Титаны на пороге нового мира. Рождение Зевса



Процесс порождения богов, все еще продолжался, но он вступал теперь в свой заключительный период, переходя к относительной стабильности.

Титаны совершившие злодейство по совету матери и простершие руку, чтобы низвергнуть своего отца Урана, вступили в брачный союз со своими сестрами или племянницами - титанидами. Океан - глубокий поток, омывающий Землю, ее старший сын, взял в жены Тефию. Тефия оказалась очень плодовитой, и Океан породил с ней все реки да еще три тысячи Океанид, нимф бесчисленных водных источников. Эта пара жила в большом согласии, обитая на краю света и гостеприимно встречая посещающих ее детей и внуков, например свою любимую внучку - богиню Геру. Гиперион огненно сияющий титан, вместе с Тейей родил Гелиоса - Солнце, Селену - Луну и Эос - Зарю. Эти внуки Земли зажгли для бедных людей, ютящихся в лесах и пещерах, небесный благодетельный огонь, осветив день, ночь и раннее утро. Титан Кой и его сестра Феба стали родителями двух дочерей, Лето и Астерии. Эта пара титанов имела своими внуками близнецов Аполлона и Артемиду и богиню Гекату - самых светлых и самую темную из богов классической мифологии. Титан Иапет взял в супруги свою племянницу, океаниду Климену. Дети их были особенно примечательны - Атлант, отличающийся мощной силой, дерзкий Менетий, мудрый Прометей и недалекий Эпиметей. Их судьба окажется целиком в зависимости от исхода борьбы титанов с потомством. Крий стал мужем своей единоутробной сестры Еврибии, славившейся "железной душой". Матерью Еврибии была Земля, как и у титанов, но отцом ее был Понт - Море. От этой пары появились на свет Астрей, Паллант - супруг божества подземной реки Стикс - и Перс - супруг Астерии, отец мрачной Гекаты. И Гесиод повествует об этом. И наконец, младший титан Кронос взял в жены родную сестру Рею. Кронос славился своим хитроумием и решительностью. Именно он поднял руку на своего отца Урана, которого особенно ненавидел. Первенство в заговоре Земли против Урана обеспечило младшему ее сыну власть над остальными братьями.

Воцарившись, Кронос в супружестве с Реей имел шестерых детей: трех дочерей - Гестию, Деметру, Геру - и трех сыновей - Аида, Посейдона и Зевса.

Однако бессмертная жизнь Кроноса была омрачена мыслью о возможном возмездии за судьбу Урана. Более того, эта возможность становилась все более очевидной, когда и Земля - Гея и Небо - Уран предсказали младшему сыну его собственное ниспровержение и тоже с помощью его младшего сына. Поэтому Кронос, как только Рея клала ему на колени очередного родившегося младенца, немедленно пожирал каждого, отправляя в свою утробу. Существует миф о том, как опечаленная Рея пыталась обмануть супруга при рождении Посейдона, спрятав сына среди пасущихся овец и дав Кроносу проглотить жеребенка, которого она якобы родила. Но, как гласит более устойчивая традиция Гесиода, все дети были проглочены Кроносом, кроме Зевса.

По совету все той же мудрой матери-Земли Рея спасла Зевса, подав мужу запеленутый камень, тотчас же им проглоченный. Сам же младенец Зевс был воспринят своей бабкой Геей - Землей и передан Рее, которая скрыла сына в Диктейской пещере на острове Крит. Именно там воспитывался и рос младенец Зевс. Крики и плач ребенка заглушали резкие звуки флейт куретов и корибантов, служителей богини Реи, которые били также в тимпаны и щиты копьями и мечами. Зевс был вскормлен медом пчелиных сот, родниковой водой, молоком козы Амалфеи, так что возрастание Зевса оказалось необычно быстрым. Возмужав и задумываясь о власти, Зевс призвал на помощь океаниду Метиду, известную своей мудростью. Это она еще раньше опоила Кроноса зельем, которое заставило его изрыгнуть камень, а затем и пятерых про-глоченных им детей. Но по Гесиоду, советом Зевсу помогла не Метида, а все та же мать-Земля. И это характерно. Мудрость - Метида, будущая супруга Зевса, отождествляется здесь с мудростью древней прародительницы Земли, мудрее которой ничего быть не может. Братья и сестры Зевса, выйдя на свет, передали ему, младшему, первенство над собой вместе с громами и молниями, до того времени скрытыми в недрах великанши Земли.

Зевс, его братья и сестры достигли высшей степени антропоморфизма, на который было способно греческое мифомышление патриархата, приходящего на смену материнской общине.

Для укрепления патриархальной ступени общинно-родового строя имело значение первое разделение труда, способствовавшее более интенсивному развитию производительных сил, что вызвало к жизни новые производственные отношения и новую основу для поддержания отцовской власти. Женщина - мать, кормилица, воспитательница и защитница рода - уже не имела возможности в одном своем лице управлять разросшимся сообществом родичей и обеспечивать ему пропитание и безопасность. Община в создавшихся новых условиях могла выжить и не потерять независимости только при упорядоченной организации всего хозяйства и семейных отношений. Разделение труда повлекло за собой и разделение функций в родовом коллективе. Женщина осталась все той же продолжательницей рода, выкармливающей и растящей детей, но ее деятельность ограничилась теперь хозяйственными работами. Добытчиком и защитником, устроителем мирной жизни и предводителем в военных набегах стал мужчина, отец, вождь, глава рода, который подает мудрые советы и предводительствует в бою, то есть тот, кто в греческой мифологии неизменно именуется героем. Этот переход к героической мифологии патриархального рода происходит в Древней Греции в конце III тысячелетия, чтобы затем пережить свое наивысшее развитие и завершенность уже во 11 тысячелетии, совпадая в историческом плане с эпохой крито-микенского могущества.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!