Глоссарий, основные положения и понятия по тематике учебной дисциплины.
Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данной социальной среды, класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое. Конкретный человек всегда находится в состояния выбора приоритетов целей, мотивов, потребностей, учитывая ожидания как собственные, так и субъектов внешней среды. От структуры этих приоритетов зависит поведение человека. Имеется ли у него приоритет социальных мотивов перед личными или хотя бы внимание к интересам общества, коллектива, других людей — от этого зависит и отношение общества к нему, и оценка результатов его деятельности.
|
|
Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль, признаваемая одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека и общества, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Задачи этики:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"
Мораль (лат. мoralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Это особая форма общественного сознания и вид общественных (моральных) отношений, основанных на понимании личностью, группой и иной человеческой общностью добра и зла, должного и сущего, благородного и низменного, а также способ регулирования поведения людей в обществе, нравственную деятельность человека.
|
|
Моральное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону, предписывающую людям определенное поведение и поступки в качестве их долга. Это представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми.
Моральное сознание включает:
- нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье);
- нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения);
- нравственные нормы (образцы поведения);
- нравственные чувства
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О ней можно говорить, когда поступок, поведение, их мотивы, намерения, цели, последствия поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Именно поэтому поведение человека это единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним.
Принцип коллективизма (общинности) -для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время, заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.
|
|
При этом единство и взаимность в сообществе поддерживались на основе «золотого правила нравственности»:
• чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);
• относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).
Юридическая этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах юридической деятельности.
Категории этики – это основные понятия, теоретические конструкции этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
|
|
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Благо – это все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления).
Следует иметь в виду, что полезность не всегда совпадает с благом (например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности создает экологические проблемы).
Справедливость –этическая и правовая категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Долг – категория этики, означающее отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения (это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности за его исполнение перед самим собой, в связи с чем совесть иногда называют обратной стороной долга).
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности.
Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Это выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой и форма самоутверждения личности. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с нормами нравственности и требовать от окружающих соответствующего признания его ценности как личности.
Честь - категория этики, означающая моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, сотрудника правоохранительного органа).
Репутация – это мнение о нравственном облике человека, сложившаяся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении или деятельности.
Гуманизм -(от лат. humanus – человечный) принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Гедонизм - (возник в IV веке до н.э. в Древней Греции, представители Аристипп и Гегесий) это учение, представители которого (гедонисты) считали, что основа человеческой жизнедеятельности — наслаждения, удовольствия. Страдание воспринималось как очевидное зло, которое необходимо избегать. Высшее наслаждение человек может получить в ходе «научного познания окружающего мира». В эпоху средних веков западноевропейская мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедонизму отрицательно из-за его ярко выраженного натурализма, то есть гедонисты видели истоки нравственности в природе, а не в божественной воле.
В оппозиции гедонизму находится аскетизм, цель которого — подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринимающих чувственную жизнь как греховную.
Эвдемонизм — этическое направление, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в естественном стремлении к счастью. Однако счастье не есть чувственное удовольствие. Счастье было объявлено целью всех стремлений. Но счастье отдельного человека не должно зависеть от изменчивого внешнего мира. Эвдемонический принцип присутствует в этике Юма, особенно большое значение он приобретает у Вольтера, Дидро, Руссо и Гельвеция.
Ригоризм - означает подчинение воли нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обуздывать естественное стремление к счастью: «человек живет не для радости, а для совести». Мыслители-ригористы утверждали, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противостоит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные проблемы — прежде всего, материальные. Этика ригоризма — это, в первую очередь, этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую школы. В Новое время учение Канта выделяется своим ярко выраженным ригоризмом.
Утилитаризм -главной нравственной ценностью считается польза, в его основе лежит частный интерес. Утилитаризм пропагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе основание и конечную цель нравственных поступков. В Новое время возникло стремление связывать нравственность с реальными интересами людей. Однако существует противоречие между частным интересом и интересом общим. Чтобы решить данное противоречие, была разработана теория разумного эгоизма.
Теория разумного эгоизма -его суть состоит в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут сочетаться с ними.
Идеализм -- это обоснование нравственности божественными, сверхъестественными причинами. Сверхъестественное обоснование нравственности имеет богатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что можно говорить об их неразрывности. Представители идеализма воспринимали Бога и мир как нечто, существующее независимо от человеческого сознания. Они утверждали, что нравственные законы, данные Богом, существуют вечно, независимо от развития человеческого общества.
Судебная этика – совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали (нравственности) в этой области.
Судебный этикет – есть совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий поведения в соответствующем государственном органе власти.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!