Путь VII. Путь Абсолютного Сыновства 4 страница



1. Божественное мышление идет от абстрактного к конкретной, или видимой, форме.

а. Объективное есть эманация субъективного. – Т. Д., I, 407.

б. Импульс есть энергия Духа, вызывающая объективность. – Т. Д., I, 349, 683.

в. Логос делает объективной скрытую мысль. – Т. Д., II, 28.

2. Прежде чем любая форма энергии сможет стать объективной, требуются три фактора: – Т. Д., I, 89.

а. Потребность.... Отделение. Начальный импульс. Энергия. Воля.

б. Форма.... Качество или образ. Природа. Любовь.

в. Материя.... Объективная сфера. Интеллектуальная активность. – Т. Д., III, 561.

3. Жизнь предшествует форме. – Т. Д., I, 242.

а. Мыслитель остаётся всегда. – Т. Д., II, 28.

б. Сила жизни – это трансформация мысли Логоса в энергию. – см. Т. Д., III, 179.

4. Дух развивается через форму и вне формы. – Т. Д., I, 680.

а. Дух должен достичь полного самосознания. – Т. Д., I, 215.

б. Форма заточает Дух. – Т. Д., II, 775.

в. Принципом ограничения является форма. – Т. Д., III, 561.

г. Дух наполняет все оболочки. – Т.Д., I, 669, прим.

д. Дух проходит через цикл Бытия. – Т. Д., I, 160.

5. Дэвы – источник формы. – Т. Д., I, 488.

Они существуют двумя большими группами:

а. Ах-хи – проводники божественной мысли. – Т.Д., I, 70.

б. Воинство Гласа. – Т. Д., I, 124.

Они – совокупность субстанции четырёх высших и трёх низших планов.

6. Есть форма, сочетающая все формы. – Т. Д., I, 77, 118.

[298] В связи с трансмутацией представляет интерес следующая древняя формула. В давние дни она была основой алхимической работы.

«Правильно, безошибочно, непременно и в высшей степени истинно; то, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху, чтобы осуществить чудеса единой Основы; и как всё произошло от единого в результате медитации единого, так всё произошло от этой единой Основы путём адаптации.

Отец её – Солнце, мать её – Луна; ветер носит её в своем чреве, и Мать её – земля. Она – Отец всякого совершенства и завершенность всего мира. Могущество её цельно, будь она даже превращена в землю.

Ты отделишь землю от огня и тонкое от грубого осторожно, с большим искусством; она восходит от земли к Небу и снова нисходит на землю; воспринимая силу и высших, и низших, – так ты обретаешь славу всего мира; поэтому пусть всякая тьма бежит от тебя. Она – сила всяческой силы, превосходящая всякую тонкую и пронизывающая всякую твердую вещь. Так был сотворен мир». – «Изумрудная Скрижаль Гермеса».

[299] Подробнее об этом см. "Принципы света и цвета" Эдвина Бэббита – (Прим. Ред.)

[300] Человек должен понять природу колеса, в котором он вращается, называемого на санскрите колесом сансары. Последнее слово происходит от корня «Sru» (двигаться) и обозначает колесо движения, или великое колесо изменчивой жизни, в котором человеческие сущности призваны работать и которое никогда не должно покидаться, пока не наработано сострадание к человеку и следование закону единства, связывающему всё множество существ; таково мнение всех истинных йогов и Шри Кришны. Этот великий Наставник излагает природу сансарического колеса своеобразным способом, который заслуживает тщательного размышления. Он говорит: «Все бхуты рождаются от пищи, а пища происходит от Парджаньи, или дождя. Дождь происходит от яджны, а яджна – от Кармы. Карма – от Веды, а Веда – от Вечного». Здесь, как вы видите, приводится семеричная гамма, с бхута (или проявленной формой) на одном конце и вечной, непроявленной для нас субстанцией – на другом. Если мы классифицируем эту семерку согласно теософскому подразделению на низшую четверку, над которой преобладает высшая триада, то получим форму, пищу, дождь и яджну в качестве низшей четверки, и Карму, Веду и Вечную субстанцию – в качестве высшей триады. Вечная субстанция пронизывает всё пространство, созданное мировой песнью и дающее начало всем законам кармы, управляющим развитием мира. Карма развивает низшую четверку, а эта четверка начинается с яджны – духа эволюции, соединяющего высшее с низшим. Яджна, согласно Пуранам, – это дух, который стремится расширить гармонию непроявленного, предоставляя гармонии поле дисгармонии для его переработки и утверждения своего собственного величия. Дух-яджна, создавая проявленную форму, порождает парджанью, или дождь. Слово Парджанья применяется по отношению к дождю и часто – по отношению к духу, чья функция – вызывать дождь. – «Размышления о Гите», с.127.

[301] Цвет (colour). – Первоначально означало «покрытие», «укрывание». От корня «celare» (прятать, укрывать, скрывать). Также «occultare» (скрывать, прятать).

Символика цветов. Язык призмы, в которой «у семи материнских цветов по семь сыновей», то есть сорок девять оттенков, или «сыновей» между семью, причем все они обозначаются своими буквами, или знаками алфавита. Потому для посвящённого в языке цветов пятьдесят шесть букв. Каждая семёрка из этих 56 поглощается материнским цветом, так же как каждый из семи материнских в конце концов поглощается белым лучом – цвета эти символизируют Божественное Единство.

[302] Майя, или Иллюзия. «Слово "майя" – это слово, которое вам следует верно понять, чтобы уловить дух древней философии. Происходит это слово от ма + йя, то есть "не то". Потому майя – это сила, заставляющая вещи казаться не такими, как они есть, или сила иллюзии, происходящей от ограниченности – согласно древнему учению об истинном единстве, периодически кажущемся множественностью силой майи, сосуществующей с этим единством» («Размышления о Гите»).

[303] «Ум – убийца Реального» – «Голос Безмолвия», с. 14-15.

[304] Ахамкара. Принцип «Я», необходимый для развития самосознания, но трансцендируемый по завершении этой работы.

[305] Библия, I Петра, 5:1.

[306] Библия, Малахия, 4:2.

[307] Центр альта (alta major center - дословно, верхний главный центр), расположенный в точке, где позвоночный канал примыкает к черепу, следовательно, в самом низу головы, образован из эфирной материи самой низшей степени, материи четвертого порядка, тогда как эфирные центры учеников состоят из материи более высоких эфиров.

[308] «Поэтому о каждом проявленном Боге говорится как о Троице. Соединение этих трёх Аспектов, или фаз проявления, в их внешних точках соприкосновения с кругом дает базовый Треугольник контакта с Материей, который вместе с тремя Треугольниками из линий, прочерченных Точкой, даёт божественный Тетрактис, иногда называемый Космическим Кватернером, – три божественных Аспекта в контакте с Материей, готовые творить. В своей совокупности они – Сверхдуша космоса.

Что касается формы, то сначала мы должны взглянуть на результаты действия этих Аспектов в смысле отклика на них Материи. Конечно, эти результаты определяются не Логосом системы, а соответствуют Аспектам универсального «Я» в универсальной Материи. Аспект Блаженства, или Воли, налагает на Материю качество Инерции – Тамаса, способности к сопротивлению, стабильности, покою. Аспект Активности придает Материи отзывчивость на действие – Раджас, подвижность. Аспект Мудрости дает ей Ритм – Саттву, вибрацию, гармонию. Именно при помощи подготовленной таким образом Материи Аспекты Логоического Сознания могут проявляться как Существа». – А. Безант. «Изучение сознания», с.9.

[309] Символы. «В символе – или сокрытие, или откровение» – Карлейль.

I. Символы предназначены:

а. Для малоразвитых. Они учат великим истинам в простой форме.

б. Для большинства человечества. Они сохраняют истину в целостности и воплощают космические факты.

в. Для учеников Учителей. Они развивают интуицию.

II. Символические книги из архивов Учителей используются для наставления. Символы в этих книгах интерпретируются:

а. По своему цвету.

б. По своему положению, то есть над, на или под линией.

в. По своему соединению друг с другом.

г. По своему ключу. Одну страницу можно читать четырьмя способами:

1. Сверху вниз – инволюция.

2. Снизу вверх – эволюция.

3. Справа налево – б о льшие циклы и т. д.

4. Слева направо – меньшие циклы.

III. Три ключа:

1. Космическая интерпретация. Символы, обозначающие космические факты, то есть тьма, свет; крест, треугольник.

2. Системная интерпретация. Обозначает эволюцию системы и всего, что в ней.

3. Человеческая интерпретация. Относится к самому человеку. Крест человечества. Семеричный подсвечник.

IV. Четыре рода символов:

1. Символы внешних объектов физического плана.

2. Символы эмоциональной природы астрального плана, картины.

3. Числовой символизм – низший ментал. Человек привык на него полагаться.

4. Геометрический символизм – абстрактный символизм, высший ментал.

[310] Восход и заход Солнца символизирует проявление и обскурацию. – Т.Д., II, 72.

Пралайя бывает различных типов:

1. Космическая пралайя.... Обскурация трёх солнц, или трёх солнечных систем.

2. Солнечная пралайя.... Обскурация системы в конце века Брахмы. Период между солнечными системами.

3. Побочная пралайя.... Обскурация схемы. Период между манвантарами.

Человек повторяет это соответственно при седьмом, пятом посвящениях и при каждом возрождении в трёх мирах.

Плеяды – это центр, вокруг которого вращается наша Солнечная система. – Т.Д., II, 251, 581, 582.

Солнце – ядро и матрица всего в Солнечной системе. – Т.Д., I, 309, 310, 590, 591.

Ядро (kernel) происходит от того же слова, что и зерно (corn).

Ср. слова Библии: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода».

Солнцем управляют те же законы, что и всеми остальными атомами. – Т.Д., I, 168, 667.

[311] См. Раздел VIII «Тайной Доктрины» т. I.

Лотос символизирует и Макрокосм, и Микрокосм:

а. Семена Лотоса содержат в миниатюре совершенное растение.

б. Он – продукт огня и материи.

в. Его корни – в иле, или грязи, он растет в воде, его питает солнечное тепло, он расцветает в воздухе.

МАКРОКОСМ

Грязь.................................... Объективная физическая солнечная система.

Вода...................................... Эмоциональная, или астральная, природа.

Цветок на воде................... Плоды духовного.

Метод................................... Космический огонь, или интеллект.

МИКРОКОСМ

Грязь.................................... Физическое тело.

Вода...................................... Эмоциональная, или астральная, природа.

Цветок на воде................... Плоды буддхического, или духовного.

Метод................................... Огонь ума.

«Смысл того традиционного представления, что Брахма рождается из лотоса или в лотосе, тот же самый. Лотос символизирует мировую систему, а Брахма, пребывая в ней, представляет действие; поэтому он называется Камал-асана, сидящий на Лотосе. Лотос, опять-таки, поднимается из пупа Вишну, потому что пуп Вишну, или всеведение – это неизбежно желание, первоначальная форма которого, согласно Ведам, такая: «Да буду я рожден» (как многочисленное потомство). Из этого центрального, сущностного желания, воли к жизни происходит всё становление, все процессы, все вихри и круги изменения и проявления, которые и составляют жизнь. В таком становлении пребывает Брахма, а из него и благодаря ему, то есть в результате непрестанной деятельности, возникает и проявляется организованный мир, трибхуванам, тройственный мир. Поскольку он проявлен первым, Брахма назван первым из богов; проявление происходит благодаря действию, и он – тот, кто действует; являясь тем, кто действует, он иногда именуется хранителем, или защитником мира, так как тот, кто создает нечто, желает также сохранения своего труда, и более того, само созидание обеспечивает основу и возможность акта сохранения, который, строго говоря, конечно же принадлежит Вишну». – Пранава-Вада, 84, 311.

[312] Т. Д., I, 56, 73, 74

[313] Т. Д., I, 251; II, 625.

[314] Т. Д., II, 519, 520, 521.

* Law of Supply (Прим. Перев.)

[315] Т. Д., I, 214, 449; II, 223.

[316] Т. Д., I, 42-46.

[317] Три Одеяния.

Есть три тела, или формы, будд – Нирманакайя, Самбхогакайя и Дхармакайя.

Нирманакайя – это та эфирная форма, которую принимают, покидая физическое тело и оставаясь в тонком – с добавлением всех знаний адепта. Бодхисаттва развивает её, продвигаясь по Пути. Достигнув цели и отказавшись от плодов, он остаётся на земле как Адепт, а умирая, вместо того чтобы отправиться в нирвану, он остаётся в том великолепном теле, что создал для себя, невидимом для непосвящённого человечества, чтобы охранять и помогать людям.

Самбхогакайя – тоже самое, лишь с прибавлением славы трёх совершенств, одно из которых – полное устранение всех земных забот.

Дхармакая – тело совершенного будды, то есть это вовсе не тело, а идеальное дыхание, сознание, слившееся с Мировым сознанием, или душа, лишённая всяких атрибутов. Достигнув дхармакайя, адепт или будда оставляет все возможные связи с землёй и мысли о ней. Таким образом, адепт, завоевавший право на блаженство нирваны, отказывается – на мистическом языке – от облачения дхармакайя, чтобы быть в состоянии помогать человечеству; от самбхогакайя он сохраняет лишь совершенное знание и остается в нирманакайя. Гаутама Будда, с некоторыми из своих архатов, является таким Нирманакайя, и выше его, ввиду его величайшего отречения и самопожертвования для блага человечества, никого не известно», «Голос Безмолвия», прим.87.

«Поток пересечён. Верно, что ты имеешь право на одеяние Дхармакайя, однако Самбхогакайя более велик, чем Нирвани, а еще более велик Нирманакайя – Будда Сострадания», «Голос Безмолвия», стр.97.

[318] Двенадцать Творческих Иерархий. Изучающие часто бывают озадачены по поводу «дюжин» в космосе. В одном из писем к нам выдвигается следующее предположение: В «Изучении сознания» тройка – путем внутренних перестановок – даёт семь групп; их можно представить как ABC, ACB, BCA, BAC, CAB, CBA и седьмая, синтез, в которой все три равны. Вторые шесть могут быть представлены как (AB)C, C(AB), A(BC), (BC)A, (CA)B, B(AC), причем те, что в скобках, равны, а третья сильнее или слабее. Две группы по шесть и группа, в которой три равны между собой, составляют тринадцать. «Эти тринадцать можно расположить кругом из двенадцати плюс одна в центре. Центральная будет синтетической, будет той, в которой все три равны. Физическим соответствием этого будут двенадцать знаков Зодиака с Солнцем в центре, синтезирующим их все. Духовным соответствием будут двенадцать Творческих Порядков с Логосом в центре, синтезирующим всё». Это расположение вполне законно». – «Теософист», XXIX, стр.100.

Ср. также «Двенадцать Знаков Зодиака».

[319] Т. Д., I, 233-250; III, 565-566.

[320] Т. Д., I, 238.

[321] Т.Д.,I, 239; III, Разделы 43, 44, 45.

* At-one-ing principle.

Здесь любопытная игра слов. «Atonement» на английском означает «искупление», но наряду с этим словом через все книги А.А.Б. проходит очень редко употребляемое в англ. языке литературно-книжное слово «at-one-ment» – «становление одним, единым», «объединение», «единение». Исследовав этимологию слова «atonement», можно утверждать, что между ним и словом «at-one-ment» можно ставить знак равенства, следовательно: «искупление»= «единение». (Прим. Ред.)

* Евангелие от Иоанна, 12:32

* Евангелие от Иоанна, 3:8.

[322] Изучающие должны тщательно отличать эти семь космических Путей от семи лучевых Путей, на которых находится всё человечество и которые разъяснялись здесь ранее. Как мы уже видели, семь лучевых путей становятся тремя, когда единицы на четырёх малых Лучах вливаются в один из трёх главных Лучей. Эти три образуют синтетический Луч Любви-Мудрости к тому времени, когда сыны человеческие принимают заключительные системные Посвящения. Когда эта стадия достигнута и люди осознают единство Солнечной системы не только теоретически, но как практическую реальность, с которой они отождествились, тогда в их сознании рождается нечто, всецело превосходящее сознание; это нечто может быть выражено лишь ограничивающим словом «отождествление». Такое отождествление – космический, а не системный процесс, и само по природе своей семерично. Этот семеричный процесс за неимением лучшего термина называют семеричным космическим Путем.

* Двенадцать лепестков лотоса обычно изображаются как четыре ряда лепестков по три в каждом. (Прим. Ред.)

* «Он прошёл всю эволюцию человечества. Он миновал последнюю ступень, через которую человечество перешагнет в конце большой Манвантары, когда задача этого мира будет исполнена. Для него нет ничего скрытого, ибо все существует в нем: сознание его расширилось настолько, что стало всеобъемлющим. По желанию своему он может погрузиться в Нирвану, где царствует единство, мировое сознание и полнота жизни. Он достиг высшей цели человечества; последние врата широко раскрываются при одном звуке его шагов. Пройдя эти врата, человек становится Дживанмукти, как говорят индусы, или Адептом Асекха – человеком, которому нечему более научиться, согласно буддийской терминологии. Он всё знает и всего достиг. Широкие возможности расстилаются перед ним. За пределами нашей Солнечной системы, за пределами нашего Космоса, в тех областях, о которых мы не в силах ничего себе представить, открываются пути перед Дживанмукти, и он может выбрать тот, по которому хочет идти» (Анни Безант. «Путь Ученичества», конец главы «Жизнь ученика» – Прим. Ред.).

[323] Примечание. Эти семь станс образуют лишь одну истинную стансу из древнейшей в мире книги, которую никогда не видели глаза обычного человека. Здесь передан только смысл, а не буквальный перевод, а некоторые фразы и вовсе исключены из станс по одной из следующих трёх причин: либо в рукописи, из которой взяты эти отрывки, не хватает отдельных слов или символов, пропущенных из-за чрезвычайной древности материала, на котором написан текст, либо их вставка сообщила бы слишком много значения человеку, чье восприятие достаточно пробуждено. В-третьих, вставка пропущенных слов вызвала бы только путаницу или даже насмешки ввиду невозможности их правильного перевода; они касаются осознаний, намного превышающих возможности постижения человека нашего времени.

* Буквы латинские. (Прим. Ред.)


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!