Тема 4. Морфология культуры
План
- Морфология культуры: понятие и способы его применения.
- Различные подходы к проблеме структурирования культуры.
Морфология (от греч. morphe форма и logos – учение) – учение о форме, наука о динамически-целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Применительно к культуре данный термин начинает использоваться немецким этнологом Л. Фробениусом для характеристики научного направления, рассматривающего культуру по аналогии с живым организмом. Согласно данному подходу культура подобно живому организму обладает внутренней целостностью и самостоятельностью и проходит в своём развитии те же ступени, что и растение, животное, человек (рождение, юность, расцвет, старость, смерть).
В настоящее время под морфологией культуры в широком смысле, прежде всего, принято понимать раздел культурологии, который изучает различные формы и элементы, составляющие бытие культуры, а также их взаимодействие и вариации в историческом, географическом и социальном пространстве.
В более узком смысле под морфологией культуры принято понимать учение о внутренней структуре культуры, её организационно-функциональном строении.
Подобно многим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры относится к числу остро дискуссионных. Решение вопроса о структуре культуры неотделимо от идеи культуры, от понимания сущности культуры.
В деятельностном подходе, как было показано в первой теме, культура рассматривается как результат человеческой деятельности. Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру.
|
|
Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную - входит производственно - техническая культура, а также культура отношения к собственному телу, физическая культура
Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
Вышерассмотренный принцип структурирования культуры, предполагающий её подразделение на материальную и духовную, весьма обоснован и в контексте антропологического и аксиологического подходов. Действительно, в основе мотивации человеческой деятельности лежат потребности, которые в соответствии с биосоциальной природой человека можно разделить на основные (первичные) и производные (вторичные). Стремясь удовлетворить свои потребности, человек ориентируется на то, что ему необходимо, что имеет для него какое-то значение и пробуждает его интерес, то есть обладает определённой ценностью. Мир таких ценностей и их производство представляет собой культуру. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой. Итак, культура существует в материальной и духовной формах.
|
|
Культура | |
Материальная | Духовная |
созданное для удовлетворения физических потребностей человека, назначение ценностей часто носит ярко выраженный утилитарный характер | созданное для удовлетворения духовных потребностей человека, ценности часто не имеют стоимостного выражения |
материальная продукция человечества, материально-практическая деятельность человека и ее результаты | охватывает сферу сознания, продукты духовного производства |
Структура культуры в контексте человеческой деятельности может быть рассмотрена и в другом ключе. Человеческая деятельность возникает в недрах обыденной, повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; так как основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов. Однако со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования. В связи с этим целесообразным может быть деление культуры на обыденную и специализированную. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
|
|
Структура (морфология) культуры А. Я. Флиера
Культура |
обыденная | специализированная | |
1. культура социальной организации и регуляции | ||
хозяйственная культура | ||
домашнее и приусадебное хозяйство | экономика, торговля, финансы и т. п. | |
правовая культура | ||
мораль, нравственность, общественное мнение | право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений | |
политическая культура | ||
межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия | государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр. | |
2. культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений | ||
философская культура | ||
здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость | труды специалистов-философов | |
научная культура | ||
повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности | профессиональная наука | |
религиозная культура | ||
мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого | систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально-построенная эзотерика | |
художественная культура | ||
бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п. | построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов | |
3. культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации | ||
культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме) | ||
культура массовой информации | ||
слухи, сплетни и т. п. | профессиональные СМИ, реклама, общественные связи | |
информационно-кумулятивная культура | ||
предания, верования, легенды и т. п. | система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр. | |
культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний | ||
система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр. | система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности | |
4. культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека | ||
сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода, существует только в обыденных формах) | ||
культура физического развития | ||
физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п. | профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма | |
культура поддержания и восстановления здоровья | ||
самолечение, знахарство и пр. | медицина и система санаторно-лечебного обслуживания | |
культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно) | ||
культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека | ||
неорганизованные формы досуга | система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации | |
Внутреннее строение культуры, кроме того, может быть представлено исходя из понимания культуры как надбиологического механизма аккумуляции и трансляции социокультурного опыта. Культура в таком контексте являет собой ненаследственную память, систему хранения и передачи социокультурного опыта. Этот социально значимый или общезначимый опыт жизнедеятельности людей закрепляется посредством изображённых на рисунке универсальных культурных форм или инвариантов.
|
|
Культура
1. знаки, символы, знаковые системы, тексты. | 2. ценности, нормы. | 3. обряды, ритуалы, обычаи, традиции |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое морфология культуры?
2. Назовите основные формы материальной культуры.
3. Перечислите основные формы духовной культуры.
4. Что понимают под специализированным и обыденным уровнем культуры?
5. Что такое символ?
6. Почему Э. Кассирер характеризует человека как символическое животное?
7. Каковы основные архетипические сюжеты мифа?
8. В чём заключается синкретизм мифа?
9. Почему книга Й Хёйзинги называется «Homo ludens»?
10. В чём, по мнению Ю.М. Лотмана, заключается амбивалентный характер игры?
11. Почему, по мнению Е. Финка, игра обладает всеобъемлющим характером?
12. В чём заключается различие взглядов М. Бахтина и Р. Генона на сущность народного праздника?
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!