Вводные замечания к первоначальному изданию 4 страница



В. Мировой Душе, или "Anima Mundi"?

О. Называйте её так, если хотите. Это тип, противоположный этим иерархиям, являющимся его дифференицрованной антитезой. Единый безличный Великий Архитектор Вселенной — это МАХАТ, Вселенский Разум. И махат — это символ, абстракция, аспект, принявший туманную форму некоего существа во все-материализующих представлениях человека.

В. Какова истинная разница между дхьяни-буддами в ортодоксальных и эзотерических представлениях?

О. Философски — очень большая. Они — как высшие дэвы — называются буддистами бодхисаттвами. Экзотерически их пять, в то время как в эзотерических школах — семь, и не единичных существ, а иерархий.

В "Тайной доктрине" говорится, что пять будд пришли и два придут в шестой и седьмой расах. Экзотерически среди них председательствует Ваджрасаттва, "Высший Разум" или "Высший Будда", но ещё более трансцендентен Ваджрахара, подобно тому, как и Парабрахман превосходит Брахму или махат. Таким образом, экзотерические и оккультные значения дхьяни-будд совершенно различны. Экзотерически каждый — троица, три в одном, проявляясь втроём сразу в трёх мирах — как человеческий будда на Земле, дхьяни-будда в мире астральных форм, и арупа, то есть бесформенный будда в высшем нирваническом царстве. Таким образом для человеческого будды, воплощения одного из этих дхьяни, пребывание на земле ограничено сроком от семи до семи тысяч лет — в разных телах, поскольку как люди они подвержены обычным условиям, несчастным случаям и смерти. В эзотерической же философии, с другой стороны, это значит, что только пять из "семи дхьяни-будд" — или, скорее, семи иерархий этих дхьяни, которые в буддийском мистицизме тождественны высшим воплощающимся разумам, или кумарам индусов — только пять до сих пор появлялись на Земле в регулярной последовательности воплощений, а последние два должны прийти во время шестой и седьмой коренных рас. И это снова полуаллегорично, если не полностью, поскольку шестая и седьмая иерархии уже воплотились на этой Земле вместе с остальными. Но так как они достигли так называемого "буддства" почти с начала четвёртой коренной расы, о них говорят, что они с тех пор пребывают в сознательном блаженстве и свободе вплоть до начала седьмого круга, когда они будут вести человечество, как новую расу будд. Эти дхьяни связаны только с человечеством, а строго говоря, только с высшими "принципами" людей.

В. Отправляются ли дхьяни-будды и планетарные духи, управляющие глобусами, в пралаю, когда их планеты входят в это состояние?

О. Только в конце седьмого круга, а не между всеми кругами, поскольку они должны наблюдать за работой законов во время этих малых пралай. Более полные детали этого предмета уже описаны в третьем томе "Тайной Доктрины". Но все эти различия фактически просто функциональны, поскольку являются аспектами одной и той же Сути.

В. Наблюдает ли иерархия дхьяни, в чью компетенцию входит наблюдать за кругом в период его активности, за целой последовательностью глобусов или за одним конкретным?

О. Есть воплощающиеся и есть наблюдающие дхьяни. О функциях первых я уже говорила; относительно же последних представляется, что они выполняют свою работу следующим образом. Каждый класс или иерархия соответствует одному из кругов, первая и низшая иерархия — первому и менее развитому кругу, вторая — второму и так далее, пока не будет достигнут седьмой круг, находящийся под наблюдением высшей иерархии семи дхьяни. В конце они появятся на Земле, как и некоторые из планетарных, поскольку всё человечество станет бодхисаттвами, их собственными "сынами", т.е. "Сынами" их собственного духа и сущности или — их самих. Таким образом разница между планетарными духами и дхьяни лишь функциональна. Одни полностью божественны, другие — сидеральны. * Только первые называются анупадака, то есть не имеющие родителей, поскольку были излучены непосредственно из того, что не является ни Отцом, ни Матерью, но непроявленным логосом. Фактически они — духовный аспект семи логосов; а планетарные духи в совокупности являются семью сефиротами (три высших являются сверхкосмическими абстракциями и подменами в Каббале) и составляют Небесного Человека, или Адама Кадмона; дхьяни же — это общее название в буддизме, обозначение для всех богов. Однако следует всегда помнить, что хотя они и "боги", им не следует поклоняться.

__________
* Т.е. звёздные — прим. пер.

В. Почему бы и нет, если они боги?

О. Потому что восточная философия отвергает идею личностного и внекосмического божества. А тем, кто называет это атеизмом, я бы сказала следующее. Нелогично поклоняться одному такому богу, потому что, как сказано в Библии, "есть много богов и господ много".* Потому, если поклонение желательно, мы должны избрать или поклонение многим богам, каждый из которых ограничен не больше и не меньше, чем другие, то есть политеизм и идолопоклонство, или же, как сделали израильтяне, выбрать из них одного племенного или расового бога, и веря в существование многих богов, игнорировать их и выказывать к ним неуважение, считая своего собственного высшим и "Богом Богов". Но логически это неоправдано, поскольку такой бог не может быть ни бесконечным, ни абсолютным, но должен быть конечным, и так сказать, ограниченным и обусловленным пространством и временем. С пралаей племенной бог исчезает, и Брахма, и все другие дэвы и боги погружаются в Абсолют. Потому оккультисты не поклоняются и не возносят молитв им, поскольку если бы мы это делали, то должны были бы поклоняться многим богам, или же молиться Абсолюту, который, не имея атрибутов, не может иметь и ушей, чтобы нас услышать. Даже поклоняющийся многим богам неизбежно оказывается несправедлив к другим — как бы далеко он ни простирал своё поклонение, для него просто невозможно будет поклоняться каждому в отдельности, а если он изберёт какого-нибудь особого, в своём невежестве он может вовсе не выбрать самого совершенного. Потому, ему бы гораздо лучше помнить, что у каждого человека есть бог внутри, непосредственный луч от Абсолюта, небесный луч Единого; что у него есть "бог" внутри, а не вне его.

__________
* I Коринфянам, VIII. 5 — прим. пер.

В. Существует ли какое-то имя, приложимое к планетарной Иерархии или духу, наблюдающему за всей эволюцией на нашем глобусе, например, такое, как Брахма?

О. Нет, за исключением общего названия, поскольку это иерархия и она семерична; тем не менее на самом деле мы называем это, как и некоторые каббалисты, "Духом Земли".

В. Очень трудно помнить все эти бесконечные иерархии богов.

О. Не более, чем для химика помнить бесконечные химические символы, если он специалист. В одной только Индии, тем не менее, более 300 миллионов богов и богинь. Ману и риши — также планетарные боги, поскольку о них сказано, что они появились в начале человеческих рас, чтобы наблюдать за их эволюцией, и последовательно воплотились и спустились на землю с целью учить человечество. И есть сапта риши, "Семь Риши", о которых экзотерически говорится, что они пребывают в созвездии Большой Медведицы. Есть также планетные боги.

В. А они выше, чем Брахма?

О. Это зависит от того, в каком аспекте рассматривать Брахму. В эзотерической философии он — синтез семи логосов. В экзотерической теологии он аспект Вишну у вайшнавов, у других — что-нибудь другое, как в Тримурти, индусской Троице, где он главный создатель, в то время как Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель. В каббале он конечно же Адам Кадмон — "муже-женский" человек из первой главы книги Бытия, поскольку сефироты происходят от Адама Кадмона, как и ману происходят от Брахмы, и их также семь или десять, в зависимости от условий.

Однако мы должны перейти к следующей шлоке Станц, объяснения которых вы хотели.

 

Шлока 9. НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА, КОГДА АЛАЙА ВСЕЛЕННОЙ (Душа, как основа всего, Anima Mundi) БЫЛА В ПАРАМАРТХЕ (Абсолютном Бытии и Сознании, являющимися Абсолютным Небытием и Бессознательностью), А ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУПАДАКА?

В. Обозначает ли "Алайа" то, что никогда не проявлено и растворено, и происходит ли это от "а", отрицательной частицы, и "лайа"?

О. Этимологически это так — и я, конечно, не готова ответить вам так или по-другому — это должно означать противоположное, хотя сама лайа — это то, что непроявлено; потому это должно обозначать то, что не непроявлено, если это вообще должно что-либо значить. Как бы мы ни препарировали этимологически это слово, это просто "душа мира", Anima Mundi. Это демонстрируется самой формулировкой шлоки, которая говорит об алае, находящейся в парамартхе — т. е. в абсолютном Небытии и Бессознательности, будучи в то же время абсолютным совершенством или самой Абсолютностью. Это слово, тем не менее, стало яблоком раздора между школами северного буддизма йогачарья и мадхьямика. Схоластика второй делает из парамартхи (сатьи) нечто зависимое от других вещей, и потому относительное, упраздняя этим всю метафизическую философию слова "Абсолютность". Другая школа весьма справедливо отвергает эту интерпретацию.

В. А эзотерическая философия учит той же доктрине, что и школа йогачарья?

О. Не совсем. Но давайте продолжим.

 

Станца II

Шлока 1. ... ГДЕ БЫЛИ СТРОИТЕЛИ, СИЯТЕЛЬНЫЕ СЫНЫ МАНВАНТАРИЧЕСКОГО РАССВЕТА?... В НЕИЗВЕСТНОЙ ТЕМНОТЕ, В ИХ АХ-ХИ (чоханической, дхьяни-буддхической) ПАРАНИШПАННЕ; ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФОРМЫ (рупа) ИЗ НЕ-ФОРМЫ (арупа), КОРЕНЬ МИРА — ДЭВАМАТРИ И СВАБХАВАТ — ПОКОИЛИСЬ В БЛАЖЕНСТВЕ НЕБЫТИЯ.

В. Являются ли "светящиеся сыны манвантарического рассвета" усовершенствованными человеческими духами прошлой манвантары, или же они на пути к человечеству в этой или следующей манвантаре?

О. В данном случае, а именно маха манвантары после маха пралайи, они являются последними. Они — первичные семь лучей, из которых в свою очередь эманируют другие светящиеся и несветящиеся жизни, будь то архангелы, черти, люди или обезьяны. Некоторые были, а некоторые только теперь станут человеческими существами. Только после того, как разделятся семь лучей и семь сил природы возьмутся за них и будут работать над ними, они станут краеугольными камнями или же отвергнутыми кусками глины. Потому всё — в этих семи лучах, но на этой стадии невозможно сказать, что именно — в котором, поскольку они ещё не разделились и не индивидуализировались.

В. В следующем высказывании —

"Эти "Строители, Сыны манвантарического рассвета", являются истинными творцами Вселенной; а в этом учении, имеющем отношение только к нашей планетной системе, они, как архитекторы последней, также называются "Наблюдателями" Семи Сфер, которые экзотерически — это семь планет, а эзотерически — семь земель или сфер (планет) нашей цепи"

— под планетной системой подразумевается Солнечная Система или цепь, к которой принадлежит наша Земля?

О. Строители — это те, кто строит вещи и придаёт им форму. Этот термин равно приложим к строителям вселенной и к малым глобусам, как в нашей цепи. Под планетной системой подразумевалась одна наша Солнечная Система.

 

Шлока 2. ГДЕ БЫЛО МОЛЧАНИЕ? ГДЕ БЫЛИ УШИ, ЧТОБЫ ОЩУТИТЬ ЕГО? НЕТ! НЕ БЫЛО НИ МОЛЧАНИЯ, НИ ЗВУКА; НИЧЕГО, КРОМЕ БЕСПРЕРЫВНОГО ВЕЧНОГО ДЫХАНИЯ, НЕ ЗНАЮЩЕГО СЕБЯ.

В. В отношении следующего высказывания:

"То, что вещи могут прекратить существовать и тем не менее БЫТЬ — фундаментальная идея в восточной психологии. Под кажущимся противоречием терминов лежит факт Природы, который важно скорее осознать в уме, чем спорить о словах. Знакомый пример подобного парадокса даёт химическое соединение. Вопрос, перестают ли водород и кислород существовать, когда составляют воду, всё ещё является спорным".*

__________
* Т. I, 54/100.

Будет ли правильным сказать, что воспринимаемое нами — это другой "элемент" той же субстанции? Например, когда вещество в газообразном состоянии, можем ли мы сказать, что воспринимается элемент Воздух; соединёнными же в форме воды, кислород и водород предстают в облике элемента Воды, а когда она в твёрдом состоянии льда, тогда мы воспринимаем элемент Землю?

О. Это невежда судит обо всех вещах по их видимости, а не по тому, чем они являются на самом деле. На этой земле, конечно, вода — элемент совершенно отличный от всякого другого, если использовать последний термин в смысле различных проявлений одного элемента. Коренные элементы — Земля, Вода, Воздух и Огонь — более понятные состояния дифференциации. И раз так, в оккультизме трансмутация становится возможной, поскольку видно, что ничто на самом деле не таково, каковым представляется.

В. Но кислород, обычно встречающийся в газообразном состоянии, может быть сжижен и даже заморожен. Тогда воспринимается ли оккультный элемент Воздух, когда кислород газообразен, элемент Вода — когда он в жидком состоянии, и элемент Земля — когда он в твёрдом?

О. Конечно; первый из всех — элемент Огонь, не обычный огонь, но Огонь средневековых розенкрейцеров, единое пламя, огонь Жизни. В дифференциации он становится огнём в различных аспектах. Оккультизм легко устраняет загадку, прекращают ли кислород и водород существовать, когда соединены в форме воды. Ничего из того, что есть во Вселенной, не может из неё исчезнуть. Когда эти два газа временно соединены в форме воды, они находятся в скрытом состоянии, но не прекращают быть, поскольку, будь они уничтожены, наука, снова разлагая воду на кислород и водород, создала бы что-то из ничего и не имела бы потому никакаких причин ссориться с богословием. Потому, вода — элемент, если уж мы хотим так её называть, только на этом плане. Подобным же образом, кислород и водород в свою очередь могут быть расщеплены на другие, более тонкие элементы, все являющиеся дифференциацией единого элемента или универсальной эссенции.

В. Тогда все вещества физического плана — в действительности многочисленные соотношения или комбинации этих коренных элементов, и в конце концов — одного элемента?

О. Несомненно. В оккультизме всегда лучше следовать от общего к частностям.

В. Тогда, по всей видимости, вся основа оккультизма в том, что в каждом человеке имеется латентная сила, которая может дать ему истинное знание; способность восприятия истины, позволяющая ему иметь дело в первую очередь с универсалиями, если он будет строго логичным и смотреть в лицо фактам. Таким образом мы можем переходить от общего к частностям при помощи этой врождённой силы, имеющейся в каждом человеке.

О. Именно так, эта способность присуща всем, но парализована нашими методами образования, и особенно аристотелевыми и бэконианскими методами. Гипотеза теперь правит победоносно.

В. Любопытно читать Шопенгауэра и Хартманна и отмечать, как они, шаг за шагом, путём строгой логики пришли к тем же основам мышления, которые столетия назад были приняты в Индии, особенно в системе веданты. Однако, можно возразить, что они пришли к этому индуктивным методом. Но так или иначе, в случае Шопенгауэра это было не так. Он сам удостоверяет, что идея пришла к нему подобно вспышке; получив таким образом эту фундаментальную идею, он занялся приведением фактов в порядок, так что у читателя создаётся впечатление, что бывшее на самом деле интуитивной идеей — это логическое заключение, выведенное из фактов.

О. Это верно не только в отношении философии Шопенгауэра, но также и всех великих открытий современности. Как, например, Ньютон открыл закон тяготения? Это не было простым падением яблока, и не было тщательной последовательностью экспериментов. Настанет время, когда метод Платона не будет так всецело игнорироваться, и люди с благосклонностью будут смотреть на методы обучения, которые позволят им развить эту весьма духовную способность.

 

Встреча V

Встреча проводилась в Лондоне, в д. 17 по Лэнсдаун Роуд 7 февраля 1889 года; председательствовал м-р Т. Б. Харботтл.

Станца II (продолжение)

Шлока 3. ЧАС ЕЩЁ НЕ ПРОБИЛ; ЛУЧ ЕЩЁ НЕ БЛЕСНУЛ В ЗАРОДЫШ; МАТРИ-ПАДМА (материнский лотос) ЕЩЁ НЕ НАБУХЛА.

"Луч "вечной темноты" становится, будучи излучён, лучом светящейся жизни, и проблёскивает в "зародыш" — точку в Мировом Яйце, представенную материей в её абстрактном значении".

В. Является ли эта точка в мировом яйце тем же, что и точка в круге, непроявленный логос?

О. Конечно же нет — точка в круге — это непроявленный логос, а проявленный логос — это треугольник. Пифагор говорит о никогда не проявленной монаде, живущей в одиночестве и темноте; когда час пробивает, она излучает из себя 1 — первую цифру. Эта цифра, спускаясь, производит 2, вторую цифру, а 2, в свою очередь, производит 3, образуя треугольник, первую завершённую геометрическую фигуру в мире форм. Это идеальный или абстрактный треугольник, который и есть точка в мировом яйце, которая после инкубации и в третьем удалении, начнёт формировать из яйца треугольник. Это Брахма-вач-вирадж в индусской философии и Кетер-Хокма-Бина в Зоаре. Первый проявленный логос — это Потенция, неоткрытая Причина; второй — всё ещё латентная Мысль; третий, демиург — активная Воля, развивающая из своего вселенского Я активное следствие, которое, в свою очередь, становится причиной на более низком плане.

В. В каком смысле тут используется "вечная темнота"?

О. Вечная темнота, я полагаю, значит вечно непознаваемую тайну, которая за завесой — фактически, Парабрахман. Даже логос может видеть только мулапракрити, он не может видеть то, что за завесой. Это то, что является "вечно непознаваемой темнотой".

В. Что такое луч в связи с этим?

О. Я резюмирую. Есть плоскость круга, его поверхность — чёрная, точка в круге — потенциально белая, и это первое возможное в наших умах представление о невидимом логосе. "Вечная темнота" постоянна, луч периодичен. Сверкнув из этой центральной точки и провибрировав через зародыш, луч снова отводится в пределы этой точки, а зародыш развивается во второй логос, треугольник внутри мирового яйца.

В. Каковы же тогда стадии проявления?

О. Первая стадия — это появление потенциальной точки в круге — непроявленного логоса. Вторая стадия — испускание луча из потенциальной белой точки, производящее первую точку, называемую в Зоаре Кетером или Сефирой. При третьей стадии из Кетера производятся Хокма и Бина, составляя таким образом первый треугольник, который и есть третий или проявленный логос — иначе говоря, субъектная и объектная вселенная. Далее, из этого проявленного логоса произойдут семь лучей, которые в Зоаре называются низшими сефиротами, а в восточном оккультизме — первичными семью лучами. А из них произойдут бесчисленные серии иерархий.

В. Упомянутый здесь треугольник — это тот, что вы назвали зародышем в мировом яйце?

О. Разумеется, это он. Но вы должны помнить, что есть и вселенское, и солнечное яйцо (также как и другие), и необходимо точно определять всякое заявление, их касающееся. Мировое яйцо есть выражение Абстрактной Формы.

В. Может ли Абстрактная Форма быть названа первым проявлением вечного женского принципа?

О. Это первое проявление не женского принципа, а луча, происходящего из центральной точки, который совершенно беспол. Нет вечного женского принципа, поскольку этот луч производит то, что является объединённой возможностью обоих полов, вовсе не будучи мужским или женским. Эта позднейшая дифференциация появится только когда оно впадёт в материю, когда треугольник станет квадратом, первым тетрактисом.

В. Тогда мировое яйцо бесполо, как и луч?

О. Мировое яйцо — просто первая стадия проявления, недифференцированная первичная материя, в которой жизненный творческий зародыш получает свой первый духовный импульс; возможность становится способностью.

Материя только ради удобства образного описания считается женской, потому что она восприимчива к лучам солнца, делающим её плодородной и таким образом производящими всё растущее на её поверхности, то есть на этом низшем плане. С другой стороны, первичную материю нужно считать субстанцией, о которой вовсе нельзя говорить, как об имеющей пол.

Таким образом яйцо, о каком бы плане вы ни говорили, означает вечно сущую недифференцированную материю, которая в строгом смысле и не материя вовсе, но как мы называем это, атомы. Материя разрушима в своей форме, тогда как атомы абсолютно неразрушимы, являясь квинтэссенцией веществ. Здесь под "атомами" я подразумеваю первичные божественные единицы, а не "атомы" современной науки.

Точно так же и "зародыш" — выражение фигуральное; этот зародыш — везде, прямо как тот круг, окружность которого нигде, а центр — везде. Потому он обозначает все зародыши, являющиеся, так сказать, непроявленной природой, или всей вместе твоческой силой, которая эманирует и называется индусами Брахмой, хотя на каждом плане у неё своё название.

В. Матри-падма — это вечное или периодическое яйцо?

О. Это вечное яйцо; оно становится периодическим, только когда луч первого логоса блеснёт из латентного зародыша в Матри-падме, которая и есть яйцо, лоно будущей вселенной. Аналогично, физический зародыш в женской клетке не может быть назван вечным, хотя латентный дух зародыша, скрытого в мужской клетке в природе, может быть так назван.

 

Шлока 4. ЕЁ СЕРДЦЕ ЕЩЁ НЕ ОТКРЫЛОСЬ, ЧТОБЫ ЕДИНЫЙ ЛУЧ ВОШЁЛ, А ЗАТЕМ И ВПАЛ, КАК ТРИ В ЧЕТЫРЕ, В ОБЪЯТИЯ МАЙИ.

"Но, как пробивает час и она становится восприимчивой к фохатическому впечатлению божественной мысли (логосу, или мужскому аспекту Anima Mundi, алайи) — её сердце открывается."*

__________
* Т. I, с. 58/104.

В. Приложимо ли фохатическое впечатление божественной мысли к позднейшей стадии дифференциации?

О. Фохат, как определённая сила или сущность — уже последующее развитие. "Фохатический" — прилагательное и может быть использовано в более широком смысле; фохат же, как существительное или сущность, возникает из фохатического свойства логоса. Электричество не может генерироваться из того, что не содержит электрического принципа или элемента. Божественный принцип вечен, боги — периодичны. Фохат — это шакти или сила божественного разума; Брахма и фохат — оба являются аспектами этого разума.

В. Не было ли в комментариях к этой станце намерения дать некоторое понятие о предмете, пользуясь соответствиями в намного позднейшей стадии эволюции?

О. Именно так; ведь говорилось несколько раз, что комментарии к первому тому почти полностью относятся только к эволюции солнечной системы. Красота и мудрость этих станц состоит в том, что они могут быть интерпретированы на семи различных планах, последний из которых отражает, согласно универсальному закону соответствий и аналогии, в наиболее дифференцированном, грубом и физическом аспекте, процесс, имеющий место на первом или чисто духовном плане. Здесь могу для внесения окончательной ясности заявить, что первые станцы трактуют о пробуждении из пралайи, и относятся не к одной лишь солнечной системе, в то время как второй том имеет дело только с нашей Землёй.

В. Можете ли вы сказать, каково истинное значение слова "фохат"?

О. Слово это туранское, составное, и его значения различны. В Китае пхо или фо — слово, обозначающее "животную душу", жизненный нэфэш или дыхание жизни. Некоторые говорят, что оно происходит от санскритского "бху", значащего существование, или, скорее, суть существования. Сваямбху же обозначает Брахму и человека в то же время. Оно значит само-существование и самосущее, вечно продолжающееся, вечное дыхание. Если Сат — это возможность бытия, то Фо — способнось бытия. Значение, однако, всецело зависит от положения ударения. Опять же, фохат имеет отношение к махату. Это отражение вселенского разума, синтез "семи" и разумы семи творящих строителей, или, как мы называем их, космократоров. Потому, как вы поймёте, в нашей философии жизнь и электричество едины. Говорят — жизнь есть электричество, и если так, тогда Единая Жизнь — сущность и корень всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане.

В. Говорят, что Гор и другие "боги-сыны" родились "через непорочную матерь". Как это?

О. На первом плане дифференциации пола нет, — если для удобства использовать этот термин, — но оба пола потенциально существуют в первичной материи. Материя — корень слова "матерь" и потому женская; но есть два вида материи. Недифференцированная, первичная материя не оплодотворяется каким-либо действием в пространстве и времени — плодородие и продуктивность присущи ей самой. Потому то, что эманирует или рождается из этого присущего ей достоинства, рождается не от, а через неё. Иными словами, это достоинство или качество — единственная причина того, что нечто проявляется через свой проводник; тогда как на физическом плане матерь-материя является не активной причиной, а массивным средством и инструментом для независимой причины.

В христианской доктрине непорочного зачатия — материализации метафизической и духовной концепции — мать сначала оплодотворяется Святым Духом, а Дитя рождается из, а не через неё. "Из" предполагает, что есть ограниченный и обусловленный источник, из которого начинается действие в пространстве и времени. "Через" приложимо к вечности и бесконечности, так же как и к конечному. Великое дыхание проносится через пространство, которое безгранично, и находится в вечности, а не происходит из неё.

В. Как треугольник становится квадратом, а квадрат — шестисторонним кубом?

О. В оккультной и пифагорейской геометрии считается, что тетрада совмещает в себе все материалы, из которых производится космос. Точка или единица расширяется в линию — двойку, линия — в плоскость, тройку, а плоскость, триада или треугольник, превращается в геометрическое тело, тетраду или четвёрку, посредством точки, помещаемой над ним. Каббалистически Кетер, или Сефира, точка, испускает Хокму и Бину, которые являются синонимом махата индусских Пуран, и эта триада, спускаясь в материю, производит тетраграмматон, тетрактис, что есть также низшая тетрада. Это число содержит и производящие, и производимые числа. Удвоенная дуада даёт тетраду, а удвоенная тетрада формирует хебдомаду. С другой точки зрения — это дух, воля и интеллект, оживляющие четыре низших принципа.

В. Тогда как же становится квадрат шестисторонним кубом?

О. Квадрат становится кубом, когда каждая точка треугольника становится двойственной, мужской или женской. Пифагорейцы говорили: "Единожды один, дважды два, и тут возникает тетрада, имея на своей вершине высшую единицу; она становится пирамидой, чьё основание — плоская тетрада; божественный свет, покоясь на ней, создаёт абстрактный куб."

Поверхность этого куба состоит из шести квадратов, а развёрнутый куб даёт крест, или вертикальную четвёрку, пересечённую горизонтальной тройкой; шесть таким образом создаёт семь — семь принципов или пифагорейские семь свойств человека. Смотрите прекрасное объяснение, данное в "Источнике мер" Р. Скиннера.*

"Так повторялась на земле мистерия, разыгранная, согласно видящим, на божественном плане. "Сын" непорочной Небесной Девы (или недифференцированного космического протила, Материи в своей бесконечности) снова рождается на Земле, как сын земной Евы — нашей матери Земли, и становится человечеством как целым — прошлым, теперешним и будущим — поскольку Иегова или Йод-хе-вау-хе — андрогин, или и мужской, и женский. Наверху сын — целый космос, внизу он — человечество. Триада или треугольник становится тетрактисом, священным пифагорейским числом, совершенным квадратом, и шестисторонним кубом на Земле. Макропросопус (великое лицо) теперь — микропросопус (меньшее лицо); или, как каббалисты называют его, "ветхий днями", сходя на Адама Кадмона, которого он использует в качестве своего проводника для проявления, превращается в тетраграмматон. Теперь он в "объятиях майи", Великой Иллюзии, имея между собой и Реальностью астральный свет, великого обманщика ограниченных чувств человека, если знание через парамартхасатью не приходит на помощь."**

__________
* R. Skinner, "Source of Measures".
** Т. I, с. 60/106.

То есть логос становится тетраграмматоном; треугольник, или три — четырьмя.

В. Астральный свет используется тут в смысле майи?

О. Разумеется. Далее в "Тайной Доктрине" объясняется, что практически есть лишь четыре плана, принадлежащих к планетным цепям. Три высших плана — абсолютно арупа и вне нашего понимания.

В. Тогда тетрактис совершенно отличен от тетраграмматона?

О. Тетрактис, которым клялись пифагорейцы, не был тетраграмматоном, но напротив, был высшим или превосходящим тетрактисом. Во вступительных главах Бытия мы имеем ключ к открытию низшего тетраграмматона. Мы найдём там Адама, Еву и Иегову, который становится Каином. Дальнейшее увеличение человечества символизируется Авелем, как человеческим представлением о высшем. Авель — это дочь, а не сын Евы, и символизирует разделение полов; в то время как убийство Авеля символизирует свадьбу. Ещё более человеческая концепция обнаруживается в конце четвёртой главы, где говорится о Сифе, у которого родился сын Енос, после чего человек стал не "призывать имя Господа", как переведено в Бытии, а стал называться "Йод-Хе-Вах", т. е. самцами и самками.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!