Культурология как интегративная область социогуманитарного знания

До недавнего времени культура изучалась в рамках давно сложившихся научных дисциплин: искусствознания, литературоведения, языкознания, философии, истории и др. Предметом изучения этих традиционных наук являются различные конкретные сферы и проблемы культуры: искусство, язык, литература, мораль и т.д. Однако такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как сложном и многогранном феномене.

Так, возник вопрос о культурологии, как новой науке, обобщающей многообразные знания о культуре в гуманитарной и социально-научной областях.

Так как культурология одна из молодых научных дисциплин, то о ее предмете и месте в системе научного знания не сложилось единого мнения. По этому вопросу существует 2 точки зрения:

1) изоляционистская: согласно ей, у культурологии свой, непохожий на другие науки подход. Эта точка зрения заключается в сведении культурологии к другой науке: философии культуры, социологии культуры, искусствознанию и т.д. Но ни одна из этих наук в отдельности не способна отобразить предмет культурологии во всем его многообразии.

2) интеграционистская: в ее основании лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Здесь культурология понимается как синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, истории культуры и др.

Т.о., культурология является областью гуманитарного знания, объединяющей философское, историческое, антропологическое, этнографическое и др. исследования культуры.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени (17 в.). Оно опиралось на философские концепции Дж. Вико, И. Гердера, Г. Гегеля. Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер, О. Шпенглер. Основные идеи и концепции культуры 20 в. неразрывно связаны с именами З. Фрейда, Э. Фромма, А. Тойнби, К. Ясперса и др.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем американского антрополога Лесли Уайта (1949 г.). Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Вильгельмом Оствальдом (1913 г).

Культурология – система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, а также способах постижения культуры.

Предметом исследования культурологии является происхождение, развитие и функционирование культуры как специфически человеческого способа жизни.

Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, социальных институтов, обычаев и т.д.

Среди основных задач культурологии выделяются следующие:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- выделение типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культуры;

- решение проблем социокультурной динамики;

- и т.д.

Т.о., культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, т.к. исследует наиболее общие закономерности развития культуры, взаимосвязь и взаимозависимость различных культур.

В культурологии выделяют следующие подразделы:

1. Фундаментальная (теоретическая) культурология: занимается изучением культурных процессов и явлений, которые возникают и функционируют на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей; разрабатывает категориальный аппарат.

2. Прикладная культурология: изучает, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной культурной политики. Результаты направлены на решение практических проблем культуры.

3. История культуры (мировая художественная культура): рассматривает культуру в историческом развитии, ее специфику в различных обществах и временных рамках.

Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен.

Опираясь на другие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.

Диахронический: изучение хронологической последовательности появления и протекания явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры.

Синхронический: совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития.

Сравнительно-исторический: сравнивает в историческом разрезе самобытные явления культурного комплекса и проникает в их сущность.

Структурно-функциональный: разложение изучаемого объекта культуры на составные части и выявление внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

Типологический: изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявление на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!