Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле.



Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.

В стремлении к умножению и организованной экспансии резюмируется и в конечном счете выражается - для того, кто умеет видеть, вся предыстория и вся история человечества, со времени его происхождения и до наших дней.

Попытаемся в нескольких чертах обрисовать фазы, или последовательные волны, распространения человека (рис. 1).

Рис. 1. Схематический рисунок, символизирующий развитие человеческого пласта. Числа слева обозначают тысячи лет. Они являются минимальными и, несомненно, должны быть удвоены. Предполагаемая зона конвергенции в точке омега, разумеется, не выражена в масштабе. По аналогии с другими живыми пластами ее длительность будет порядка нескольких миллионов лет.

 

Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу

Таким образом, П. Тейяр де Шарден под ноосферой он понимал новый покров Земли, «мыслящий пласт». Он пишет: «Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что всё ценное, всё активное, всё прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «кроне» ноосферы».

По Тейяр де Шардену образование «коллективного общеземного разума» и есть цель развития Природы.

 

В эволюции биосферы просматриваются следующие тенденции:

- экспансия жизни, т.е. для всего живого характерно избыточное изобилие;

- «разветвление» жизни, что приводит к созданию новых видов (со временем часть «ветвей» отмирает);

- «техника пробного нащупывания», т.е. жизнь пробует и перебирает разные варианты.

 

Действует созидательная тенденция, которая заключена в «элементарных частицах» сознания. Эти элементарные частицы сознания, изначально заложенные в каждой частице вещества, в результате развития ноосферы объединятся в сверхсознание.

 

Снова сравним эти высказывания с иным подходом В.И. Вернадского к ноосфере:

«Ввожу новое понятие «ноосферы», которое позволяет ввести исторический процесс человечества как продолжение биохимической истории живого вещества».

Свою последнюю работу «Биосфера и ноосфера», написанную в 1943 г., В. И. Вернадский заканчивает словами: «Сейчас мы переживаем новое геологическое изменение биосферы. Мы входим в ноосферу... Но важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами Природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».

Вернадский считал, что человечество не может уничтожить самое себя, что наука не может служить антиноосферным силам.

 

Современные позиции:

Биосфера - самоорганизующуюся система. Эволюционный путь - к кризисному состоянию. Из этого состояния система может выйти скачком, перейти на новый уровень организации - иными словами, биосфера находится в точке бифуркации.

Человечество (его разум) (по Вернадскому - есть новая геологическая сила - научная мысль человечества!) способно свести к минимуму неблагоприятные флуктуации и помочь системе совершить «разумный» выбор.

 

"Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет "хлеба и зрелищ"..."

Сегодня эти слова Вернадского, написанные в 1918 году, звучат грозным предупреждением.

 

(История и развитие термина ноосфера.

Термин “ноосфера” предложили французские ученые - Ле Руа и Тельяр де Шарден в 1927 году, чтобы обозначить современную стадию, переживаемую биосферой. Ле Руа слушал лекции Вернадского о биосфере в Сорбонне в 1922-23 гг., и в 1927г. термин “ноосфера” впервые использовал в лекциях в Колледж де Франс в Париже. В те годы Вернадский неоднократно приезжал в Париж, но интереса к идее ноосферы он тогда еще не проявлял. К тому же Шарден, будучи ревностным католиком, придавал этому термину мистический смысл. Впервые В.И.Вернадский употребил термин в письме Б.Л.Личкову 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он писал: “Я принимаю идею Ле Руа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается”. Вернадский, приняв термин от французов, вложил в него другое содержание. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 г в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17 сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”. В 1945 г, после смерти Вернадского в журнале “American Scientist" вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах. Наиболее полно представления В.И.Вернадского о ноосфере изложены в работе “Научная мысль как планетное явление”).

 

Антропный принцип и развитие Вселенной.

Говоря об эволюции Вселенной, мы приходим к мысли о «запланированности» появления в ней жизни, иными словами, вектор развития Вселенной направлен именно на появление мыслящего существа. Эту направленность развития мы сегодня отмечаем, но объяснить это факт пока не можем.

Попробуем задать себе и другой вопрос: случайно ли человек появился в нашей Вселенной? Из законов физики следует, что существуют фундаментальные константы (заряд электрона, постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная, массы электрона и протона, константы четырёх фундаментальных взаимодействий). Значения этих констант найдены из экспериментов, т.е. это не теоретические значения. А что случится, если эти константы немного изменить? Оказывается, что изменение одной из констант (в пределах 10-30%) приводит к невозможности существования наблюдаемой Вселенной, т.е. Вселенная будет существовать в очень изменённом виде, в котором нет сложных устойчивых систем: ядер, атомов, звёзд и галактик. Таким образом, в такой Вселенной отсутствует жизнь. Оказалось, что наличествует очень ограниченная область изменения мировых физических постоянных, в которой возможно образование сложных структур, вплоть до живых систем. Кажется очень маловероятным случайное совпадение в выборе конкретных мировых констант, но тем не менее природа сделала такой выбор. Поэтому ряд учёных выдвигает антропный принцип: «Вселенная такова, какой мы её видим, потому что мы существуем в ней». Против самого принципа спорить не приходится, поскольку факт «тонкой подстройки» (выбор мировых констант) Вселенной отрицать нельзя, а это означает эволюцию Вселенной по принципу её усложнения и в конечном счёте появления разума, т.е. наблюдателя. Однако трактовки антропного принципа могут быть почти противоположными. С одной стороны, выдвигается гипотеза о множественном рождении Вселенных, в каждой из которых случайным образом устанавливается набор мировых физических констант. И только в одном (или нескольких) из миров создаются благоприятные условия для появления наблюдателя. С другой стороны можно предполагать, что единственная Вселенная в процессе самоорганизации способна к «тонкой подстройке», а значит, и к появлению наблюдателя. Но в этом случае возможность «тонкой подстройки» уже изначально заложена во Вселенной (но кем?), т.е. уже при рождении Вселенной определено её будущее. Значит, появление Разума было запланировано и у этого Разума должна быть определённая цель?

Пока наука не может дать ответа на эти вопросы.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!