Модернизм в изобразительном искусстве



Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций.

34) Культура Киевской Руси Новая религия. Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него - княгини Ольги, а еще ранее - киевских князей Аскольда и Лира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии. Таким образом, культура Киевской Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевников, а также внесла свой собственный вклад современников, сформировав самобытность и самостоятельность.

35) Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями. 17 столетие — период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. Процесс преодоления средневековых художественных форм, очень динамичный и противоречивый, в конце концов, привел к ломке традиционной системы и возникновению в России на рубеже 17 и 18 вв. искусства нового времени.

36) Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

Что касается русского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.

В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

 

37) Типология отечественной культуры советского периода (1917-18 гг. - 1991-93 гг.) во многом зависит от методологического подхода. С марксистских позиций, Октябрьская революция стала началом перехода от вторичной формации к социализму - первой фазе коммунистической формации. Соответственно, в духовной сфере происходила смена буржуазного типа культуры на социалистический. Общецивилизационный подход (теории модернизации, информационного общества и т.п.) дает иную типологическую картину. В Западной Европе первые основы индустриального общества в капиталистическом варианте появляются уже в ХIV-ХVI вв. Окончательно оно оформляется в ХVIII-ХIХ вв. И хотя его утверждение сопровождается революционными потрясениями и войнами, развитие рационального типа культуры, характерного для индустриального общества - процесс для Запада достаточно органичный и постепенный. На Западе переход от классической рациональной культуры к ее модернистскому массовому варианту, произошедший в ХХ в. был достаточно постепенным. В России он был очень резким и масштабным, т.к. старая культура была не чисто рациональной, а наполовину традиционной. Неслучайно он получил название культурной революции. Впервые этот термин употребил В.И.Ленин в работе 1923 года «О кооперации». Сегодня понятно, что без масштабной перестройки духовной сферы, резкого наращивания культурного потенциала, страна могла бы просто не выжить в бурях ХХ в. Вспомним, что в начале 20-х годов грамотность в СССР была менее 30%, а например, среди киргизов и туркменов - менее 1%.

Одной из базовых черт массовой культуры является развитая система образования. В силу специфики России, ее становление в годы культурной революции включало ликвидацию неграмотности. Начало ей положил декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.). По нему все, не умеющие читать и писать, должны были пройти 3-4 месячные курсы и обучиться грамоте на русском или родном языке. В ходе культурной революции к концу 30-х гг. ХХ в. неграмотность была ликвидирована. При этом 40 народов получили свою письменность.

 

38) Со второй половины ХХ века началось время постмодернизма. Его появление было обусловлено продолжением абстракционистских экспериментов. И хотя на первый взгляд его художественные приемы не отличаются от модернистских, однако философская основа принципиаль-но меняется. (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Бодрияр, Ж. Деррида).

Постмодернизм признает неустранимость языковой обусловлен-ности сознания, неизбежность вторичности всего, что создается в культу-ре.

Символом постмодернистской культуры становятся кавычки, так как утверждается неизбежность цитирования и повторения. Потеря чувства новизны и полноценности творчества компенсируется господством игро-вого начала в культуре, свободной от всяческих иерархий.

Постмодернизм, в отличии от модернизма, антиутопичен, то есть не обращен в будущее, не предлагает ничего нового, а скорее обращен к прошлому.

Эпоха постмодерна отмечена тотальным кризисом веры в разум, науку, прогресс, демократию, бога. Это объясняется наличием огромного количества социальных катастроф, которые подорвали веру в творческие возможности человеческого разума. Переориентация экономики от товаропроизводства на сферу обслуживания. Превращение информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства, создание параллельного виртуального мира и возвращение архаических принципов (национальный и религиозный фундаментализм) – вот объективные предпосылки постмодернизма.

Для постмодернизма свойственно:

1. Поиски универсального художественного языка.

2. Сближение различных художественных направлений, эклектизм, коллажность, компиляция.

3. Идеи пессимизма и абсурдности.

4. Отсутствие единых правил, требований при создании конечного результата творчества, стилевой синкретизм, цитатность.

5. Ориентация на все слои общества (и массу и элиту).

6. Влияние с помощью искусства на все сферы деятельности: поли- тику, религию, мораль, философию.

7. Признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

8. Утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти).

9. Признание невозможности дать исчерпывающее определение культуре.

 

39) Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток – Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому и не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком.

В последнем случае возможно несколько самостоятельныхпозиций. Например, можно считать, что Россия какбы колеблется между Западом и Востоком (точка зрения Г.В. Плеханова); можно объявить ее великим Востоко-Западом или Западо-Востоком, по Н.А. Бердяеву; можно предсказать ей великую роль в объединении Запада и Востока на основе истинного христианства (как молодой Вл. Соловьев); можно рассматривать ее как такую «третью силу» (термин Вл. Соловьева), которая прямо не зависит ни от Востока, ни от Запада, образуя особый мир, вполне сопоставимый с первыми двумя, хотя своеобразный и неповторимый (позиция евразийцев). Итак, вопрос о России и ее месте в истории, в отношении Восток – Запад решается следующим образом. Во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение госу­дарственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира. Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, надо рассмотреть специфику культуры России.

Таким образом, чтобы ориентироваться во всех этих и им подобных воззрениях на Россию в ее отношении к Западу и Востоку, не говоря уже о том, чтобы понять действительное своеобразие ее истории и культуры, необходимо разобраться в исходных определениях используемых понятий, осознать их статус, отражение в них реальностей истории и культуры, границы их применимости в различных подходах к объяснению истории культуры.

Отличительным признаком и важнейшим свойством русской культуры стало, сочетание восточных и западных элементов культуры что, предопределило весь путь ее развития, борьбу традиций и новаций в ней, прогрессивных и консервативных тенденций.

 

40) Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).

Иногда межкультурную коммуникацию обозначают как «кросс-культурную». Это указывает на недостаточную переводческую культуру тех, кто этим обозначением пользуется, что уже само по себе свидетельствует о сложности проблем межкультурной коммуникации.

Типы коммуникаций: По количеству участников и расстояния между ними: межличностная (малая группа, в том числе семья) – минимальное количество участников, непосредственные отношения. Характер общения зависит от сокращения или увеличения расстояния. межгрупповая/внутригрупповая – расстояние больше, как и количество участников общения. профессиональная (при бизнесе) массовая (через средства массовой коммуникации). межкультурная (между разными культурами, включая всё предыдущие, извлекаемые электронными средствами коммуникации)

При функциональном подходе: информативная, коммуникативная, аффективно-оценочная (чувства, мнения), рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме), убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки), ритуальная (традиции, обычаи)

По использованию языка: вербальная, невербальная

Невербальные средства общения: кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза), просодика (голосовые и интонационные средства), такесика (прикосновения), сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений), проксемика (пространственная структура общения), хронемика (временная структура общения)

Функции невербального общения: невербальное общение дополняет вербальное; невербальное общение противоречит вербальному; невербальное общение заменяет вербальное; невербальное общение служит регулятором вербального.

41) Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Привыкание к новому окружению может быть волнующим, стрессовым, может обмануть ожидания, быть забавным или просто сбить с толку. Термин был впервые употреблён американским антропологом Калерво Обергом в 1954 году.

Иногда понятие «культурный шок» используют для обозначения общей ситуации, когда человек вынужден приспосабливаться к новому порядку, при котором не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!