых, скажи мне, что было в промежутке между мыслями? Как ты сказал? Погромче, пожалуйста... Ага, ты сказал: «Ничего». Совершенно верно, в этом промежутке ничего нет. Никаких форм, звуков, цветов, запахов — ничего! Можно сказать, что в паузе присутствует Ничто, — и это верно. Видишь, сколь велико значение этого простого открытия?

 

Если вы прежде отождествляли себя со своими мыслями, эмоциями, воспоминаниями, надеждами и страхами, тогда, возможно, вам открылась новая истина. Мысли и эмоции приходят и уходят. Они относительны и мимолетны. А вы — ваше Истинное Я—представляете собой нечто намного большее, чем способен вообразить мозг. И вы только что нашли этому подтверждение.

 

Разве ты прекратил свое существование, когда остановилось мышление? Ты впал в кому? Потерял сознание? Нет, конечно. Ты присутствовал, верно? Хорошо, но если ты не тождествен своим мыслям и если ты присутствовал в момент этой паузы, тогда кто ты? Логичный вопрос, да? Если ты не знаешь, кем являешься, тогда все, что ты делаешь, не имеет под собой никакой почвы. Ты, как жертва амнезии, — человек, пытающийся жить своей жизнью, но не помнящий, кто он.

Чтобы прочно укорениться в жизненной почве, тебе нужно знать, кто ты. И я могу уверенно утверждать, что ты — не просто личность с ограниченным прошлым и будущим. Тебе предстоит с изумлением обнаружить, что на самом деле ты безграничен и пребываешь за пределами времени и проблем.

 

Давай для начала разберемся, как получается, что ты пребываешь за пределами времени и проблем? В промежутке между мыслями было Ничто. Но все же ты сохранял осознание. Ты наблюдал за мыслями, когда они впервые исчезли, и на их месте возникла пауза. Но кто наблюдал эту паузу?

Давай разберемся. Там было только Ничто, но при этом ты сохранял осознание. Не было ничего, кроме чистого осознания. Причем это осознание не было направлено на что-то — оно осознавало Ничто. Понимаешь? Чувствуешь, к чему я клоню? Если там не было ничего, кроме чистого осознания, тогда ты и есть это чистое осознание. А что же еще?

 

Если ты отождествляешь свое осознание с мыслями, воспоминаниями и планами на будущее, тогда ты имеешь в виду свое малое «я» (или просто «я»). Малое «я» — это совокупность «вещей», составляющих твою жизнь. Малое «я» — это твой возраст, пол, предпочтения, убеждения, воспоминания... Но всего этого не существует в тот момент, когда твое осознание обращается внутрь и наблюдает зазор между мыслями. Чтобы наблюдать, нужно осознавать, правда? Так что в миг, когда твой ум отключается, ты наблюдаешь ту пустоту, которую мы называем Ничто. Однако мы обнаружили, что Ничто не пусто. Ничто наполнено чистым осознанием. И теперь ты раскрыл загадку о том, кто ты есть. Ты — чистое осознание!

 

Думаешь, это невозможно? Но факты упрямая вещь: ты сам непосредственно ощутил, что являешься чистым осознанием. И это - чистая правда. Задолго до того, как малое «я» родилось и встроилось в тот образ, который ты называешь собой, существовало одинокое вселенское Ничто — чистое осознание. А сейчас сделай паузу и глубоко задумайся над этой глубочайшей мыслью... я подожду.

 

Ну как, собственная необъятность внушает вам трепет? Ощущаете свою безграничную вечную природу?

Освобождающее чувство, не так ли?

Давайте еще немного подумаем обо всем этом. Вспомните свое детство. Затем юность, молодость — вплоть до сегодняшнего дня. На разных этапах жизни у вас были различные предпочтения, желания и цели. Тело, ум и эмоции изменились. Ничто не осталось прежним... точнее, только Ничто прежним и осталось. Что не претерпело изменения с самого детства и до сих пор? Ваше осознание. На каждом этапе жизни, в каждую секунду — пока ваше тело-ум было занято тем, чтобы обрести свое нынешнее состояние, — чистое осознание оставалось безмолвным и вневременным свидетелем.

 

При помощи упражнения на остановку мышления вы смогли «проникнуть внутрь» и понаблюдать свои мысли. Затем в результате сосредоточенного ожидания («словно кот, следящий за мышиной норой») вы заметили зазор между мыслями. Вы поняли, что этот зазор представляет собой чистое осознание, а чистое осознание—это ваша безграничная сущность, тот фундамент, на котором покоится ваше «я». Если вы (чистое осознание) действительно безграничны, тогда вы не ограничены в том числе и своим умом. Вы (чистое осознание) должны пребывать везде и всегда, верно?

Оказывается, так оно и есть... Предлагаю вам простое упражнение, чтобы вы могли доказать это своему «я».

 

Упражнение «От руки к руке»

 

Разведи руки в стороны, чтобы получился крест. Посмотри на внешнюю сторону своей правой ладони. В течение 3-5 секунд впитывай ее образ. Затем поверни голову влево, чтобы посмотреть на левую руку. А теперь скажи мне, что было в твоем уме, пока ты переводил взгляд с правой руки на левую? Ничего, верно? А может быть, в это время ты не осознавал? Осознавал, конечно. Пока взгляд перемещался от руки к руке, в твоем мышлении была пауза, но осознание продолжало работать.

Повтори упражнение. Смотри! Даже когда твой ум направлен наружу — во внешний мир, он способен обнаруживать проблески чистого осознания. Чистое осознание есть всегда, в основе всех вещей — оно просто ждет, когда его обнаружат; ждет, когда твое «я» осознает чистое осознание.

 

Давайте не забывать, что осознание — не объект. Оно — это ты (твоя безграничная сущность). Твой ум не сможет до конца принять это, поскольку он не в силах представить себе Ничто. Уму нужны границы — какая-то форма, за которую можно зацепиться, чтобы выполнять свои умственные функции: восприятие, регистрация, анализ, синтез и структуризация информации. Поэтому не волнуйтесь, если поначалу вы все еще будете отождествлять себя с собственным телом-умом.

У ума просто нет другого выхода; требуется некоторое время, чтобы эго отступило в сторону и признало, что первичной реальностью и вашей подлинной сущностью является безграничное чистое осознание, Почему я говорю, что постижение этой истины жизненно необходимо? Когда вы узнаёте, что являетесь неизменным безграничным и вечным осознанием, ослабляется ваша зависимость от хрупкого тела и склонного к ошибкам ума. Приходит понимание, что вы недостижимы для перемен и смерти. Приходит понимание, что за пределами тех вещей и мыслей, которые составляют «я», вы всегда остаетесь безупречно целостным и осознающим.

 

Если уже после нескольких минут наблюдения за паузой между мыслями вы обретаете столь глубокий покой и расслабление, представьте себе, какие радостные приключения ждут вас, когда чистое осознание наполнит все ваши действия — мышление, прием пищи, работу, любовные игры.... Обнаружить на дне своего ума чистое осознание, вибрирующее на всех уровнях — от атомов и до симфонии сфер, — это первый шаг к яркой и благодатной жизни. Следующий шаг — вывести это чистое осознание на поверхность, чтобы оно пропитало и обогатило собой все, что вы делаете.

 

Глава 4

Я ДУМАЛ, ЧТО МЫСЛИ В МОЕЙ ГОЛОВЕ — МОИ*

 

Нельзя сказать, что ты — это то, что ты о себе думаешь! Чтобы узнать, что ты есть, нужно вначале выяснить, чем ты не являешься.

Нисаргадатта

 

Когда мысль стремится преодолеть проблему, при этом придерживаясь той же линии мышления, которая эту проблему породила... я называю это «системной непоследовательностью».

Дэвид Бом

 

С точки зрения ума эта пауза между мыслями — не слишком интересная тема для обсуждения. Просто наполненный тишиной зазор, который заметен лишь в промежутке между окончанием одной мысли и началом другой. Оглядываясь на этот опыт, ум не находит в нем ничего интересного. Уму нравится движение и форма. А зазору между мыслями Ни то, ни другое не свойственно. В нем лишь Ничто. А Ничто с точки зрения ума — это ничто и есть. Но это огромная ошибка. И вот почему. Все мысли в уме происходят из этого Ничто. Проверьте сами. Повторите упражнение на остановку мышления и наблюдайте паузу между мыслями.

 

Не можем не показать вам красоту английской фразы: I Thought I Thought the Thought I Thought. — Прим. ред.

 

Следующая мысль возникает спонтанно — сама собой и без каких бы то ни было усилий с вашей стороны. Вдруг откуда ни возьмись, возникает новехонькая мысль. И это настоящее волшебство, если перестать это обдумывать... Каждая новая мысль — чудо мироздания, сотворенное из Ничего. Получается, что Ничто не пусто. Ничто должно содержать в себе нечто, иначе оно не могло бы порождать мысли. Любопытно, да?

 

Выполняй упражнение «Остановка мышления» еще минутку. Я жду...

 

Ты осознавал эту паузу, правда? Пока ты пребывал «в промежутке», мышления не было. Затем, по прошествии некоторого времени, мысли снова возникли, так? Разве, пребывая в промежутке, ты говорил себе: «Эй, да это же никуда не годится — ничего не делать. Пора бы снова начать думать»? Разве ты принимал решение по поводу того, какой будет твоя следующая мысль? Нет, конечно. Мысли просто снова начались сами по себе. И очередная мысль могла оказаться либо о зазоре между мыслями, либо о пирожках твоей тетушки Тилли... Невозможно предвидеть, о чем будет следующая мысль, поскольку от нас тут ничего не зависит. Сколько мы себя помним, наши мысли присваивает себе наше эго-я. Но оно ошибается. Ты не больше влияешь на собственную жизнь (включая мысли, надежды, страхи и влюбленности), чем зритель в кинотеатре — на персонажей фильма.

 

То же самое ощущение «бесконтрольности» остается и от упражнения «От руки к руке». Когда переводишь взгляд от наружной стороны одной ладони к другой, есть лишь чистое осознание, отражающееся и твоем уме. Ты можешь спросить: «Что направило мои глаза ко второй руке, если в моем уме при этом ничего не происходило?» Или: «Откуда я узнал, где мне нужно остановиться?» И если веришь, что мышление осуществляется твоим малым «я», от этих вопросов станет не по себе. Также весьма дискомфортна мысль о том, что всеми процессами управляет чистое осознание, ибо тогда ты (твое эго) оказываешься совершенно ни при чем.

 

Эго-я не порождает мыслей. Мы не думаем свои мысли. Они приходят спонтанно из чистого осознания. Эго не производит мыслей, но только приписывает их себе. Мысль выходит на сцену без фанфар и аплодисментов. Она рождается из тишины и без усилий движется в спокойных глубинах ума. Если мы осознаем мысль при ее рождении, то сможем понять, что она является порождением чистого осознания. Если наш ум прикован к внешнему миру — к беспорядочной суете чувственного существования, — тогда ему не удается зафиксировать момент творения этой хрупкой жизненной искры. Неосознающий ум улавливает мысль уже очень далеко от породившей ее безмятежности.

 

Осознавая мысли, такой ум признает ценность только самых активных и возбужденных из них. Ум постоянно стремится обрести власть над своими желаниями, кишащими, словно черви в банке, и никогда не находит себе покоя. Но если ум уверен и спокоен, если он совершенно удовлетворен своей ролью простого свидетеля в мироздании, тогда он способен осознавать мысль в момент ее зарождения.

 

Чем дальше от момента зарождения мы осознаем мысль, тем более слабой и искаженной она становится и тем больше проблем создает. Каждая мысль зовет нас обратить свой взгляд внутрь и осознать автономность мыслей в момент их зарождения.Но мы постоянно ленились делать это и в результате имеем кучу проблем. Достаточно взглянуть на состояние нашего мира, чтобы понять: мы почти совсем не реализуем свой потенциал. Последствия эгоцентрического поведения уже давят на нас — и, в конце концов, раздавят насмерть. Единственный путь к спасению состоит (и всегда состоял) в том, чтобы избавиться от склонности присваивать себе право авторства на собственные мысли. Тем самым мы передадим чистому осознанию бремя мышления и все, что с ним связано.

 

Я понимаю: идею о том, что вы не контролируете свое мышление, принять нелегко, — но, избавившись от веры в собственное авторство, вы сразу ощутите, что с ваших плеч свалился тяжкий груз. Я хочу уделить некоторое время рассмотрению этой возможности. Хочу, чтобы вы сами увидели красоту жизни без попыток контроля. Большинству из нас кажется, что мы способны контролировать собственные мысли. Иными словами, мы думаем, что в состоянии произвольно выбирать и направлять свое мышление. Это великая иллюзия, без труда поддерживаемая эго, которое смотрит на груды мыслей и думает: «Они все мои. Мне даже не нужно ничего доказывать, поскольку всем известно, что это правда». Но если вы действительно хозяин всех своих мыслей, тогда вам наверняка будет легко контролировать какую-нибудь одну скромную мыслишку — верно? Давайте посмотрим.

 

бы ты сейчас ни находился, попытайся в течение минуты думать только одну мысль. Да-да, на одну минуту исключи из головы все мысли, кроме одной, которую ты выберешь сам. Например, в течение 60 секунд «думай о дереве». Ну как, легко ли было целую минуту удерживать ум на этой единственной мысли? Скорее всего, уже через несколько мгновений в твою голову просочилась какая-то посторонняя мысль. Чтобы противостоять естественному появлению мыслей из чистого осознания, требуются немалые усилия. Ты заметил, насколько легко проскальзывают в твое сознание посторонние мысли. В данном случае то усилие, которое тебе приходится прилагать, — признак того, что ты плывешь против естественного течения жизни.

 

Однако мудрецы учат нас действовать иначе. Как понять, когда мы движемся с потоком, а когда создаем дисгармонию? Давайте поглубже разберемся с этим вопросом.

Начнем с самого начала. Мы не контролируем то, кем являемся. Мы не решали, кем будут наши родители, и не решали, какой из сперматозоидов какую именно яйцеклетку оплодотворит. Управляли ли мы созданием нашего тела, когда клетка за клеткой совершалось это чудо? А после рождения — могли ли мы выбирать силы внешней среды (включая физический и эмоциональный климат, рацион питания, членов семьи и так далее), которые станут формировать наше новорожденное «я»? Мы сдались на милость генетического программирования и уникальных сил среды, сформировавших из нас те личности, каковыми мы являемся сегодня.

 

Если взглянуть шире, можно сказать, что мы рефлексивно-реактивны. Вот и наши текущие мысли представляют собой реакцию на предшествовавшие им мысли, обстоятельства и стимулы. Обдумывание решения сложной проблемы — это тоже всего лишь реакция очередной мыслью на предшествовавшую ей вереницу размышлений. Как именно мы реагируем, полностью зависит от нашей генетической предрасположенности и влияния среды. Если бы у меня была точно такая же генетическая структура, как у вас, и я жил бы в той же среде, то я и был бы вами. У меня бы просто не было другого выбора. Будучи вами во всех отношениях, я бы действовал и реагировал так же, как вы. Откуда у меня взялась бы возможность быть другим? Как видите, у нас нет той власти над собственными мыслями, которую мы себе приписываем. Это величайшая иллюзия, питающая эго и приковывающая нас к причинно-следственному «колесу кармы».

 

Карл Ренц в своей книге «Миф о просветлении» формулирует эту мысль так: «Просто поймите, что любые ваши дела всегда совершались сами по себе. Все происходило самопроизвольно, и вам не нужно было ничего решать. Страх, что без вашего решения ничего не произойдет, — всего лишь игра ума». И чуть далее Карл добавляет: «От вас не зависит ничего... Каждая идея спонтанна, каждое мнимое решение приходит из ниоткуда, падает с неба, является из непостижимой запредельности».

 

А теперь давайте взглянем на это все под другим углом. Когда в последний раз дела шли в точности так, как вы задумали? Я говорю в точности, а не в общих чертах. Конечно, вы можете сказать: «Я хотел себе новый дом, и вот он у меня есть». Но я не сомневаюсь, что конкретные планы то и дело корректировались по разным причинам — все эти непредвиденные расходы, проблемы с банком, внезапное наследство, болезнь и т. д. Ваша жизнь никогда не идет в точности по плану; порой случаются отклонения к лучшему, порой — к худшему.

 

Предположим, есть человек, с которым вы хотите провести всю оставшуюся жизнь. На основе того, что мы успели узнать о партнере, у вас сложились достаточно определенные представления о вашей совместной жизни, верно? У вас есть планы и надежды относительно того, как будут протекать ближайшие месяцы, годы и десятилетия. Однако случалось ли до сих пор хоть раз так, чтобы ваши взаимоотношения с кем-то хотя бы отдаленно напоминали ваши ожидания? Полагаю, нет. На самом деле, если вы хотите облегчить себе тернистый путь семейной жизни, лучше всего просто расслабьтесь — и пусть все идет, как идет. Дотошность, придирчивость и занудство неизбежно вредят отношениям между людьми. Как ни странно, но, чтобы получить максимум, лучше пустить все на самотек. Напряжение и стремление все держать под контролем только мешает самореализации и душевному покою.

 

Тогда к чему весь этот разговор? Какой смысл ставить под сомнение позиции эго и исследовать всякие замысловатые концепции? Дело в том, что с осознанием факта, что мы практически не управляем своими мыслями и действиями, нашим умом овладевает покой. Каждый импульс к обретению контроля над окружающим миром преследует единственную цель: внутренний покой.

 

В борьбе за контроль мы отчаянно барахтаемся на поверхности своего ума — утопающие в океане противоборствующих сил. Как ни парадоксально, но, если прекратить борьбу и расслабиться, мы не утонем — хотя и соскользнем в безмолвные глубины нашего океанического ума. Там, в неподвижной безмолвной бездне мы с изумлением обнаружим, что все на свете пронизано чистым осознанием. Там мы находим совершенную гармонию — без малейшего позыва к действию.

 

В книге «Я есть То» Нисаргадатта (один из моих любимейших святых XX века) рассказывает, как он обрел свободу от стремления контролировать свою жизнь. Одному искателю истины, который пришел к нему в надежде преодолеть внутренний разлад, Ни-саргадатта сказал: «Когда ум сосредоточен в теле, а сознание сосредоточено в уме, осознание свободно. Неустанно всматриваясь, я опустошил себя, и вместе с этой пустотой ко мне вернулось все, кроме ума. И я понял, что утратил ум безвозвратно».

 

В этом цель Квантового Смещения. Процесс КС дает пищу для ума и удовлетворяет потребности эго, одновременно демонстрируя ему, что для обретения всего, что мы хотим, вовсе не нужны усилия. Фактически, усилия только усложняют любую задачу. Они препятствуют внешнему проявлению творческих сил и внутреннему обретению безмятежности. Со временем, по мере того как человек все больше играет с бесконечными возможностями КС, он постепенно научается полной расслабленности — и это сказывается на его мышлении, поведении и взаимодействии с окружающими.

 

Освобождаясь от страсти все контролировать, мы не только обретаем внутренний покой (который на самом деле и является подлинным объектом любых желаний), но также получаем и внешнюю награду — совершенно неожиданную с точки зрения «здравого смысла». Когда страсть к вещам начинает угасать, мы получаем эти самые вещи в дар — не прося ни о чем и не прилагая никаких усилий. Ты не искал даров, и поэтому получать их особенно радостно. В тебе зреет смирение и пробуждается благоговение перед совершенной гармонией чистого осознания и всех его пропилений. Любая мысль о том, чтобы контролировать кого-то или что-то, кажется совершенно неуместной, как студенческая попойка в монастыре, — и почти столь же нежеланной.

Приведу отрывок из своей книги «Секрет истинного счастья»:

 

Если у тебя возник вопрос, почему дела обстоят так, как обстоят, это свидетельствует о желании заглянуть за пределы своего сектора жизни и познать первозданный разум и общее устройство Вселенной. Нам почему-то кажется, что, если мы сумеем понять космический разум, это поможет нам понять и свой собственный; а отсюда уже рукой подать до устранения всех проблем в нашей жизни, после чего можно будет всегда жить в мире и гармонии.

Благородное начинание, однако, абсолютно бесплодное, и оно только усиливает позиции эго, стремящегося собрать побольше кусочков, чтобы слепить из них нечто целостное. Однако тебе это не нужно. Тут приходит на ум фраза: «Не пытайся исправить вещь, если она не поломана». Если мы чувствуем себя незавершенными, то немедленно беремся решать какую-то мнимую проблему — исправлять ситуацию. А ведь Космос просто подшучивает над нами — мыслящими существами. Ведь только мысль о том, что мы не завершены, заставляет нас ощущать себя незавершенными. Стоит избавиться от этой мысли, и ты сразу же осознаешь, что все обстоит именно так, как должно обстоять.

 

Ты уже завершен — не потому, что я так говорю, но потому, что это факт. Как может продукт Завершенного быть незавершенным? Что более вероятно — то, что ты являешься несовершенным продуктом совершенного Творца, или то, что ты просто пока еще не осознал свою связь с этой безграничной полнотой — не осознал свое совершенство?

 

Все эти вопросы «как» и «почему» не нуждаются в ответе, Все в этой огромной и прекрасной Вселенной есть так, как есть, просто потому, что так оно и есть, — вот и все. В отношении того, что есть, не может быть никаких споров. Как можно утверждать, будто того, что есть, нет? Может быть, ты просто по рассеянности сунул свою безмятежность в карман, желая освободить руки, чтобы копаться в собственных мыслях и вещах в поисках безмятежности? Единственное, что стоит между тобой и безмятежностью, — это мысль о том, что жизнь нуждается в исправлении.

Прими факт, что жизнь представляет собой то, что есть, и прекрати борьбу за то, чтобы ее изменить. И тогда на смену борьбе придет безмятежность. Конец истории, конец страданиям.

 

Понять, что мысль не подвержена влиянию эго-я, означает отдаться тому, что есть. Это состояние подразумевает осознавание чистого осознания — мы позволяем чистому осознанию контролировать происходящее. Хотя в действительности и это неверно. Чистое осознание по самой своей природе ничего не может контролировать. Мы здесь говорим о двух разных мирах: абсолютном чистом осознании — и всем остальном мироздании. В действительности существует лишь одно недвижимое, неделимое, целостное чистое осознание, которое кажется множественным.

 

К чистому осознанию невозможно ничего добавить. Чистое осознание просто есть. Оно повсюду, всегда, и поэтому к нему невозможно ничего добавить или что-то отнять. В силу ограниченности нашего языка мы будем и впредь говорить так, словно бы чистое осознание может быть отделено от нашего ума. В результате у нас возникает иллюзия, будто мы можем обратиться внутрь себя ради внешнего исцеления, — и это нормально, ибо таковы правила игры.

 

Практикуя КС, вы скоро научитесь разделяться:

одна половинка играет, а другая спокойно наблюдает со стороны. Со временем эти две половинки воссоединятся, образовав состояние полной осознанности, — и результате чего даже самые обыденные ваши будни исполнятся неизъяснимого восторга. В вашей руке даже самый обычный камень превратится в дивную сирену, поющую песнь беспредельной безмятежности.

Тогда в окружающем мире не останется и следа дисгармонии — и вы, наконец, обретете свободу.

 

Глава 5

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!