Методические рекомендации студентам



Индивидуальная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды индивидуальной работы пересекаются. Таким образом, индивидуальная работа может проходить как в аудитории, так и вне её. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.

Активная индивидуальная работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации индивидуальной работы. Среди них можно выделить два основных: 1.Осознание полезности выполняемой работы. 2. Участие в творческой деятельности.

При изучении культурологии, как и всякой другой дисциплины, организация индивидуальной работы должна представлять единство двух взаимосвязанных форм: 1. внеаудиторная работа; 2. аудиторная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Виды внеаудиторной индивидуальной работы разнообразны: подготовка и написание письменных работ на заданные темы, выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение заданий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы. Аудиторная индивидуальная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.

Самостоятельная работа содействует более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентирует на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа должна носить систематический характер.

Самостоятельная работа ведется по следующим основным направлениям:

- подготовка к практическим занятиям;

- выполнение заданий по самостоятельному изучению ряда тем;

- расширение знаний по предмету за счет самостоятельной проработки дополнительной литературы по предмету;

- прочтение и конспектирование первоисточников.

Самостоятельная работа требует много времени, поэтому планы практических занятий и задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем в самом начале изучения дисциплины, одновременно устанавливаются сроки проведения практических заданий, даты контроля самостоятельного изучения различных тем, срок сдачи конспектов и проведения итогового контроля.

При подготовке к практическим занятиям студенты обязаны изучить основную рекомендованную литературу по теме, составить конспекты учебной и специальной литературы, систематизировать собранный материал, выполнить задания, содержащиеся в планах практических занятий (выполнение каждого задания проверяется преподавателем путем просмотра конспектов).

Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 10—12 минут. На занятиях нужно внимательно следить за выступлениями однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих на семинаре дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на практическом занятии может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме.

Выступления желательно сопровождать наглядным материалом (при возможности). Выступление - это серьезная, хотя и небольшая по объему научная работа студента. При подготовке к практическим занятиям необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю, библиографам.

На практическом занятии следует избегать выступления по написанному тексту. Важно самостоятельно формулировать мысли, свободно оперировать данными. Выступление по конспекту, плану, а то и без них прививает не только умение излагать материал своими словами, но и вырабатывает навыки публичного выступления.

Активно мыслить на практическом занятии должны не только выступающие, но и все его участники. Главное - это активное обсуждение вопросов, которые выносятся на занятие.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении итогового контроля (экзамена). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на практических занятиях, проверка письменных работ и т.д.

Работа на лекции. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции, — это кратко изложить ее содержание на бумаге. Записи того или иного студента — дело индивидуальное, оно не может носить шаблонный характер, как и организация всей самостоятельной работы обучающегося. Тот, кто запоминает быстро и легко усваивает материал, может обходиться более краткими записями. У кого память развита хуже и понимание затруднено, тот вынужден делать записи более подробные, развернутые.

Конспектирование лекции может принести максимальную пользу лишь в том случае, если студент внимательно слушает преподавателя и проявляет сознательную самодисциплину. Запись лекции следует делать кратко и фиксировать только самое существенное. Не надо стремиться записывать дословно все, что рассказывает лектор. Иногда студенты, намереваясь это делать, теряют нить излагаемых вопросов, путаются и искажают саму суть услышанного. Необходимо иметь ввиду, что преподаватель, как правило, стремится облегчить слушание и конспектирование лекции. В той или иной форме он подчеркивает или повторяет наиболее важные мысли, делает паузы и т. д. Следует стремиться полностью и точно записывать обобщающие положения и выводы по каждому освещаемому вопросу.

При записи лекций очень помогает система сокращения слов, фраз и пр. Как правило, студенты сами выбирают или изобретают такую систему и часто пользуются ею на занятиях. Для удобства работы в тетради обязательно надо оставлять поля, чтобы потом делать на них пометки, вносить дополнения из учебной и научной литературы.

После лекции необходимо доработать свои записи, отредактировать текст, уточнить отдельные положения и факты. Закрепление содержания лекции, доработка ее записи способствуют более прочному запоминанию, систематизации знаний. Опыт работы на лекции приобретается сравнительно быстро, если студент прилагает необходимые усилия и старание.

Одной из важных форм помощи студентам являются консультации. Они помогают студенту организовать работу, дают возможность более глубоко изучить те или иные источники, разобраться во всех неясных вопросах. Кроме того, на консультациях преподаватель осуществляет контроль, проверяет качество конспектов.

 

Глоссарий

Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) культурная. 1. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями. 2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация».

Аккультурация — в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций — принципиально нового культурного синтеза.

Аномия -нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформированных социальных норм, эталонов и стандартов.

Артефакт культуры - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры являются: - созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; а также - феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

Архетип (от греч. αρχή — начало + τύπος — образ) культурный — прообраз, первоначало — образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы. Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонациональной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: Например, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом.

Ассимиляция культурная — процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Гендер — пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения.

Гуманизм -исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, творчество, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Динамика культуры (социокультурная динамика) — изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.

Диффузия культурная — пространственное распространение, проникновение (диффузия) культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Д.к. включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Сфера Д.к. включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство и т.д.

Евразийство -идейно-политическое и философское течение, противопоставляющее историческую судьбу, задачи и интересы России и Запада, трактовавшую Россию как Евразию, особый материк между Азией и Европой и особый тип культуры.

Западничество -в России в сер. XIX в.: общественное течение, представители которого признавали западноевропейский путь развития и считали его приемлемым для России.

Знаки и знаковые системы в культуре (культурах) — носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания. Знак вообще — чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются. Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов). Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) - совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность.

Идентичность культурная — единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.

Индивидуализация -процесс самоопределения и обособления личности, оформление ее уникальности, самобытности.

Инкультурация – процесс овладения человеком наиболее характерными для данной национальной культуры моделями мышления и выработка на их основе определённых стандартов поведения.

Инновации -новшества, вступившие в социум в изменившихся исторических условиях.

Институциализация -включение норм в сферу общества и социального контроля.

Интернализация -превращение внешних требований во внутреннию потребность личности.

Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Интертекстуальность -понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего. Термин был введен Ю. Кристевой в 1967 году под влиянием М. Бахтина, который описывал литературный текст как полифоническую структуру.

Искусство – процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира. Это освоение извечно присутствует в таких началах И., как созидание и преобразование камня и металла, формы и цвета, звука и слова, как «творение» и преобразование социума и человека в ту или иную человеческую эпоху. В культурологическом плане И. рассматривается как феномен культуры в различных аспектах. Во-первых, в гносеологическом: виды И. (живопись, театр, архитектура и т.п.) отражают отдельные стороны мира, но исчерпывающим образом могут быть поняты в контексте всей культуры. Во-вторых, в социологическом: любое художественное произведение – это не только продукт деятельности мастера, но и всего процесса социального функционирования И.; в этом смысле следует трактовать художественную культуру как явление, включенное в социальную структуру общества. В-третьих, И. включено в целостную систему форм общественного сознания, которые реализуют свои функции в едином контексте. Поэтому сущность И. может быть понята лишь в контексте определенного пространственно-временного континуума культуры. Назначение И. следует усматривать в стремлении к целостному восприятию мира (в силу соответствия художественного сознания историческим формам деятельности), к формированию целостной личности (поскольку в эстетическом сознании фиксируются общечеловеческие ценности), к обеспечению целостности культуры, что обусловлено преемственностью жизненного опыта человечества. Функционально И выступает как деятельность, знание и просвещение, художественный анализ мира и предсказание, катарсис и суггестия (воздействие на подсознание), как формирование творческого духа, ценностных ориентаций и гедонизм.

Историческая типология культур — выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе

Канон – (в переводе с греч. — правило) — нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху. Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. По определению академика А. Ф. Лосева, канон — это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

Картина мира - мировоззренческая модель, предполагающая выработку определенного отношения человека к миру и мира к человеку, понимания мира с учетом роли и места в нем человека.

Контркультура (лат contra – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди части молодежи стран Запада 60-70 гг. XX в. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. К. объединяет концепции, представлявшие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, вульгаризованного марксизма, руссоизма, анархизма, цинизма, восточных философий и религий. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

Концепция - всеохватывающая понятийная система, в рамках которой осуществляются конкретные познавательные операции; система взглядов на что-нибудь.

Культурная интеграция – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями. К.и. охватывает: взаимодействие между учреждениями культуры, творцами и потребителями культуры; процесс согласования национальных форм культуры традиций и новаций; установление единой общечеловеческой системы ценностей.

Культурология (от лат. cultura и греч. Logos) – область социогуманитарного знания, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры. Она представляет собой единство теории и истории культуры, рассматривая во взаимосвязи и взаимодействии материальную культуру, духовную культуру и культуру человеческих отношений. В процессе построения своего теоретического корпуса Культурология использует и модифицирует (в соответствии со своими задачами) методы исследования, присущие философии, истории, социологии и др. областям социогуманитарного и общенаучного знания. К. служит реализации познавательной, эвристической, мировоззренческой и воспитательной функции. В последнее время К. приобретает статус самостоятельной дисциплины, имеющей предметом исследования бытие человека во всех его измерениях (деятельностное начало, пространственно-временной континуум человека культуры, опредмечивание и распредмечивание культуры, культурная история и т.п.).

Культура (лат. cultura – возделывание почвы, воспитание, образование, почитание) – способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности, который может быть охарактеризован как: 1) совокупность достижений в экономической, общественной и духовной сферах жизни; 2) уровень, степень развития какой-либо области физической или умственной деятельности; 3) просвещенность, образованность, начитанность, учтивость, гуманизм; 4) облагораживание человеком природы (культура – это «вторая природа»); 5) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. К. подразделяется на материальную К. и духовную К. (также выделяют социальную К, т.е. К. человеческих отношений).

Культурная трансляция - передача культурных ценностей от поколения к поколению; своеобразный механизм социально- культурной наследственности.

Культурные универсалии - общие элементы всех культур.

Культурные ценности - объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно-полезными свойствами и характеристиками.

Культурогенез - учение о происхождении культуры.

Линейность и циклизм — в представлениях о развитии культуры: 1) линейность — представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью — от возникновения к высшим или низшим стадиям развития; 2) циклизм — представление о циклическом (от греч. κύκλος — круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.

Маргинальность (от лат. margo — край) культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок) – явление культуры ХХ в., порожденное научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ. М.к. характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанного на массовое потребление (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с конвейерной технологией в промышленном производстве). М.к. представляет собой культуру повседневной жизни, формирующуюся под воздействием восприятия массовым сознанием социокультурных стереотипов, генерируемых средствами массовой информации.

Материальная культура – сфера человеческой деятельности и результатов этой деятельности. М.к. охватывает материальное производство, поселения, жилища, быт, орудия труда, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания, пищу и домашнюю утварь, одежду. М.к. изучают археология, этнология, история и др. науки.

Метод - (греч. methodos — путь исследования) — способ достижения какой–либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов илиопераций практического или теоретического освоения действительности.

Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, логических формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отражает и воспроизводит его в более простом виде.

Морфология культуры - раздел культурологи, изучающий внутреннее строение культуры как целостность.

Народная культура — понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов).

Наррати́в (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование) — исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции. В литературе нарратив — линейное изложение фактов и событий в литературном произведении, то есть то, как оно было написано автором.

Норма культурная — стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном.

Обряды — церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие-либо ключевые моменты в жизни людей.

Обычай — исходный, наиболее простой тин культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.

Общество социально-культурная система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество это тот мир, целостный миропорядок, где человек проявляет и реализует свою сущность.

Опредмечивание и распредмечивание – понятия, выражающие противоположные начала в содержании человеческой деятельности. О. – процесс, в котором человеческие способности, знания и опыт, направленные на преобразование природы и социума, воплощаются в предметах материальной и духовной культуры, становятся «человеческим предметом». Человеческая деятельность опредмечивается также в культуре человеческих отношений: изменяя мир природы и социума, человек изменяет и самого себя. Р. – процесс, в котором свойства и сущность внешнего по отношению к человеку мира становятся его достоянием в процессе восприятия, познания и преобразования природы и социума. Человек (субъект культуры) в своей деятельности распредмечивает не только природные процессы и явления, но и формы прошлой по отношению к нему культуры, сферы ее бытия. О. и Р. Раскрывают внутренний динамизм культуры, существующий лишь в процессе непрерывного созидания, воспроизведения и освоения действительности человеком.

Постмодернизм – (лат. post - «после», фр. moderne - «новейший», «современный»), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования.

Религия – (от лат. religio — «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера — основной признак и элемент любой религии. Представители религии — верующие, являющиеся носителями религиозной модели мира. Основа любой религии — общение и взаимодействие с этой силой или личностью и зависимость от этого человеческих действий и жизни человека. Религиозная система представления мира (Религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Ритуал — исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Сакральный – относящийся к вере, религиозному культу; обрядовый, ритуальный.

Секуляризация – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии.

Семиотика - теория о знаках и знаковых системах.

Символ (от греч. symbolon — знак, примета) — особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом.

Симулякр (стереотип, псевдовещь, чистая форма) — образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, когда грань между реальным и воображаемым стерта.

Славянофильство - в России в сер. XIX в.: идейно-политическое течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры.

Социализация – процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация может толковаться как воспитание или как процесс формирования личности.

Социальная роль - совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.

Социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Социокультурная динамика - изменения и модификация признаков культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Социоцентризм - концепция, согласно которой во взаимоотношениях «общество — личность» приоритет принадлежит обществу.

Специфическая культура - культура, обладающая своими особенностями, которые сохраняются в типологически однородной группе людей.

Срединная культура - определенная система культурных ценностей, имеющая некоторую ценность и ограниченность, способная адаптироваться к имеющимся ситуациям и вместе с тем поддерживать свою устойчивость.

Субкультура –свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые (не имеющие аналогов в культурной деятельности человека, социума) материальные и духовные ценности.

Традиции культурные — культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д.

Традиционное общество - общество, чья культура направлена на поддержание сложившегося образа жизни.

Трансмиссия - в культурологии обращение к культурному наследию.

Философия культуры, культурфилософия (нем. Kulturphilosophie) – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Ф.к. понимает культуру как фундаментальную характеристику человека, одно из его определений. Термин «Ф.к.» впервые введен в начале ХIХ в. А. Мюллером для обозначения культурного творчества человечества, хотя проблематика Ф.к. осознавалась еще древнегреческими софистами. В современной Ф.к. оформились две тенденции изучения культуры: собственно философия (анализ макроисторических характеристик культуры в контексте мирового исторического процесса) и социально-философская (эмпирические исследования микродинамики культуры). Ф.к. рассматривает культуру как социальную память, организованный транслируемый опыт индивидуальной и совместной деятельности людей. Предметная область Ф.к., образующая ядро культурологии, включает следующие проблемы: сущность культуры, ее типологию, динамику и преемственность, взаимосвязь культуры материальной, духовной и культуры человеческих взаимоотношений, пространство и время культуры, человека культуры, язык культуры.

Фольклор – принятное в международной научной терминологии название народного творчества. Ф. первоначально обозначал все области духовной, а иногда и материальной культуры народа. В настоящее время под Ф. понимается культура нецивилизованных народов или примитивная общинная культура, устное народное творчество либо художественная культура какого-либо народа.

Ценностные ориентации - относительно устойчивое избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений

Цивилизация - (лат. сivilis — гражданский) — 1. Высокий уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; 2. Синоним культуры; 3. Совокупность достижений общественного прогресса; 4. Общество.

Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Языки культуры — знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!