Инженерно-техническое оборудование
12.1. Технология музеев требует высокого уровня технического оснащения зданий, которые оборудуются центральным водяным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, приточно-вытяжной вентиляцией (кондиционированием), освещением и слаботочными устройствами, в том числе охраной и пожарной сигнализацией, молниезащитой и электрочасификацией.
Самым надежным способом обеспечить долговечность экспонатов является оборудование музеев установками для кондиционирования воздуха в экспозиционных залах и фондохранилищах – круглосуточное и круглогодичное, обеспечивающее оптимальный температурно-влажностный режим 18 – 22 °С и относительную влажность 55 ± 5 %.
12.2. Для обеспечения сохранности особо ценные экспонаты следует размещать в специальных герметических витринах с заполнением инертным газом.
12.3. Здания крупных и крупнейших музеев оборудуются централизованным пылеудалением.
12.4. Кратность обмена воздуха рекомендуется принимать: в экспозиционных залах 5 – 6; в хранилищах 1,5 – 2; в кинолекционном зале 4 – 6; в лабораториях 10.
12.5. Освещение следует решать с учетом содержания экспозиции и требований сохранности экспонатов.
Уровень общей освещенности не должен создавать излишних контрастов. При резком перепаде освещенности следует предусматривать переходную зону для адаптации зрителей: в центральной части поля зрения контрасты в освещении не должны превышать 1:3, а между центром и периферией 1:10.
|
|
12.6. Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда это допускается требованиями консервации (рис. 13 – 15).
В большинстве случаев требуется принятие следующих мер:
устранение попадания прямого солнечного света;
визуальная связь с окружением.
12.7. Преимущества искусственного освещения состоят в следующем:
независимость от состояния погоды;
использование помещений в вечерние часы;
создание качественных и количественных характеристик освещения в зависимости от требований экспозиции;
возможность регулировать интенсивность и спектральный состав света;
обеспечение планировочной гибкости.
Устройство искусственного освещения должно обеспечивать:
возможность полноценного осмотра экспонатов;
индивидуальную подсветку ведущих экспонатов (или деталей интерьера, представляющих художественную ценность);
пожарную безопасность;
нормальные условия работы в рабочих помещениях.
12.8. Для освещения рабочих мест сотрудников, выполняющих работу повышенной точности, рекомендуется предусматривать дополнительное местное освещение.
12.9. При проектировании освещения экспозиционных залов следует исходить из светочувствительности экспонатов.
|
|
12.10. Освещение картин люминесцентными лампами (примерно 4000 К температурой цвета) следует предусматривать с направлением светового потока порядка 30° по вертикали.
12.11. Освещение ковров. Ввиду большой чувствительности к свету желательно исключить освещение естественным светом. Для ковровых изделий, вывешенных на стенах, рекомендуется освещение под углом 30 – 40° с помощью ламп накаливания.
12.12. Освещение гравюр, масок и рисунков. Исходя из высокой чувствительности этих экспонатов к радиации, теплу и влажности, дневной свет должен быть полностью исключен. Экспонаты помещают в витрины, освещенные снаружи лампами накаливания.
Уровень освещенности в экспозиционных залах должен устанавливаться в соответствии со светостойкостью экспонатов.
12.13. Рекомендации по освещению различных экспонатов приведены в табл. 12.
Таблица 12
Вид экспонатов | Рекомендуемый источник света | Допустимая освещенность |
Предметы, малочувствительные к свету: изделия из металла, керамики; минералы1, драгоценности, стекло, эмали | Естественное освещение. Люминесцентные лампы с температурой цвета 4000 – 6500 К. Обычные лампы накаливания. Лампы с йодным циклом. Небольшие прожекторы | Редко бывает необходимо превышать 300 лк |
Произведения живописи, лаки, дерево, слоновая кость, клеевая краска | Естественное освещение. Люминесцентные лампы с цветотемпературой 4000 – 6500 К. Лампы накаливания. | Максимум 150 лк. Предельная годичная освещенность картин равна 650 тыс. лк/ч |
Экспонаты, особенно чувствительные к свету: акварели, рисунки, ткани, одежда, рукописи, зоологические и ботанические коллекции | Лампы накаливания | Не более 50 лк с максимальным сокращением времени экспонирования |
1 За исключением светочувствительных. |
12.14. При проектировании новых музейных зданий следует обращать особое внимание на принятие специальных противопожарных мероприятий. В экспозиционных залах и фондохранилищах рекомендуется применять углекислотное пожаротушение.
|
|
Электропроводка обязательно выполняется скрытой. Установка раздвижных решеток возможна только на окнах первого этажа по согласованию с Госпожнадзором.
В отделке не следует применять сгораемые токсичные полимерные материалы.
Из экспозиции и помещений, где проводятся массовые мероприятия – лекции, кинопоказ, встречи, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
|
|
В экспозиционных и выставочных залах проходы между оборудованием должны быть не менее 2 м, а главный проход – не менее 3 м.
Хранилища должны быть изолированы от прочих помещений музея стенами с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч. Стены внутри хранилищ могут иметь 2-часовой предел огнестойкости. Ширина проходов в хранилище назначается не менее 0,9 м, а главных проходов – 2,5 м.
Здание музея должно быть обеспечено молниезащитой.
12.15. В зданиях музеев должна быть предусмотрена система удаления мусора: сбор, накопление, а также временное (в пределах санитарных норм) хранение мусора и обеспечение возможности его дальнейшего вывоза. В музеях с экспозиционной площадью более 5000 м2 следует предусматривать централизованную систему вакуумной пылеуборки.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!