Восточный тип культуры



Деление на «Запад – Восток» восходит к эпохе античности. Древние греки издавна противопоставляли себя так называемому Востоку, т.е. всему тому, что лежало за восточными пределами. С тех пор представление о «Востоке», с теми или иными вариациями, как о совершенно ином мире сохраняются и до наших дней. Когда мы говорим: «Запад», то подразумеваем европейскую и американскую культуру, «Восток» – страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Деление культур на восточные и западные фиксирует не только территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно- экономических и политических структур.

В художественной литературе XX века наиболее ярким выразителем идеи о несовместимости западной и восточной культур стал известный английский писатель Редьярд Киплинг:

Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья престола божья в день страшного суда.

В центре внимания ученых – востоковедов (в период становления данной научной дисциплины) находились история и культура европейского народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский мир. В XIX веке были открыты следы древних цивилизаций Ближнего Востока, в XX веке – древнейшая цивилизация в Южной Индии.

Первоначальное представление о Востоке как более или менее едином культурном образовании, как первой исторической ступени всемирного развития человечества было со временем переосмыслено. В современных типологических схемах, восходящих к М. Веберу, китайская, индийская и ближневосточные цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества – наряду с европейской. Большое своеобразие, которое было создано европейской цивилизацией в экономике, социальной, политической сферах, в области духовной культуры, выводит Запад за рамки общецивилизационной «нормы» и позволяет представлять цивилизации Востока как традиционные, т.е. «нормальные».

Согласно этой точке зрения, именно Восток в широком смысле слова стал колыбелью мировой Цивилизации и человеческой культуры (Л.С. Васильев).

При всем многообразии восточных цивилизаций «мы вправе вычленить, - пишет Васильев, - три гигантские структуры»: китайскую, индо – буддийскую и арабо – исламскую. Сходной классификации придерживались и другие исследователи,считая, что Дальний Восток сущностно представлен китайской цивилизацией, Средний Восток – индуистской, Ближний Восток – исламской.

На Востоке религия и культура практически совпадали на протяжении тысячелетий. «Восточные религии, - пишет Б.С. Ерасов, - представляют собой социокультурный комплекс, совмещающий в себе не только собственно сакральные представления, верования и ритуалы, но также нормативную мораль, право, эстетику, социальные учения, а вместе с тем и соответствующие институты различной степени сакрализации, регулирующие отношения между верующими по поводу духовных факторов».

Рассмотрим различные типы восточной культуры, основанные по религиозно – культурному признаку.

Конфуцианско – даосистский тип культуры.

Это культура китайского этноса, в основе которой лежат социальная этика и властная иерархия. На первый план выдвигаются эталоны высшей добродетели и подражание им. Религия представлена как канонизированная этика, и проблемы таинства бытия, вопросы жизни и смерти почти исключены из китайской культурной традиции. В этом главная отличительная черта традиционной культуры Китая, имеющей два начала – даосизм и конфуцианство.

Индо – буддийский тип культуры.

Главной отличительной чертой этого типа культуры является слияние религии и философии. Главными в учении Будды (основатель буддизма) являются нравственные нормы поведения человека. Через нравственность, размышление и созерцание человек может достичь истины, прийти к своему совершенству. Для индо– буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, отрешенность от мира, индивидуализм, метафизичность представлений о мире.

Исламский тип культуры.

Относительно молодой тип культуры, главной отличительной чертой которого является строгий монотеизм – вера в единого бога – Аллаха. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Особенностью является и стремление подчинить религиозным законам (шариату) все сферы жизни правоверных. Вера в бога, исполнение норм религии, пятикратная молитва гарантируют вечную жизнь в раю. При этом ислам призывает к покорности земным властям. В центре арабо-исламской и тюрко-исламской культур находится Коран – священная книга с текстом обращений Аллаха к правоверным. В Коране сосредоточено мировоззренческое ядро исламской культуры. Ведущее место в культуре ислама занимает исламская картина мира, дополненная космогоническими представлениями.

Несмотря на многообразие и уникальность традиций, восточные цивилизации

«существенно не противоречат друг другу» в силу следования изначальному общему «высшему принципу» (Генон), и поэтому можно выделить некоторые общие особенности, присущие Востоку.

1. Устойчивость Восточной цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается

крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

2. Связь с природой. Европейцы резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя её частью. Человек Востока никогда не терял связи со средойm обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и целостность в себе самом.

3. Приверженность традициям. Все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения.

4. Особое отношение Востока к религии, которое отличается от Западного. Религии Востока – это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

Если на Западе христианский Бог создал мир, людей и властвует над ними, являясь надмирным Богом, то на Востоке Боги не властвуют над природой, а являются её частью и находятся в зависимости от неё.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!