Список литературных источников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(СибГУТИ)

 

 

Кафедра СПП

Курс: Культурология

Тема

Происхождение искусства

Выполнила: Слепченко Кристина, ГР-51

Проверила: Гилева Е.В.

Работа сдана:

Работа проверена:

Новосибирск 2015

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Истоки искусства……………………………………………………………..….4

2. Функции искусства………………………………………………………………6

3. Виды искусства………………………………………………………………..…7

4. Сущность искусства……………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………...…10

Список литературных источников……………………………………………….11

 

Введение

В течение целой истории человек и искусство были неразделимо связаны. Чувства человека и эмоции запечатлены в творениях живописи, скульптурных группах. Трудности существования, религии, мироощущение отыскали свое отражение в произведениях искусства. История искусства в истории человечества представляет собой непростую кар­тину формирования разных национальных школ, направлений, стилей, взаимопроникновений форм и обычаев, не знающих временных и географических границ. Я выбрала данную тему, потому что искусство с самого появления человека идет с ним на равных, и чем старше становится человечество, там ярче и насыщеннее становится искусство.

 

 

Истоки искусства

Искусство — особая подсистема духовной сферы общественной жизни, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Множество источников свидетельствует о том, что искусство зарождалось в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Существует несколько теорий происхождения искусства.

1. Религиозная теория непосредственно связана с Библией: «Человек был создан Богом по его образу и подобию». Духовное начало человека предопределило возникновение искусства. Греки считали искусство даром от Бога. Мифические существа, дочери Зевса – музы, «заведовали» отдельными видами искусства. В представлении индусов, бог Брахма обучил мудреца поэзии и музыке. Церковь, которая крепко держала правление и власть над духовной жизнью общества, усиленно поддерживала религиозную теорию возникновения искусства.

2. Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). Данная теория, сводится к тому, что искусство является игрой с самоцелью, лишенной любого содержания. Т.к. игра, явление биологическое, которая присуще всем животным, то и искусство является одним из естественных природных явлений. Основная цель – удовольствие и наслаждение. Потребность в игре характерна не только для детей, но так же и для взрослых. Именно в игре человек освобождается от общепринятых обществом норм поведения, раскрепощается, чувствует себя свободнее, не скованный, сбрасывается груз жизненных тягот. Именно игровой момент в искусстве реализуется довольно таки четко, потому что для искусства важны полет фантазии и воображения. Игра искусстве во многом: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, в том, как может осуществиться шутовское и развлекательное, грустное, веселое, лирическое.

3. Теория подражания, по-другому – имитативная теория. Поначалу культурологи считали, что искусство появляется из-за потребности в подражании. Именно этого придерживались еще античные философы (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить при­чину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в ис­кусстве «подражание» матери-природы и одно из средств «очищения» чувств человека, вос­питания его красивым, благородным, мужественным. Причинами зарождения искусство он считал естественные наклонности человека к имитации, подражанию природе. Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своем сознании об­раз животного. Однако художник не только воспроизводил знакомое, похожее. Он вносил в свое произведение фантазию. Но даже самые радикальные концепции подражания не были на­целены на то, что бы свести произведения искусства лишь к механическому воспроизведе­нию реальности. Все они в той или иной степени должны были допустить творческую спо­собность художника. Оба эти требования нелегко согласовать друг с другом: если подража­ние - истинная цель искусства, то ясно, что творческая сила художника - скорее разруши­тельный, чем созидательный фактор.

3. Эротическая теория возникла под влиянием Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Сторонники данной теории считают, что искусство рождается через образы и фантазии и являются снами «на яву». А художественное творчество – выражение эротического желания, приносящее косвенное удовольствие и наслаждение. По мнению ученых, первобытное искусство задевает такие жизненно важные проблемы как материнство и смерть, а в ритмичных узорах первобытности (орнамент) они находят подсознательный эротизм. Общепринято полагать, что основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд. По мнению Фрейда, искусство появляется под влиянием аффективных конфликтов психики человека и искусство – форма вытеснения и сублимации влечений человека.

4. Магическая теория происхождения искусства была разработана С. Рейнаком. Это теория гласит, что корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах, а особенно связанных с успешной охотой. Для данных обрядов люди создавали изображения с животными, пронизанными стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, сохранение жизни охотника. Кроме изображения охоты, можно увидеть так же и изображения самих магов, которые выполняют ритуал шаманов. По магической теории именно шаманы являлись первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несли на себе более важный отпечаток – магический обряд.

5. Теория прагматизма, приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации об окружающем мире от взрослых к детям. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.

 

Функции искусства

Искусство выполняет множество общественных функций:

1. Это, конечно же, познавательная функция. Именно произведения искусства являются источниками информации о сложных общественных процессах. В нашей мире не всех интересуется искусство, а если и интересуется то в разной мере. Да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

2. Воспитательная функция. Искусство способно оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

3. Эстетическая функция. Оценивая произведение искусства, люди не просто узнают его содержание, но и пропускют его через себя, через сердце и эмоции. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

4. Гедонистическая функция – это все предыдущие функции в одной. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Виды искусства

Виды искусства сложились исторически, это формы художественного отражения мира, в которых используется для построения образа особые средства – звуки, цвета, слово и др. Каждый вид искусства имеет свои разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художестенного отношения к действительности. Итак, основные виды искусства:

1. Литература. Используются словестно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

2.Музыка выражается через звуковые средства. Делят на вокальную и инструментальную.

3. Танец. Использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

4.Живопись отображает реальность на плоскости с помощью цветов.

5.Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму.

6. Театр использует для построения образов движения.

7.Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

 

Сущность искусства

Термин «искусство» - поначалу означало любое мастерство наиболее высочайшего и особого сорта. В общепризнанном значении оно обозначается профессионализм в эстетическом смысле, и сформирование вследствие этого произведений - творений искусств, которые различаются с одной стороны, от творений природы, а с другой – от произведений науки, ремесел, техники. При этом пределы между данными сферами деятельности человека весьма нечетки, т.к. в великих достижениях в этих областях принимают участие и силы искусства.

Настоящие и искренние источники искусства, то есть образного творчества, усматриваются в разных явлениях: воображении, многообразном желании к изменению (Шиллер), стремлении в подражании (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм).

Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

 

Заключение

К искусству относится и танец первобытного человека, и статуя обнаруженная при раскопках какого-нибудь ассирийского дворца, и записи на папирусе. Не смотря на то, что искусство появилось еще до нашей эры, оно до сих пор востребовано. Оно способно волновать и рабочего, и ученого, и тракториста, и математика, и летчика и конечно, же, художника. Общение с произведениями искусства является общественной потребностью, и эта потребность не зависит от положения человека в обществе. Но отчетливо понятно, что современное искусство, значительно отличается от искусства, которое зародилось изначально. Вместе с тем и поменялись задачи искусства и его роль в нашей жизни. Искусство это то, что развивается вместе с обществом и ему нет пределов. Искусство и человек неразрывно связаны, потому что без человека не было бы искусства, а без искусства человек не сформировался как полноценная личность, готовая к жизни в обществе.

 

 

Список литературных источников

1. «Теории происхождения искусства» [Электронный ресурс] – URL: http://studopedia.ru/7_178413_vopros--teorii-proishozhdeniya-iskusstva.html

2. «Искусство – сущность, виды и его функции» [Электронный ресурс] – URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html

3. «Эстетика и искусство. Сущность искусства» [Электронный ресурс] – URL: http://www.karelia2010.ru/estetika/11-suwnost.html

4. «Происхождение искусства теории» [Электронный ресурс] – URL: http://www.artap.ru/cult/pr_i_t.htm

5. «Происхождение искусства» [Электронный ресурс] – URL: http://society.polbu.ru/kirilenko_philosophy/ch80_i.html


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!